Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:07, доклад
Японская продукция пользуется спросом во всём мире. Бытовая техника, автомобили и многое другое с лейблом «Made in Japan» ассоциируется у потребителей с неизменно высоким качеством. Японские производители идут в ногу с современными требованиями рынка, а порой и опережают большинство зарубежных компаний, постоянно расширяя ассортимент высококачественной продукции по вполне конкурентоспособным ценам. В чём же секрет японского феномена? Каким образом японским производителям удаётся обеспечивать баланс высокого качества и приемлемой цены и можно ли применить их методы в российских условиях?
Жизненный цикл работы
кружков качества
На всех фазах кружков
качества в той или иной мере проявляются
противодействующие силы, которые постепенно
снижают активность их деятельности.
Активность деятельности кружка качества
определяется степенью проявления руководителем
своих функций. Способности руководителя
кружка могут быть повышены путём
обучения. Но качество работы руководителя
кружка – не единственный фактор, определяющий
активность членов кружков. Причиной появления
плохих кружков качества является неудовлетворительная
работа руководителей подразделений.
Средний управленческий персонал должен
считать кружки качества зеркалом,
в котором отражается его собственная
работа. Средний руководящий персонал
в деятельности кружков качества
занимает недостаточно активную позицию,
его руководящие указания и советы носят
слишком неконкретный характер, в результате
чего организаторы кружков относятся
к ним без должного внимания. Для активизации
деятельности кружков качества необходимо
изменить отношение к ней всех категорий
работников.
Активизация деятельности кружков качества
зависит от того, как быстро руководители
подразделений изменят своё отношение
к кружкам качества и примут на себя все
главные вопросы управления кружками.
Их задачи − осуществлять повседневное
конкретное руководство, анализировать
и устранять причины, мешающие эффективной
работе кружков.
Сценарий занятия
кружка качества
В работе кружков качества применяются
разнообразные методики, организующие
творческий процесс. Одна из них – классический
«мозговой штурм». Рассмотрим типичное
занятие кружка по методике мозгового
штурма.
1. Взаимное приветствие участников.
2. Сбор актуальных проблем.
3. Выбор проблемы для решения.
4. Генерация идей, как решить заявленную
проблему. Самое важное на этом этапе –
не критиковать выступающих. Фиксируются
на доске любые, даже самые парадоксальные
идеи.
5. Краткое обсуждение каждой идеи на предмет
её реалистичности. Выбор одной-двух идей
для детального рассмотрения.
6. Глубокий анализ возможных методов решения
выбранной задачи.
7. Подведение итогов занятия кружка.
8. Выдача домашних заданий.
Заключение
Японский опыт в решении задач управления
персоналом и повышения качества продукции,
обеспечивший ей самую высокую конкурентоспособность
на мировом рынке, изучается менеджерами
многих стран мира.
Так, американские специалисты
усматривают в деятельности кружков
качества «ключ к успеху японского
бизнеса». Американские компании прилагают
значительные усилия к развитию аналогичных
групп на своих предприятиях. Группы
качества как бы реэкспортируются из
Японии в США. Решение этой «трансплантационной»
задачи очень трудное дело. Чтобы опыт
одной культуры оказался эффективным
в условиях другой, следует сбалансировать
сформировавшиеся на обоих полюсах социальные
ценности. Вместе с тем целый ряд чисто
технических приёмов управления поддаётся
заимствованию без особых затруднений.
Деятельность кружков качества может
получить развитие в любой стране. Они
не обязательно должны создаваться по
японскому образцу. Российские предприятия
также могут извлечь немало полезного
из японской практики управления человеческим
фактором. Эффективное использование
людских ресурсов должно рассматриваться
как долговременная стратегия управления.
Система подготовки и обучения персонала
на японских предприятиях заслуживает
тщательного изучения и применения.
Главной задачей управления качеством
продукции в настоящее время считают обеспечение
надёжности, причём надежность производственного
процесса определяется человеческим фактором.
Для обеспечения надёжности человека
очень важно не только его техническое
обучение, но и эмоциональное воспитание.
Это становится насущной задачей, которая
может решаться кружками качества. От
того, насколько правильно будут поняты
менеджерами характер и динамика изменения
управления деятельностью японских кружков
качества, будет зависеть эффективность
использования опыта Японии на предприятиях
других стран.