Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:43, лекция
Сущность управления состоит в том, что это особая функция общественного труда, которая возникает из необходимости организации совместной деятельности и порождается, с одной стороны, разделением труда, а с другой - социально-историческими условиями общества, определяющими кооперацию труда. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом, функцией этого общего труда, существования и развития общества.
Тема 1. Теория управления в системе научного знания
Тема 2. Эволюция управленческой мысли
1. Необходимость, сущность, определение управления. Субъект и объект управления
Для объяснения феномена управления следует ответить на вопросы:
- какими причинами вызвано управление?
- всегда ли оно было и всегда ли оно будет?
Необходимость управления обусловлена в первую очередь фактором разделения труда. Именно это сделало труд общественным. Общественный труд – это совместная деятельность людей, связанных с разделением труда, т.е. это совместная деятельность, предполагающая кооперацию труда. Кооперация труда есть вторая причина, вызвавшая необходимость управления.
Сущность управления состоит в том, что это особая функция общественного труда, которая возникает из необходимости организации совместной деятельности и порождается, с одной стороны, разделением труда, а с другой - социально-историческими условиями общества, определяющими кооперацию труда. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом, функцией этого общего труда, существования и развития общества.
В любой организации
существуют две внутренние
Существует два основных подхода к определению понятия управления.
Первый отражает представление о сущности управления как особой функции общественного труда и как специфического вида трудовой деятельности. В соответствии с первым подходом, управление – это вид деятельности, направленный на достижение определенной цели или целей.
Второй подход к определению понятия управления связывает данную суть с целенаправленным воздействием на коллективы людей, занятых в общественном производстве.
Субъектом управления является физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие.
Объект управления – это то, на что направлено властное воздействие субъекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, а также социальные, социально-экономические системы и процессы.
1. Условия и предпосылки возникновения научного управления
Управление в той
или иной форме существовало всегда там,
где люди работали совместно (два и более
человек). В первобытных племенах находились
личности (вождь племени), которые направляли
и координировали деятельность соплеменников
в целях выживания сообщества, контроля
за их работой, совершения различных ритуалов,
и т. д.
Выделяются четыре периода развития теории
и практики управления:
Первый период — древний (с 9-го тысячелетия до н. э.
и до примерно XVIII в.). Это период накопления
знаний: переход от присваивающего хозяйства
(охота, собирательство) к производству;
первый опыт в области управления (Ближний
Восток); развитый государственный аппарат
(Древний Египет); Сократ (470—399 гг. до н.
э.) сформулировал принцип универсального
управления; Платон (428—348 гг. до н. э.) сделал
попытку разграничения функций управления;
Александр Македонский (356—323 гг. до н.
э.) создал теорию управления войсками.
Второй период — индустриальный (1776—1830). Начало формирования
научных направлений и школ менеджмента.
Адам Смит (1723—1790) провел анализ различных
форм разделения труда, дал характеристику
обязанностей государя и государства.
Роберт Оуэн (1771—1858) сформулировал идеи
гуманизации производства, выдвинул программу
создания самоуправляющихся «поселков
общности и сотрудничества», основал коммунистические
колонии в США и Великобритании, но потерпел
неудачу. Ч. Беббидж в 1833 г. разработал
проект «аналитической машины» — прообраз
современной вычислительной техники,
что позднее произвело переворот в принятии
управленческих решений.
Период систематизации (1856—1960). Формируются
новые направления, школы, течения в управлении.
В период промышленной революции в XIX в.
в связи с необходимостью управления работой
больших групп людей владельцы отошли
от непосредственного наблюдения за деятельностью
работников. Появились первые менеджеры.
С течением времени менеджеры переключились
на изучение способов управления, на поиск
систематизированных на основе опыта
подходов к управлению, сложились основные
научные школы управления.
Информационный период (с 1960 г. по настоящее время).
В 60-е гг. начинается широкая разработка
концепций управления, опирающихся на
использование математического аппарата,
при помощи которого достигается интеграция
математического анализа и субъективных
решений менеджеров.
Исследование управления как процесса
привело к широкому распространению системных
методов анализа. Возникла теория непредвиденных
ситуаций.
В 70—80-е гг. сформировалась концепция
организации как открытой системы. С точки
зрения экономики организации существенные
результаты получены в рамках ситуационного
подхода, идея которого внесла большой
вклад в развитие теории управления.
Как научное знание менеджмент возник
на рубеже 19 и 20 веков и прошел ряд этапов:
1. Классический, школа научного управления (тейлоризм:
Фредерик Тэйлор, Генри Гантт, Лилиан Гилбрет,
Генри Форд и администрирование: Харрингтон
Эмерсон, Анри Файоль, Макс Вебер);
2. Этап школы человеческих отношений (Джордж Майо,
Мэри Фоллет, );
3. Количественный и научный этап (деятельность
ученых в сфере программирования, математического
и статистического анализа, кибернетики,
теории систем);
4. Этап развития поведенческих наук (Абрахам Маслоу,
Дуглас Макгрегор, Девид Макклеланд);
5. Современный этап, который знаменуется
стратегическим менеджментом (Питер Друкер,
Игорь Ансофф, Олег Виханский, Клиф Боумен,
Бенгт Карлоф).