Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:07, курс лекций
1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления
Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.
Процесс планирования начинается с постановки целей. Они выполняют организующую, мотивирующую и контролирующую функции. Цель – это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта.
Целевое начало
в деятельности организации возникает
как отражение целей и
Организация устанавливает много разнообразных целей. Эти цели различаются по уровням, сферам, периодам времени. Существует четыре основных уровня целей в организации: это миссия, стратегические, тактические и операционные цели. Вершиной в иерархии целей является миссия.
Миссия – основополагающая, уникальная, качественная цель, которая подчеркивает особенности бизнеса фирмы, ее отличие от других фирм в отрасли.
Она раскрывает
причину, смысл существования фирмы,
ее предназначение. Корпоративная миссия
связывает организацию и
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации. Конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей.
Стратегические цели устанавливаются высшим звеном управления на основе миссии. Это общие долгосрочные цели, определяющие будущее состояние организации в целом. В отличие от миссии они указывают сроки их достижения.
Тактические цели
устанавливаются средним и
Операционные (производственные) цели устанавливаются низшим и средним звеньями управления для низшего уровня в организации. Они относятся к краткосрочным ориентирам, вытекающим из тактических целей. Это специфические, измеряемые результаты деятельности отделов, рабочих групп, отдельных работников в организации. Являются средством достижения тактических целей.
Организация определяет цели для различных функциональных подразделений (производство, маркетинг, финансы и т. д.); различных результатов деятельности (качество продукции, производительность труда, издержки производства, объем продаж, эффективность и др.).
Основными сферами постановки целей являются: прибыльность, рынки, производительность, продукция, финансовые ресурсы, производственные мощности, исследования и внедрение нововведений, организация (изменение структуры), человеческие ресурсы, социальная ответственность.
Представим схему целей, разрабатываемых японскими компаниями.[1]
1. Базовые цели:
1) объем продаж;
2) темп роста (объема продаж или прибыли);
3) трибыль:
а) размер прибыли;
б) норма прибыли на весь капитал;
в) отношение прибыли к объему продаж;
г) доход на одну акцию;
4) доля рынка;
5) структура капитала;
6) Дивиденды;
7) цена акции;
8) заработная плата работников;
9) уровень качества продукции;
10) базовая политика роста;
11) базовая политика устойчивости;
12) базовая политика извлечения прибыли;
13) базовая политика в отношении социальной ответственности. 2.Оперативные вопросы:
1) задания по добавленной стоимости;
2) задания по производительности труда;
3) инвестиции на 1 работающего;
4) коэффициент оборачиваемости капитала;
5) политика в области снижения издержек.
Стратегическое планирование – процесс разработки стратегий и основных методов их осуществления. Это адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка решений, оформленных в виде планов, пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений внутри и вне организации.
Стратегическое планирование определяет, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем исходя из того, что окружение и организация будут меняться. Другими словами, при стратегическом планировании как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее.
Стратегическое планирование правомерно трактовать как систему всего многообразия видов плановой деятельности в организации. Оно обобщает долгосрочное, среднесрочное, годовое, оперативное, функциональное планирование. Основная смысловая нагрузка возлагается на долгосрочное планирование. Его назначение – сделать оперативные управленческие решения обоснованными не только с точки зрения сложившейся конъюнктуры, но прежде всего с позиций завтрашнего дня.
В соответствии с пос-тавленными целями разрабатываются стратегические, тактические и производственные (операционные) планы.
Для эффективного управления процессами постановки целей, планирования и контроля за выполнением планов широко используется метод управления по целям (УПЦ). Посредством УПЦ менеджеры совместно с работниками определяют цели организации, подразделений, отдельного человека и используют их для последующего контроля достигнутых результатов.
Первый этап – постановка целей. Это наиболее трудный шаг в УПЦ, он предполагает взгляд за пределы текущих, ежедневных обязанностей, чтобы ответить на вопрос: «Чего мы пытаемся достичь в ближайшей перспективе, через полгода, год?» Совместное соглашение между менеджерами и служащими создает прочное обязательство для достижения поставленных целей. Хорошо сформулированная цель должна быть конкретной, реалистичной, иметь временные рамки и конкретных исполнителей.
Второй этап
– разработка планов действий. Эти
планы определяют последовательность
действий, необходимых для достижения
намеченных целей. Они разрабатываются
как для подразделений, отделов,
так и для отдельных
Третий этап – наблюдение, контроль за реализацией планов и при необходимости – их корректировка. В ходе выполнения плана руководитель должен предоставить подчиненным свободу действий, например через снятие текущего, ежедневного контроля за их деятельностью.
Вместо этого можно больше внимания уделять обучению и консультированию сотрудников для достижения ими поставленных целей. Контроль обычно проводится через три, шесть и девять месяцев после начала планового периода. Этот периодический контроль позволяет менеджерам и служащим видеть, как реализуются планы и не нужны ли корректирующие действия для достижения запланированных целей.
Четвертый этап – оценка результатов деятельности, их соответствия поставленной цели. Оценки могут быть положены в основу системы вознаграждения персонала. Оценка результатов деятельности работников, отделов, организации в целом служит основанием для постановки целей на следующий год, и цикл УПЦ возобновляется.
Преимущества УПЦ в том, что оно:
1) концентрирует усилия людей на корпоративных целях, что повышает вероятность их достижения;
2) расширяет сотрудничество между менеджерами и работниками;
3) делает задачи ясными и четкими для исполнителей;
4) улучшает мотивацию людей;
5) позволяет выявить талантливых менеджеров для будущего продвижения (так как акцентирует внимание на соответствии целей и планов);
6) повышает личную ответственность исполнителей. Недостатки УПЦ:
1) оно требует высокого профессионализма руководителя;
2) плохие отношения между администрацией и работниками снижают эффективность УПЦ;
3) оно требует проведения большого объема работ, знания целей организации и отделов;
4) процедура УПЦ склоняется к определению краткосрочных целей;
5) появляется возможность возникновения конфликта между операционными и стратегическими целями;
6) УПЦ вступает в противоречие с механистической структурой организации, препятствующей участию работников в управлении.
Стратегия –
комплексный план достижения миссии
и целей организации
Хорошо продуманная стратегия содержит четыре компонента: масштаб, распределение ресурсов, конкурентные преимущества и синергию. Под масштабом понимается тип и количество рынков, на которых организация собирается конкурировать. Выбор рынков определяет структуру и объем производства. Стратегия включает проект распределения ресурсов организации по различным подразделениям, бизнес-единицам, отделам.
Конкурентные преимущества – это уникальные материальные и нематериальные активы, которыми владеет фирма и которые создают ее превосходство над конкурентами. Существенные конкурентные преимущества обеспечивают корпорации ее внутренние и внешние компетенции. Как правило, для их создания требуется значительный период времени и опыт работы в конкретной отрасли. Например, к внутренним компетенциям можно отнести следующие:
1) НИОКР (НОУ-ХАУ, технологии, способность создавать конкурентоспособную продукцию);
2) наличие отработанных и эффективных бизнес-процессов (управление проектами, логистика, сбыт, маркетинг, планирование, мотивация персонала и т. д.);
3) наличие уникальных технологий, недоступных конкурентам;
4) наличие квалифицированного персонала, который нелегко может быть найден на рынке и на подготовку которого требуется значительное время.
К внешним компетенциям относятся:
1) связи с поставщиками и потребителями (агентами, дилерами, дистрибьюторами);
2) возможности лоббирования;
3) наличие «раскрученной» торговой марки;
4) способность обеспечивать финансирование в требуемом объеме и по приемлемой стоимости (связи с финансовыми институтами и инвесторами).
Синергия возникает, когда совместная деятельность всех частей организации производит эффект больший, чем сумма их отдельных действий. Синергия подчеркивает, что первые три элемента стратегии не только взаимосвязаны между собой, но и дополняют, усиливают друг друга, приводят к наилучшему эффекту взаимодействия.
Стратегия формулируется на трех уровнях: корпоративном, уровне бизнес-единиц и функциональном.
Формулирование
стратегии – это процесс
1) постановка стратегических целей;
2) анализ организации;
3) анализ внешней среды;
4) установление соответствия между организацией и средой.
Анализ организации, ее потенциала предполагает диагностику ее сильных и слабых сторон в сравнении с другими организациями. Потенциал организации обычно оценивают в таких областях, как маркетинг, финансы, производство, исследования и разработки, человеческие ресурсы, качество управления, структура организации.
Анализ внешней среды предполагает определение возможностей и угроз для организации по всем факторам внешней среды. Для такого анализа необходимо использовать информацию из разнообразных источников.
После завершения
анализа внешней среды и
Кроме того, для формулирования стратегии, установления соответствия между характеристиками организации и ее внешней среды можно использовать матрицу SWOT.
Для изучения среды
может быть применен метод составления
ее профиля. Данный метод удобно применять
для составления профиля
Этот метод применяется для оценки относительной значимости для организации отдельных факторов среды. Метод состоит в следующем.