Культурные особенности ведения бизнеса в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:55, реферат

Описание работы

С каждым годом Китай привлекает все больше российских компаний. Тем не менее, бизнес в этой стране может обернуться как огромными прибылями, так и немалыми убытками – в зависимости от того, насколько вы подготовлены к вступлению на китайскую почву.
Для многих европейцев Китай не просто другое государство – это совершенно иной мир! Люди, впервые приехавшие сюда, не только сталкиваются с различиями в языке, географии, политике, а часто испытывают настоящий культурный шок. Китайские нормы и обычаи уходят своими корнями в древнее прошлое страны, и многие из них со стороны – с точки зрения европейцев – кажутся лишенными здравого смысла и даже немного дикими. Однако если вы хотите работать в Китае, без знания местных правил не обойтись.

Файлы: 1 файл

Китай.docx

— 20.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

      Культурные особенности  ведения бизнеса 

                                 в Китае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   С каждым годом Китай  привлекает все больше российских  компаний. Тем не менее, бизнес  в этой стране может обернуться  как огромными прибылями, так и немалыми убытками – в зависимости от того, насколько вы подготовлены к вступлению на китайскую почву.

   Для многих европейцев  Китай не просто другое государство  – это совершенно иной мир!  Люди, впервые приехавшие сюда, не  только сталкиваются с различиями  в языке, географии, политике, а часто испытывают настоящий  культурный шок. Китайские нормы  и обычаи уходят своими корнями  в древнее прошлое  страны, и многие из них со стороны  – с точки зрения европейцев  – кажутся лишенными здравого  смысла и даже немного дикими. Однако если вы хотите работать  в Китае, без знания местных  правил не обойтись.

   Жители Китая крайне недоверчивы  вообще, а в вопросах ведения  бизнеса – тем более. «Китайцы  с рождения несут тяжкое бремя, - пишет тайваньский публицист  Бо Ян, - каждый день они вынуждены выпытывать мысли окружающих, в том числе и близких друзей». Неудивительно, что всякое новое деловое предложение, особенно исходящее от европейца, заранее воспринимается как подвох и подлежит тщательной проверке. Поэтому найти партнера в Китае трудно. Обычно его подбирают через посредников: специализированные компании, консультационные фирмы, торговые дома, бюро переводчиков. Лучше делать это заранее и еще в России, постаравшись собрать всю возможную информацию в материалах посольства или консульств КНР, на китайских бизнес – сайтах, в ходе выставок и ярмарок. Услугами же прилипчивых темных личностей, которые будут предлагать вам свои услуги в самом Китае («переводчиков», «гидов»), лучше не пользоваться  ради собственной безопасности.

   Китайцы знамениты своим  терпением, выдержкой, пунктуальностью  и церемонностью. Однако знаменитая  китайская хитрость – в большинстве  случаев лишь попытка белого  человека оправдать собственное  отсутствие выдержки и неумение  понять китайскую психологию. Если  вам незнакомо слово «выдержка», надо подумать о том, стоит  ли иметь дело с китайцами  вообще, поскольку весь процесс  переговоров с ними требует  немалого терпения – это череда  отступлений, выпадов, отвлекающих  и обходных маневров, обманных  движений, демаршей, блефа и даже  угроз. Так, часто применяются  тактика «пустых переговоров», нарочитое безразличие к итогам встречи, демонстрация гнева ( для проверки нервов противоположной стороны), завышение или занижение цен до абсурдного уровня, прямые угрозы вести бизнес с кем – то еще, применение «подсадных уток» (несколько якобы независимых групп китайцев ведут переговоры и обещают большие перспективы в будущем, с целью добиться невыгодного для российской стороны контракта).

   Кроме того, китайцы очень  искусны в деловой разведке, поэтому  зачастую переговоры имеют целью только добычу закрытой информации. Поэтому, приезжая в КНР, старайтесь не оставлять документы и ноутбук без присмотра ( важные файлы лучше вообще не хранить в ноутбуке, а носить с собой на дискете или использовать шифровальные программы), тщательно уничтожайте все лишние бумаги. Находясь в номере, держите всегда включенным телевизор или радио, а о тех вещах, которые вы хотели бы скрыть от китайской стороны ( реальные цифры, факты условия, которых вы намерены добиться), старайтесь упоминать пореже даже наедине с коллегами.

   Чтобы добиться успеха, постарайтесь  использовать против китайцев  их же приемы. Сталкивайте интересы  – в Китае царит жесткая  конкуренция, и на любой товар всегда найдется альтернативный продавец или покупатель; дайте понять, что вам не нужен результат любой ценой; торгуйтесь, не сдавайте ни одной позиции без боя; не доверяйте ничему, проверяйте все мельчайшие детали.

   Чтобы избежать просто  неловких ситуаций, изучите заранее  основы китайского делового этикета.  Например, большинство китайцев  успешно переняли западную привычку  рукопожатия, однако объятия и  поцелуи как способ приветствия  или прощания абсолютно не  приемлемы. Находясь в Китае,  внимательно следите за своими жестами: считается неприличным показывать на что – либо пальцем (для этого служит открытая ладонь внутренней стороной кверху) или щелкать пальцами. по имени к китайцу могут обращаться только близкие друзья, поэтому в разговоре используйте фамилию или официальную должность. Никогда не обращайтесь только по фамилии («Дэн»): в сочетании с ней обязательно должны использоваться связующие слова, которые ставятся после фамилии (например, «Ли сяньшэн» - «господин Ли»). Если вы не знаете ни имени, ни должности человека, лучше обращаться к нему «господин» («сяньшэн») или «госпожа» («нюйши»). По возможности старайтесь избегать обращения «товарищ», если конечно, не общаетесь с партийными боссами.

   Непременная составляющая  переговоров – подарки. В Китае  принято, чтобы они обязательно  были из той стороны, откуда  приехал гость. Это должна быть какая – нибудь уникальная или практичная вещь, которую ваши партнеры никогда не смогут купить в КНР. Обычно подарки дарятся в конце переговоров, и чем больше сделка, тем они должны быть ценнее. Подарки отдельным людям должны быть ценнее. Подарки отдельным людям должны быть относительно недорогими – не более 10-15$. Если вы дарите их одновременно нескольким людям, убедитесь, что это примерно равноценные вещи. Ни в коем случае не обойдите подарком кого – нибудь, особенно из числа тех, кто был вам полезен во время визита. Кроме того, китайцы имеют обыкновение приглашать на церемонию подписания контракта или прощальный ужин людей, которые не принимали непосредственного участия в переговорах, но являются важными фигурами (вице – президента фирмы, начальников отделов). нет ничего страшного, даже наоборот, если вы заранее спросите партнеров, сколько будет присутствовать гостей с китайской стороны. Будьте уверены – все поймут правильно и дадут самый точный и правдивый ответ. Тогда вы будете заранее уверены в том, что не поставите себя в неловкое положение, не вручив кому-то подарок.

   Наиболее распространенные  подарки – ручки, зажигалки,  канцелярские принадлежности, книги,  картины в рамках, сувениры для  дома, сотовые телефоны, CD-плейеры и другая престижная электроника. Если вас пригласили в гости домой, будет очень уместно принести с собой оригинальные сувениры из России или игрушки для детей. В Китае принято отказываться два – три раза от подарка, прежде чем принять его. Вы должны в это время настаивать, что дарите «совсем маленькую» вещь и обидитесь, если ее не примут. Вас могут тут же «отдарить» в ответ в знак большого уважения к вам и будущих взаимоотношений. Для упаковки подарков используйте традиционные цвета удачи – красный и золотой, но избегайте белого и черного, которые символизируют траур. Если вы дарите несколько одинаковых предметов, их должно быть четное число, но ни в коем случае не четыре – на некоторых китайских диалектах «четыре» звучит так же, как «смерть». Омонимом слова смерть является также слово «часы» - это единственный подарок, которого надо избегать. Старайтесь не дарить также острых предметов, которые ассоциируются с угрозой дружбе. Учтите, что цветы традиционно приносят людям, лежащим в больнице или выписывающимся, а также на похороны, поэтому если вы идете в гости, лучше захватить для хозяйки дома торт, пирожные или шоколад. Сигареты не могут считаться подарком. Иностранцы не должны дарить китайцам спиртные напитки, даже очень дорогие и элитные, зарубежную валюту и монеты.

   Если в ходе беседы  вы хотите рассказать анекдот  или пошутить, опробуйте шутку  сначала на переводчике или  знакомом китайце. Если вы действительно  хотите развеселить присутствующих, выучите несколько китайских  пословиц: произношение иностранца  звучит само по себе очень  смешно. Вызовут восхищение и  ваши усилия в овладении языком. Но если вы не уверены в  значении тех или иных китайских  слов, лучше не применяйте их: например, можно в шутку сравнить  кого – то с обезьяной, но  собака – это уже оскорбление.

   Наконец, нужно сказать несколько слов об особенностях китайского законодательства в отношении работы иностранных компаний в КНР. Если вы решите работать в КНР на постоянной основе, вам придется столкнуться с ним вплотную. Законы достаточно сложны и громоздки, но время, потраченное на их тщательное изучение и продумывание своей стратегии, окупится потом сторицей. Прежде всего, необходимо решить, какая форма деятельности будет наиболее отвечать вашим интересам в КНР.

   Самый дешевый способ  – открыть представительство.  Для его регистрации не нужно  никаких капиталовложений, главное  – правильно выполнить все  процедуры. Однако представительство  не имеет права получать какие – либо средства на территории Китая, поэтому материнская компания должна переводить на его счет деньги для покрытия всех расходов. Тем не менее, представительство обязано платить налоги: подоходный налог, налог на хозяйственную деятельность (исчисляется на основании расходов представительства на аренду офиса, зарплату и т.д.), налог на инвестиции иностранных предприятий. Уклоняться от их уплаты или пытаться обмануть китайское государство сложно и опасно, о чем часто забывают российские компании.

   Если же вы хотите, например, продавать товары на китайском  внутреннем рынке, вам придется создавать СП, но это не так просто: китайское правительство требует от своих компаний подтвержденного стажа работы, прежде чем дать им официальный доступ к иностранным инвесторам. К тому же китайские партнеры в СП имеют решающее слово в производственных вопросах и уполномочены распределять прибыль. Поэтому наиболее удобная форма организации бизнеса в Китае – предприятие со 100%-ными иностранными инвестициями, учрежденное в одной из инвестиционных зон.

   Однако китайское правительство  ставит ряд жестких условий,  от которых зависит, разрешат  ли вам создать такое предприятие. Чтобы получить право производить что – либо в Китае, вы обязаны использовать передовые технологии и оборудование, усовершенствовать и заменять существующую продукцию, так, чтобы она могла быть использована вместо аналогичной импортной. Стоимость продукции предприятия, ежегодно направляемой на экспорт, должна превышать 50% ее общего объема. Минимальный размер уставного капитала предприятия – 200 тыс. $. Закрытыми для иностранцев сферами являются журналистика, издательская деятельность, радиовещание, телевидение, кинематограф, почтовая связь и телекоммуникации. Ограничения существуют также в области предоставления  коммунальных услуг, транспорта, недвижимости, трастовой и инвестиционной деятельности, лизинга. Теперь, когда Китай вступил в ВТО, эти положения должны быть пересмотрены, но вряд ли они изменятся радикально, и в любом случае это произойдет не так быстро.

   Чтобы получить разрешение  на учреждение предприятия, вы  должны представить на рассмотрение местному комитету по внешней торговле и внешнеэкономическому сотрудничеству подробное описание проекта и его бизнес – план, устав предприятия, справку о налоговом состоянии и другие документы. Как правило, согласование и разрешение занимает около месяца. Многие свободные экономические зоны предлагают помощь в составлении пакета, но в результате там могут оказаться совершенно невыгодные для вас положения, поэтому лучше прибегнуть к услугам стороннего незаинтересованного консультанта. Когда предприятие уже работает, опасно уклоняться от уплаты налогов, несвоевременно предоставлять отчетность и не проводить аудит – у китайских властей есть много возможностей вас контролировать, а за нарушения грозит наказание вплоть до отъема лицензии и конфискации средств.

   Иметь качественную профессиональную  помощь, как в юридических, так и в финансовых аспектах организации бизнеса в Китае исключительно важно. Ваши китайские партнеры могут оказаться очень гостеприимными и активно помогать в регистрации предприятия, но, как правило, они имеют в виду только собственный интерес, и в итоге очень легко оказаться в невыгодном положении.


Информация о работе Культурные особенности ведения бизнеса в Китае