Культура и досуг пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Прекращая трудовую деятельность, снижается уровень материального благополучия у людей, при этом с возрастом ухудшается здоровье, слабеет память, сужается круг общения (постепенно уходят из жизни ровесники, дети и родственники постоянно заняты своими семьями). Тем не менее, отметим, что экономическая ситуация в России побуждает пожилых людей активизировать свою позицию, жить более насыщенной жизнью, работать и после наступления пенсионного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Культурно – досуговая деятельность………………………………. ......5
Представление о содержании культурно-досуговой деятельности……….5
Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека…..…..10
Социальная стратифицированность досуговых занятий
и предпочтений………………………………………………………………..13
Глава 2. Реализация системы досуговой деятельности с пожилыми
гражданами………………………………………………………………….……….17
Досуг и образование пожилых людей в г. Жуковский …………………...17
Проект создания клуба общения «Мои года, мое богатство»…… ……....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..…29

Файлы: 1 файл

досуг пожилых людей.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Филиал   ФГОУ  ВПО  << Московский  государственный  университет культуры и искусств >> в городе Жуковском

 

 

Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

 

«Культура и  досуг пожилых людей»

Курсовая работа по дисциплине<<СКД>>

 

Специальность 071401 << Социально-культурная деятельность>>

 

 

                                                         Выполнил: студент группы СК1-08

Кочкина М.Н.

    Проверил: преподаватель

К.ф.н. Аносова  Л.В.

 

 

 

 

г. Жуковский

2012  год

 

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…….3

Глава 1.  Культурно  – досуговая деятельность………………………………. ......5

Представление о содержании культурно-досуговой  деятельности……….5

Функции досуговой  деятельности в жизнедеятельности  человека…..…..10

Социальная стратифицированность досуговых занятий

и предпочтений………………………………………………………………..13

Глава 2. Реализация системы досуговой  деятельности с пожилыми

 гражданами………………………………………………………………….……….17

         Досуг и образование пожилых людей в г. Жуковский …………………...17

          Проект создания клуба общения «Мои года, мое богатство»…… ……....20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…..27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..…29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Прекращая трудовую деятельность, снижается уровень материального благополучия у людей, при этом с возрастом ухудшается здоровье, слабеет память, сужается круг общения (постепенно уходят из жизни ровесники, дети и родственники постоянно заняты своими семьями). Тем не менее, отметим, что экономическая ситуация в России побуждает пожилых людей активизировать свою позицию, жить более насыщенной жизнью, работать и после наступления пенсионного возраста. Поэтому очень важно, чтобы общество, учитывая все экономические, политические и демографические факторы, способствовало продлению активной трудовой деятельности пожилых людей.

Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы – эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. И здесь в первую очередь встаёт проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые отвечают современным представлениям о комфорте и безопасности.

 

Проблема исследования

На сегодняшний день многие пожилые люди испытывают чувство одиночества. Поэтому так важно, чтобы человек, независимо от своего возраста, социального и материального положения чувствовал себя нужным другим. И здесь очень важна психологическая поддержка престарелых людей.

Объектом исследования данной работы является культура и досуг для обще социальных групп.

Предметом исследования данной работы являются пожилые люди как  особая категория граждан.

Цель данной работы – рассмотреть формы и методы досуга пожилых людей, а также разработать основные этапы проекта по созданию клуба общения «Оптимисты»  для пожилых людей.

Задачи данной работы заключаются в следующем:

  • Раскрыть сущность понятия «культурно-досуговая деятельность».
  • Определить функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека
  • Рассмотреть специфику  досуговых занятий и предпочтений различных групп населения.
  • Разработать  основные  этапы создания клуба общения  «Мои года, мое богатство»

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом изучении проблем досуга пожилых людей.

Теоретическое обоснование работы: заключается в изучении работ  авторов Л.И. Анциферовой и Е.И.Холостовой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.Д.Жаркова,  Ю.А.Стрельцова и др.

 

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы курсовой работы  могут быть использованы:

- при разработке программ социальной  поддержки пожилых людей;

- для дальнейшего использования  в практике культурно – досуговых  учреждений по работе с пожилыми  людьми.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО –  ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

Представление о содержании культурно-досуговой деятельности.

В современной  социально-культурной ситуации досуг  предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга. [ 2,с145]

Категория содержания досуга при всей ее  многомерности и инвариантности всегда сохраняет свою изначальную заданность, целевой характер и адекватность назначению  досуга. [ 2,с146]

Досуг подразумевает  свободный выбор личностью досуговых  занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением  и т.п. [ 2,с148]

Проблема досуга как  социально-культурной категории не относится к ряду извечных проблем человечества. Она возникла в определенную историческую эпоху в связи с распадом традиционного ритуализированного отношения к работе и отдыху, праздникам и будням.

[ 6,с105]

Не  ставя своей задачей дать полный анализ развития понятия «досуг», заметим лишь, что осмысление историко-культурных основ просветительства и досуга в России, теории социально-культурной деятельности, в том числе культурно-досуговой, ориентирует нас на исследование этого явления в его историческом аспекте, на поиски исходного значения понятия «досуг». [ 2,с151]

Слово «досуг»  со значением свободного или удобного времени (по досугу - по умению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века.

В научной  литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово «досуг» трактуется довольно широко и означает время, достаточное для достижения какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безделье.  [ 2,с151]

В «Толковом  словаре живого великорусского языка» В. И. Даля читаем: «Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Следовательно, уже в XIX веке слово «досуг» имело современное нам толкование. Об этом говорят и употреблявшиеся в то время пословицы, приводимые В. И. Далем: «Был бы друг, будет и досуг»; «Работе время, а досугу час» и др. [ 2,с152]

Но  здесь же мы находим и производное  от этого слова: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки». Здесь досуг предполагает не безделье, а самодеятельную активность в свободное время. У древних славян слово «досуг» происходило от глагола «досягать» - достигать чего-либо, на что требуются усилия.

Близкое толкование слова «досуг» мы находим  и в современном словаре русского языка СИ. Ожегова: «Досуг - свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (в св. вр.); досужий - свободный от дела, праздный. Досужее время. Появляющийся на досуге, от безделья. Досужие мысли. Досужие сплетни».  [ 2,с152]

Вряд  ли правомерно отождествлять досуг  с бездельем. Если; «безделье - мать всех пороков», то досуг несет в себе через особым образом организованное общение глубокий социальный, часто педагогический, смысл, имеет культурно-образовательное, развивающее назначение. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия. Об этом свидетельствует опыт изучения традиционных национальных культур.  [ 2,с154]

Досуг - это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. К трем основным досуговым социовозрастным стратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельное население (производительная сила общества), поколение, по возрасту вышедшее «на заслуженный отдых».  [ 2,с155]

Главное в досуге – гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.

«Культурно-досуговая  деятельность является одним из важнейших  средств реализации сущностных сил  человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В культурно- досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки», - так определяет это ключевое понятие один из ученых.   [ 7,с31]

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Важно уяснить характер досуговой  деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:

  • первичные, или врожденные, - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические - в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;
  • социальные – потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;
  • культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.

Если с первичными потребностями  человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.

В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др.

Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

  • непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;
  • осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в это время оказывается в фокусе его внимания;
  • его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные  эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией  человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной  позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение  человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации.

Укажем еще одну особенность  содержательного досуга – восприятие произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному – с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени.

В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток.

  Таким образом,  досуг, досуговое (или рекреационное)  время - это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры - весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

Информация о работе Культура и досуг пожилых людей