Квалификационный экзамен в кадровой работе государственных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Как известно, хорошее управление - это прежде всего хорошие управляющие, т.е. кадры. От качества подготовки и компетентности государственных служащих, их добросовестного отношения к должностным обязанностям во многом зависит профессионализм всей государственной службы, ее авторитет в обществе, в глазах каждого конкретного гражданина. При таком положении необходимо качественное обновление кадрового потенциала органов государственной власти, приток на государственную гражданскую службу высококвалифицированных кадров.

Файлы: 1 файл

контрольная работа готовая.docx

— 57.47 Кб (Скачать файл)

Введение

Как известно, хорошее управление - это прежде всего хорошие управляющие, т.е. кадры. От качества подготовки и компетентности государственных служащих, их добросовестного отношения к должностным обязанностям во многом зависит профессионализм всей государственной службы, ее авторитет в обществе, в глазах каждого конкретного гражданина. При таком положении необходимо качественное обновление кадрового потенциала органов государственной власти, приток на государственную гражданскую службу высококвалифицированных кадров.

Основу механизмов, способствующих повышению эффективности деятельности гражданских служащих субъектов  Федерации, должны составлять современные  кадровые технологии, среди которых  следует отметить такие как:

1) назначение на должность  государственной гражданской службы  по итогам проведения конкурса;

2) содействие должностному  росту государственных служащих  на конкурсной основе;

3) формирование и использование  кадрового резерва для замещения  должностей государственной гражданской  службы;

4) оценка результатов  профессиональной служебной деятельности  государственных гражданских служащих  посредством проведения аттестации и квалификационного экзамена;

5) ротация служащих и  другие.

В значительной степени притоку  на государственную гражданскую  службу высококвалифицированных кадров может способствовать аттестация и  квалификационный экзамен, но только при  правильной их организации. Опыт развитых демократических государств Европы и Северной Америки свидетельствует  о том, что аттестация является действенным  средством работы с кадрами, позволяющим осуществлять контроль за уровнем квалификации и профессионализмом гражданских служащих.

 

1. Понятие и  цель квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен представляет собой обязанность гражданских служащих определенных категорий проходить периодическую проверку своего профессионального уровня, организуемую государственным органом и осуществляемую конкурсной (аттестационной) комиссией в соответствии с установленными правилами и полномочиями, с целью решения вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы по замещаемой должности.

Оценка профессионального уровня гражданского служащего включает оценку профессиональных знаний и оценку профессиональных умений и навыков.

Профессиональные знания – уровень знаний основ конституционного (государственного) строительства, государственного управления, правовых основ государственной гражданской службы, а также знаний в профессиональной области применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Профессиональные умения и навыки – уровень решения профессиональных задач с применением профессиональных знаний.

Цель квалификационного экзамена – обеспечение мотивации (стремления) гражданских служащих к повышению уровня профессиональной компетентности, достижению наилучших результатов при выполнении должностных обязанностей.

Квалификационный экзамен проводится по решению представителя нанимателя, которое он принимает по собственной инициативе, или по инициативе гражданского служащего.

Квалификационный экзамен, проводимый по решению представителя нанимателя по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года, считается очередным. Квалификационный экзамен, проводимый по инициативе гражданского служащего, считается внеочередным и проводится не позднее чем через три месяца после дня подачи гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина. При проведении очередного квалификационного экзамена заявления от гражданского служащего не требуется.

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы. Гражданский служащий, заключивший срочный служебный контракт, не привлекается к сдаче квалификационного экзамена при разрешении вопроса о присвоении ему классного чина.

Классный чин - звание (ранг) государственного гражданского служащего, присваиваемое в соответствии с замещаемой должностью (если быть точнее - в соответствии с группой должностей), по результатам квалификационного экзамена.

Без квалификационного экзамена классные чины присваиваются следующим категориям гражданских служащих:

- замещающим должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей;

- замещающим должности категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом России;

- замещающим должности относящиеся к главной группе должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

Классный чин сохраняется за гражданским служащим пожизненно. При нахождении на государственной службе, за классный чин выплачивается дополнительное вознаграждение в размере, установленном актами Президента России.

Порядок присвоения классного чина гражданскому служащему в настоящее время урегулирован Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.   N 113, утвердившим Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим.

Составы конкурсной и аттестационной комиссий урегулированы соответственно частью 8 статьи 22 и частью 10 статьи 48 Закона о Государственной службе.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские  служащие (в том числе из подразделения  по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, сдающий экзамен, замещает должность  гражданской службы), представитель  органа государственной гражданской службы, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов.

Квалификационный экзамен проводится с применением одной из следующих экзаменационных процедур: индивидуальное собеседование, тестирование, ответы на вопросы экзаменационных билетов, выполнение письменных заданий (реферат, эссе, решение задач). Проведение квалификационного экзамена с применением нескольких экзаменационных процедур не допускается.

К гражданским служащим, в отношении  которых проводится квалификационный экзамен, во время его проведения применяются одинаковые экзаменационные  процедуры и критерии оценки их профессионального  уровня.

 

 

 

2. Квалификационный экзамен в кадровой работе государственных органов.

Следует иметь в виду одно важное обстоятельство методологического плана: квалификационный экзамен необходимо отличать (точнее – отграничивать) от иных схожих явлений, имеющих место в практике кадровой работы в государственных органах, к примеру, от той же аттестации как формы проверки профессионализма кадров или от проведения квалификационных экзаменов на аттестат (диплом) профессионального специалиста в определенной области знаний и др. Дело в том, что здесь наряду со схожими чертами имеют место существенные особенности. Так, хотя задачей периодической аттестации госслужащего и является определение уровня его профессиональной подготовки, но делается это главным образом для установления меры его соответствия замещаемой должности гражданской службы на момент проведения аттестации, в то время как квалификационный экзамен проводится для решения вопроса о присвоении госслужащему классного чина гражданской службы.

Исходя из сказанного квалификационный экзамен можно определить, как  юридическую обязанность гражданских  служащих определенных категорий проходить  периодическую проверку уровня своей  профессиональной компетентности (оценке подлежат знания, умения и навыки), организуемую государственным органом (нанимателем) и осуществляемую экзаменационной  комиссией (конкурсной или аттестационной) в соответствии с установленными правилами и полномочиями, с целью  решения вопроса о присвоении гражданскому служащему классного  чина гражданской службы по занимаемой должности.

В отношении требований по составу экзаменационной комиссии разночтений быть не может, учреждаемые  актом государственного органа конкурсная и (или) аттестационная комиссия должна включать в себя:

  • представителя нанимателя и (или) уполномоченных им гражданских служащих, в том числе из подразделений по вопросам государственной службы и кадров, юридической (правовой) службы, а также из подразделения, в котором экзаменуемый гражданский служащий занимает должность гражданской службы;
  • представителя соответствующего органа по управлению государственной службой;
  • представителей научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам гражданской службы (число независимых экспертов должно быть не менее одной четверти (25%) от общего количества членов комиссии).

 

 Исходя из целей и задач квалификационного  экзамена, а также с учетом обобщения  практики других форм оценки кадров, можно  с уверенностью утверждать, что реализация данного решения лишь тогда будет эффективно служить делу формирования качественного кадрового потенциала государственной службы, если будут строго выполняться следующие основные принципы:

а) принцип рационального  соблюдения интересов государственного органа и личных интересов гражданского служащего в карьерном росте  последнего в зависимости от служебно-профессиональных заслуг;

б) принцип оптимальной  периодичности и обязательности квалификационного экзамена при  последовательном присвоении классных чинов гражданской службы;

в) принцип непредвзятого  объективного установления уровня профессиональной компетентности в сфере квалификационного  экзамена;

г) принцип определенности (конкретности) предъявляемых при  квалификационном экзамене требований к профессиональным знаниям, навыкам  и умениям экзаменуемых;

д) принцип дифференцированного (избирательного) подхода к выбору критериев оценки профессиональных качеств в зависимости от категорий  служащих;

е) принцип гласности, открытости результатов квалификационного  экзамена и т.д.

Данный перечень можно  развивать и продолжать до уровня частностей. Однако именно перечисленным  принципам отводится главенствующая роль системного подхода к организации  квалификационного экзамена.

Придавая исключительно  важное значение квалификационному  экзамену как одной из основных организационно-правовых форм проверки уровня профессиональной компетентности гражданских служащих, есть необходимость акцентировать  внимание на том, что оценка кадров государственных органов – это основа социального управления. Она задает стандарты управленческой деятельности и служебного поведения гражданских служащих, является базой для правильного или ошибочного решения целого комплекса практических кадровых задач. В этом плане субъектам кадровой работы следует извлечь правильные выводы из уроков собственной же практики.

В течение длительного  периода времени оценка кадров государственных  органов проводилась главным  образом в форме аттестации. В  целом подходы к решению задач  аттестации и квалификационного  экзамена в чем-то схожи, в чем-то отличны, что вполне понятно. Но главное, что обязательно должно присутствовать, – четкая программа действий, наличие  универсального или специального инструментария, ответственное отношение к делу.

 

3. Порядок проведения  квалификационного экзамена.

Проведение квалификационного экзамена (далее – экзамен) требует определенной организации. Можно выделить три этапа оценочной процедуры: подготовительный, непосредственно экзамен, заключительный этап.

Подготовку к проведению экзамена следует начать с того, что кадровая служба государственного органа или гражданский служащий, ответственный за кадровую работу, составляет список гражданских служащих, которым предстоит сдавать экзамен, и вносит их представителю нанимателя для принятия решения о проведении экзамена.

Для проведения экзамена по решению представителя нанимателя издается правовой акт (приказ, распоряжение) государственного органа , в котором утверждаются график, дата и время экзамена и указываются документы, необходимые для его проведения. График рекомендуется составлять заблаговременно, для обеспечения своевременной подготовки документов, необходимых для проведения экзамена.

Решение о предстоящей сдаче экзамена доводится до сведения гражданского служащего не позднее, чем за месяц до его проведения.

Не позднее, чем за месяц до проведения экзамена, непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина.

Основой оценки деятельности гражданского служащего за истекший период службы (с момента присвоения предыдущего классного чина; c момента назначения на должность) являются документы, регламентирующие его деятельность: должностной регламент (показатели эффективности и результативности профессиональной деятельности); отчет о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; отчет о выполнении индивидуального плана профессионального развития; положение о структурном подразделении государственного органа Санкт-Петербурга.

В структуре отзыва можно выделить три блока:

1. Анкетные данные: ФИО гражданского служащего; дата рождения; замещаемая должность и дата назначения на должность; сведения о профессиональном образовании; сведения о профессиональной переподготовке, повышении квалификации или стажировке; имеющийся классный чин и дата его присвоения.

Информация о работе Квалификационный экзамен в кадровой работе государственных органов