Лекции по "Основам менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:21, курс лекций

Описание работы

Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ. Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации. Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. 5
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ. 7
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ. 10
ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. 11
МОТИВАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. 12
ПОНЯТИЕ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ 14
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГРУППА = РУКОВОДИТЕЛЬ + ПОДЧИНЁННЫЙ 14
МОДЕЛЬ КОМАНСА 14
РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ЛИЧНОЕ ВЛИЯНИЕ 15
ПОНЯТИЕ БАЛАНСА ВЛАСТИ 15
4 СИСТЕМЫ В СТИЛЕ ЛИДЕРСТВА ЛАЙНЕРДА 16
РЕШЕТКА СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА БЛЕЙКА И МУТОНА 16
СИТУАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФИДЛЕРА 17
ТЕОРИЯ «ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА». ПОЛЯ ХЕРСИ И КЕНА БЛАНМАРА. 17
МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ВРУМА-ЙЕТТОНА 18
КОНФЛИКТ. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ В ОРГАНИЗАЦИИ. 18
ПОНЯТИЕ СТРЕССА. 21
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ. 22
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. 24
ЦЕПЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ. 25
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СКЛАДЫ И ГПС. 26
ПЛАНИРОВКА В ПРОИЗВОДСТВЕ 28
НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА. 28
ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ. 29
ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТЕРЬ ПО СИСТЕМЕ MRP. 29
УЧЁТНО-ПЛАНОВЫЕ ГРАФИКИ ГАНТА. 29
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ (КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД). 30
СЕТЕВЫЕ ГРАФИКИ 32
ПОИСК РЕЗЕРВОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА. 34
СПОСОБЫ ПОИСКА РЕЗЕРВОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА. 35
ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ НАГРУЗКОЙ. 37
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. 38
ИНТЕНСИВНОЕ И ЭКСТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. 39

Файлы: 1 файл

Конспект лекций_Менеджмент.DOC

— 422.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы менеджмента.

Конспект лекций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение. Основные понятия.

 

Организация – это открытая система  взаимодействующих и управляемых  частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:

  1. финансовые ресурсы;
  2. материальные ресурсы (оборудование и т.п.);
  3. людские ресурсы;
  4. информационные ресурсы;
  5. временные ресурсы.

Управление – это процесс  распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.

Адаптивное управление – это  приспосабливающееся к новой  обстановке (окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации.

Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п.

Существуют так называемые уровни управления – это уровни в дереве иерархии.

 

Дерево иерархии:


Высшее звено управления

 

 


Среднее звено управления

 

 


 

Низшее звено управления


 

 

 

 

Соответственно руководители делятся  на руководителей высшего, среднего и низшего звеньев управления.

           Внешние факторы (экономические, психологические, культурные)


Цели, задачи                                             


                                                                     Результаты


    Ресурсы




 

 

 

Искусство менеджера заключается  в том, чтобы при изменении  внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме.

Предприниматель – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.).

Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от менеджера.

Менеджер – это человек, работающий в организации и занимающийся организацией работ с комплексом ресурсов.

В теории менеджмента существуют следующие  школы управления:

    1. Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли;
    2. «Доктрина человеческих отношений» (30-40гг.): Учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы производительности труда;
    3. «Эмпирическая школа управления»: Основывается на практике управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры, получившие определённый результат в своей деятельности;
    4. «Школа социальных систем»: Внимание акцентируется на взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется корреляция – статистическая связь между этническими, психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда;
    5. «Новая школа управления»: Основывается на математических методах экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники, компьютерных сетей и т.д.

 

Существует несколько подходов в управлении:

  1. процессный подход: управление рассматривается как процесс, например планирование, организация, мотивация, контроль;

 

  1. системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

система разбивается на подсистемы, организация на подразделения;

 

  1. ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов.

 

 

Существует внутренняя среда  организации, внешняя среда организации  и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой  организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.


 

 

 

 



 



 


 



 

 

 


 

 

 

Качество управления зависит в  большой степени от связующих  процессов или коммуникаций. Коммуникации могут быть:

  • по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);
  • по восходящей (команда с низшего уровня на высший);
  • коммуникации между подразделениями, секциями, отделами;
  • коммуникации типа: руководитель – рабочая группа;
  • коммуникации между руководителями;
  • неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений);
  • невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).

 

Принятие решения в организации.

 

Решение – это результат или  действие, произведённое на основе анализа информации и ведущее  к планируемым (прогнозируемым) результатам  в работе организации. Необходимо учиться  принимать решения в условиях неопределённости и риска. Существуют специальные методы принятия решений.

Процесс принятия решений может  быть формализован. Например, предположим, что имеются три альтернативы А1, А2, А3, имеются условия, которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2.

Пример:

 

                         вероятность 0,6                          вероятность 0,4

                                   Р1                                                 Р2

 

А1                                5                                                  3

А2                                4                                                  1

А3                                2                                                  1

 

Балл обозначает эффективность.

Показатель:

Е1=5*0,6+3*0,4=4,2

Е2=4*0,6+1*0,4=2,8            => Еmax1 => Первое решение оптимально.

Е3=2*0,6+1*0,4=1,6

 

Если вероятность наступления  условия определить сложно (или Р12=0,5), то применяют критерии из теории игр:

  1. Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк матрицы выбирается максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают максимальное, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная альтернатива – max max aij;
  2. Правило пессимиста (консервативного игрока): Возможны две комбинации: а) max min aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное;  б) min max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный элемент, из выбранных максимальных выбирают минимальное;
  3. Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила оптимиста и пессимиста.

         α*max max aij+(1-α)*max min aij

        где α – коэффициент значимости;

  1. Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают средние элементы, из рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему определяется альтернатива.

 

Применяя эти правила, уходят от наихудших результатов.

Пример:


    х1

          3х

  

          1х   4х   6х

 

          2х   5х   7х 

                                     х2


  1. Фиксируем множество Парето.
  2. Из множества выделенных объектов выделяем те, которые находятся на правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины х1 и х2 максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето.
  3. Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для этого применяем предыдущий метод.

Для принятия решений часто используются:

  1. теория массового обслуживания;
  2. методы линейного программирования;
  3. методы нелинейного программирования;
  4. метод динамического программирования;
  5. анализ безубыточности;
  6. причинно-следственное моделирование (позволяет определить, насколько каждый из факторов производства влияет на конечный результат);
  7. измерение общественного мнения (измеряя общественное мнение можно определить критические факторы успеха в работе той или иной фирмы);
  8. измерение мнения торговых агентов.

Выгоды от использования информации могут быть:


В                                         В                                         В



 


 

 

 

                            PЭ                                       PЭ                                     PЭ         PЭ – расход энергии.

                               Э


 


 

 


 

 

 

 

 


            ∆Р     РР(PЭ)

 

Чем площадка ∆Р уже, тем сложнее  управлять такой системой.

Планирование делится на стратегическое, оперативное и рабочее.

Стратегия – это план для обеспечения  миссии и достижения долгосрочных целей. Миссия определяется причиной её существования, связанной с потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года.

Стратегия планирования делится на:

  1. Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого + инфляция).
  2. Стратегия планированного роста (назначается прирост %).
  3. Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объёмов производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.).

 

Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное на достижение цели.

При реализации стратегических и оперативных  планов очень важно вести правильную политику. Политика – это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения, и т.д.).

Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации.

 

Правило планирования – это соответствие вопроса и ответа.

 

Бюджет организации – метод распределения ресурсов для достижения цели. Бюджет состоит из двух статей – расходной и доходной.

Часто используется метод управления по целям, который заключается в прогнозировании будущих событий и разработке ряда мероприятий в целях совершения этих событий.

Прогнозирование делится на краткосрочное  и долгосрочное.

Краткосрочное планирование:


  Vпродаж


 

 

 

 

        dx

 

 

 

                  t

 

Мы сглаживаем известный статистический ряд с моделированным рядом с коэффициентом сглаживания α. Ищем отклонения dx. Суммируем эти отклонения. Повторяем это для другого α. Находим теоретический ряд с оптимальным α, при котором суммарное абсолютное отклонение минимально. Делаем прогноз на следующий промежуток времени для оптимального варианта.

Краткосрочное прогнозирование оправдывается  в розничной торговле с большой  номенклатурой скоропортящихся  товаров.

 

Долгосрочное  прогнозирование:

Долгосрочное прогнозирование заключается  в определении тенденций статистического  ряда.


                                                           5

   Vпродаж

                                                                  3



             усреднённый тренд

                                                                                                 4

           1  2

 

 

    t

 

Основным недостатком является то, что при усреднении ряд укорачивается.

Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами.

 

Организация взаимодействий осуществляется с помощью полномочий, делегирования  ответственности, власти, согласований, принципов единоначалия, аппарата. Делегирование – это передача полномочий и ответственности за выполнение задачи. Ответственность – это обязательность выполнения задачи, закреплённая документально и предусматривающая санкции за просчёты и ошибки. Полномочия – это ограниченные права использования пяти видов ресурсов в соответствии с документальными нормами. Власть – реальная способность действовать и влиять на ситуацию. Можно иметь власть, но не иметь полномочий. Единоначалие – один начальник на n подчинённых.

Информация о работе Лекции по "Основам менеджмента"