Лекция по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:05, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

Три подхода к классификации стилей управления.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 8. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ

1. Три подхода к  классификации стилей управления

В настоящей лекции мы предлагаем Вам познакомиться со стилями управления, так так считаем, что в деле организации добровольной работы в НКО, важен осознанный выбор стиля управления добровольцамии понимание управленцем основных подходов к этому выбору.

В настоящей лекции используются термины: "сотрудник", "работник", "подчиненный", "руководитель", "менеджер". Принимамая во внимание то, что в отношении взаимоотношений "координатор" - "доброволец" эта терминология выглядит не совсем корректной, мы все же не стали выше названные термины приводить в строгое соотвествие предмету курса, преследуя цель донесения информации в наиболее ясном изложении. 

В управлении людьми нет готовых рецептов, также как  невозможно раз и навсегда подобрать  единственно «правильное» сочетание  параметров и принципов управления человеческими ресурсами организации.

«Руководить – значит уметь менять стиль»  (Из записок менеджеров)

Искусство управления людьми сродни искусству управления старинным парусным кораблем – необходимо постоянно – в каждый момент времени, «нащупывать» такое расположение всех его многочисленных рулей и парусов, чтобы, используя меняющиеся силы и направления ветра, как можно быстрее двигаться в нужную сторону.

Некоммерческие организации, рождаясь из инициативы одного человека или группы людей, редко в первые моменты существования вообще задумываются о принципах управления – организации еще нет. Есть увлеченные люди и желание изменить существующую ситуацию. Развиваясь, организация обрастает людьми, связями и обязательствами – возникает необходимость как-то всем этим управлять.

Рано или поздно, чувствуя, что делается слишком много  ошибок, руководитель организации начинает задумываться об управлении. Он на ходу учится искусству управления и стимулирования людей, ищет грань в отношениях руководитель – подчиненный, постигает, как в действительности происходит распределение труда, какие инструменты управления работают в той или иной ситуации, тем самым, формируя свой собственный уникальный стиль управления.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в  свойственном только ему стиле. Стиль управления выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.

Стиль управления – это способ Вашего сотрудничества с окружающими, в теории менеджмента это то, как вы себя ведете, когда пытаетесь повлиять на работу других людей.

Если вы считаете себя сопереживающим, ориентированным  на людей менеджером, но Ваши люди считают  вас суровым, ориентированным на выполнение работы человеком, на чье  восприятие реальности они будут  опираться – на Ваше или на свое? То, как вы воспринимаете свое поведение, на самом деле говорит лишь о том, что Вы намерены делать. Если это не совпадает с восприятием других, толку от этого мало.

Принятый стиль управления может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.

Существует  немало теорий, ставящих своей целью классифицировать и выявлять общие закономерности различных стилей управления.

Эти теории, в целом группируются в три  подхода:

  • Личностный
  • Поведенческий
  • Ситуационный

1. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД

Это наиболее ранний подход, в контексте формирования основ менеджмента, который ставит своей целью определить личностные качества и характеристики руководителей, приводящие к эффективности деятельности. Изучались такие качества руководителей как уровень интеллекта, инициативность, уверенность в себе, компетентность, честность, внешние данные и др.

2. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД

Данный подход сосредоточил внимание на поведении руководителей, их стилях отношений с подчиненными.

Названия некоторых  теорий поведенческого подхода:

  1. Автократичное и демократичное руководство по Дугласу МакГрегору (теория X и Y );
  2. Трехмерная модель Курта Левина (авторитарный, демократичный, либеральный стили руководства);
  3. Четыре базовые системы стилей руководства Р. Вайкерта;
  4. Двухмерная оценка стилей У. Редина (ориентация на людей – ориентация на задачи);
  5. Управленческая матрица Р. Блейка и Дж. Муттона (ориентация на людей – ориентация на задачи).

Исследования  Курта Левина основывались, прежде всего, на изучении влияния личностных качеств руководителя на выбор стиля руководства. В каждом конкретном случае между авторитарным, демократичным и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них приводит к уменьшению других.

Авторитарный («жесткий») стиль может оправданно использоваться в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, на стадии активного роста организации, в экстремальных ситуациях.

Данный  стиль также уместен в ситуациях  управления сотрудниками, только что  нанятыми на работу, недостаточно знающими специфику работы. Трудно принимать  верные решения, когда мало знаешь о  своей работе.

В этом случае менеджер поручает сотруднику задание, а потом тесно работает с ним. При этом важно, чтобы курирующий специалист был профессионалом в данном вопросе. Что позволит сотруднику основательно овладеть спецификой работы. В дальнейшем, когда сотрудник приобретет собственный опыт, круг ответственности обязательно должен быть расширен, а стиль управления изменен на менее жесткий.

Возможные последствия постоянного использования  данного стиля: беднеет общение, снижается адаптация сотрудников  к резким преобразованиям; деятельность носит рутинный характер; творческий рост исключен.

Демократичный стиль может применяться при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности, ответственности. Данный стиль также эффективен в стабильно развивающихся организациях и ситуациях.

Возможные последствия постоянного использования  данного стиля: человек приспосабливается  к зависимости от коллектива, теряет способность самостоятельно мыслить. В экстремальных ситуациях возможны проблемы при принятии решений.

Либеральный стиль уместен в ситуациях управления опытными специалистами, имеющими не редко превосходящие руководителя опыт и знания в своей сфере деятельности. Стиль характеризуется активным постоянным информированием специалистов о деятельности организации в целом для принятия ими более адекватных решений на основе собственного опыта.

Возможные последствия постоянного использования  данного стиля: дробление коллектива, изоляция личности, не понимание, хаос, отсутствие взаимопонимания, взаимопомощи, единого руководства. Все это  может привести к тому, что усилия профессиональной деятельности будут направлены на бесполезную борьбу и отстаивание своих интересов и взглядов.

К. Левин  в своем исследовании стилей руководства  обнаружил, что авторитарное руководство  добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако, при авторитарном управлении присутствовала низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления и другие отрицательные факторы.

При либеральном  стиле руководства объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры. Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что авторитарное руководство обеспечивает более высокую продуктивность, но меньшую удовлетворенность, чем демократичное.

Модель  стилей К.Левина также как и модель Р. Блейка и Дж. Муттона, относится  к поведенческому подходу в классификации  стилей руководства. Существуют также  модели, которые рассматривают влияние  на эффективность руководства ряда других факторов – ситуационный подход.

3. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Подход, помимо личностных и поведенческих  качеств руководителя, включает в  изучение дополнительные, ситуационные факторы. К этим факторам относятся:

  • потребности и личные качества подчиненных;
  • характер задания;
  • требования и воздействия среды;
  • имеющаяся у руководителя информация.

Основное  утверждение заключается в требовании для различных ситуаций различных  же организационных структур и соответствующего стиля руководства.

Названия  теорий ситуационного подхода:

  1. Модель Р.Танненбаума и У. Шмидта (континуум стилей руководства);
  2. Модель эффективности руководства Фрэда Фидлера;
  3. Модель «путь – цель» Т. Митчелла и Р. Хауса;
  4. Теория жизненного цикла П. Херси и К.Бланшара;
  5. Модель принятия решений руководителем Врумма – Йеттона.

Фрэд  Фидлер известен как один из первых экспертов по управлению, который  считал, что эффективность стиля  управления может быть оценена, если выбранный стиль соответствует  данной ситуации (модель эффективности  руководства). Его подход показывает, что не существует оптимального стиля руководства, не зависящего от обстоятельств. Он также считал, что успех или эффективность того или иного стиля управления зависит от трех факторов, которые в комбинации могут дать образ идеального руководителя:

  • отношений руководителя с подчиненными;
  • структуры производственных заданий;
  • уровня власти руководителя.

В соответствии с моделью ситуационного руководства, выбор наиболее эффективного стиля  руководства в той или иной ситуации зависит от многих факторов:

  • психологических особенностей личности самого руководителя;
  • степени квалификации и зрелости персонала, уровня образования и опыта решения конкретных задач;
  • потребностей и интересов подчиненных, желания достичь поставленных целей;
  • способности подчиненных отвечать за свое поведение;
  • стадии развития организации;
  • конкретной ситуации;
  • других внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию.

Выбор стиля, адекватного ситуации, может  быть определен, как ситуационное лидерство. Ситуационное лидерство – определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы, степени ее квалификации и стремления к ее росту.

Три навыка, необходимых для использования  ситуационного лидерства:

  • диагностика проблем людей, с которыми работаете;
  • гибкость в использовании различных стилей руководства;
  • партнерство – умение договариваться со своими подчиненными, какой стиль руководства предпочтителен для них.

Полезные ссылки: 

Государственный университет управления

http://www.guu.ru/info.php?id=1932

Свободный университет

http://rsandu.narod.ru/freeun.htm 

 

Джон Максвелл «Лидерство …»

http://www.maranatha.org.ua/forum/viewtopic.php?f=13&t=6047                                                                                                                     



Информация о работе Лекция по "Менеджменту"