Лекция по "Теории управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:43, лекция

Описание работы

Сущность управления состоит в том, что это особая функция общественного труда, которая возникает из необходимости организации совместной деятельности и порождается, с одной стороны, разделением труда, а с другой - социально-историческими условиями общества, определяющими кооперацию труда. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом, функцией этого общего труда, существования и развития общества.

Содержание работы

Тема 1. Теория управления в системе научного знания
Тема 2. Эволюция управленческой мысли

Файлы: 1 файл

Теория управления_лекции.doc

— 8.47 Мб (Скачать файл)

Тема 1. Теория управления в системе  научного знания

Попытка: 2

1. Необходимость, сущность, определение  управления. Субъект и объект  управления 

Для объяснения феномена управления следует ответить на вопросы:

- какими причинами вызвано  управление?

- всегда ли оно было и всегда ли оно будет?

Необходимость управления обусловлена в первую очередь фактором разделения труда. Именно это сделало труд общественным. Общественный труд – это совместная деятельность людей, связанных с разделением труда, т.е. это совместная деятельность, предполагающая кооперацию труда. Кооперация труда есть вторая причина, вызвавшая необходимость управления.

Сущность управления состоит в том, что это особая функция общественного труда, которая возникает из необходимости организации совместной деятельности и порождается, с одной стороны, разделением труда, а с другой  - социально-историческими условиями общества, определяющими кооперацию труда. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом, функцией этого общего труда, существования и развития общества.

 В любой организации  существуют две внутренние органичные  формы разделения труда. Первая  – это разделение труда на  компоненты, составляющие части общей деятельности, то есть горизонтальное разделение труда. Вторая называется вертикальным разделением труда, отделяет работу по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Существует два основных подхода к определению понятия управления.

Первый отражает представление о сущности управления как особой функции общественного труда и как специфического вида трудовой деятельности. В соответствии с первым подходом, управление – это вид деятельности, направленный на достижение определенной цели или целей.

Второй подход к определению  понятия управления связывает данную суть с целенаправленным воздействием на коллективы людей, занятых в общественном производстве.

Субъектом управления является физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие.

Объект управления – это то, на что направлено властное воздействие субъекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, а также социальные, социально-экономические системы и процессы.

Тема 2. Эволюция управленческой мысли

 

1. Условия  и предпосылки возникновения  научного управления 

Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали совместно (два и более человек). В первобытных племенах находились личности (вождь племени), которые направляли и координировали деятельность соплеменников в целях выживания сообщества, контроля за их работой, совершения различных ритуалов, и т. д. 
Выделяются четыре периода развития теории и практики управления: 
 
Первый период — древний (с 9-го тысячелетия до н. э. и до примерно XVIII в.). Это период накопления знаний: переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производству; первый опыт в области управления (Ближний Восток); развитый государственный аппарат (Древний Египет); Сократ (470—399 гг. до н. э.) сформулировал принцип универсального управления; Платон (428—348 гг. до н. э.) сделал попытку разграничения функций управления; Александр Македонский (356—323 гг. до н. э.) создал теорию управления войсками. 
 
Второй период — индустриальный (1776—1830). Начало формирования научных направлений и школ менеджмента. Адам Смит (1723—1790) провел анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Роберт Оуэн (1771—1858) сформулировал идеи гуманизации производства, выдвинул программу создания самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества», основал коммунистические колонии в США и Великобритании, но потерпел неудачу. Ч. Беббидж в 1833 г. разработал проект «аналитической машины» — прообраз современной вычислительной техники, что позднее произвело переворот в принятии управленческих решений. 
 
Период систематизации (1856—1960). Формируются новые направления, школы, течения в управлении. В период промышленной революции в XIX в. в связи с необходимостью управления работой больших групп людей владельцы отошли от непосредственного наблюдения за деятельностью работников. Появились первые менеджеры. С течением времени менеджеры переключились на изучение способов управления, на поиск систематизированных на основе опыта подходов к управлению, сложились основные научные школы управления. 
 
Информационный период (с 1960 г. по настоящее время). В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, при помощи которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. 
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Возникла теория непредвиденных ситуаций. 
В 70—80-е гг. сформировалась концепция организации как открытой системы. С точки зрения экономики организации существенные результаты получены в рамках ситуационного подхода, идея которого внесла большой вклад в развитие теории управления.

 

 
Как научное знание менеджмент возник на рубеже 19 и 20 веков и прошел ряд этапов: 
1. Классический, школа научного управления (тейлоризм: Фредерик Тэйлор, Генри Гантт, Лилиан Гилбрет, Генри Форд и администрирование: Харрингтон Эмерсон, Анри Файоль, Макс Вебер); 
2. Этап школы человеческих отношений (Джордж Майо, Мэри Фоллет, ); 
3. Количественный и научный этап (деятельность ученых в сфере программирования, математического и статистического анализа, кибернетики, теории систем); 
4. Этап развития поведенческих наук (Абрахам Маслоу, Дуглас Макгрегор, Девид Макклеланд); 
5. Современный этап, который знаменуется стратегическим менеджментом (Питер Друкер, Игорь Ансофф, Олег Виханский, Клиф Боумен, Бенгт Карлоф).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Лекция по "Теории управления"