Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:15, реферат
Психология управления рассматривает проявления личности не просто в социальной группе, а в важнейшей ее разновидности - в организации. Точнее, ее интересует результат, который зависит от многообразия взаимоотношений личности в организации, в первую очередь по вертикали. Главное внимание при этом сосредоточивается на проблеме мотивации личности к успешной деятельности в интересах организации. Вот почему особенное внимание акцентируется на личности руководителя и подчиненного, на необходимых личностных качествах, что определяет актуальность исследований в этой области.
Задачей работы является изучение таких понятий, личность, ее структура, управляемость личностью, а также личность подчиненного как объект управления.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Восточно-Сибирский
Управления
Кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция»
Реферат на тему: «Личность как объект управления в организации»
Студент IV курса 2169 группы
Ринчинова Б.Б.
Проверил: Модогоев А.В.
Улан-Удэ, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом признается
одной из наиболее важных сфер жизни
организации, способной многократно
повысить ее эффективность, а само понятие
«управление персоналом»
Психологию управления интересует, как те или другие типологические особенности личности, рассматриваемые в общей и социальной психологии, в социологии отражаются на участии личности в сфере управленческих отношений, то есть ролевая разнообразность проявлений личности в этой сфере.
Психология управления рассматривает проявления личности не просто в социальной группе, а в важнейшей ее разновидности - в организации. Точнее, ее интересует результат, который зависит от многообразия взаимоотношений личности в организации, в первую очередь по вертикали. Главное внимание при этом сосредоточивается на проблеме мотивации личности к успешной деятельности в интересах организации. Вот почему особенное внимание акцентируется на личности руководителя и подчиненного, на необходимых личностных качествах, что определяет актуальность исследований в этой области.
Задачей работы является изучение таких понятий, личность, ее структура, управляемость личностью, а также личность подчиненного как объект управления.
1. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Личность является сложной, многогранной системой. Личность -- это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития.
С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности Батаршев А.В. Психология управления персоналом: учебное пособие - М: Изд-во Института Психотерапии, 2009..
Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему без психологических знаний о личности не обойтись. Теперь уже одной интуиции, личной заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом. Люди - персоны, личности - рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо создавать, беречь и умножать.
Создаются и существуют оценочные центры, в которых работников подвергают тщательному изучению именно как личностей.
Социально-психологический подход требует рассмотрения личности в связи с социальной группой, в состав которой она входит.
Индивид, являясь членом
группы, занимает определенное положение
(позицию) и в системе управленческих
отношений, и в системе - производственно-
В рамках возникающих отношений руководитель и подчиненный выполняют соответствующие "социальные роли". Под "социальной ролью" понимается нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальной позицией. Индивид в организации проигрывает массу ролей. В проигрывании той или иной роли проявляются разные качества личности (руководитель должен быть настойчивым, профорг - отзывчивым и т.д.). Существует два необходимых условия соответствия роли требованиям организации и запросам человека. "Ясность" роли, предполагающая, что человек, исполняющий ее, понимает содержание работы и способы ее осуществления. И "приемлемость" роли, означающая готовность человека к сознательному ее выполнению. То есть, цели деятельности организации могут быть достигнуты тогда, когда участники хорошо выполняют свои роли Островский Э.В. Психология управления: учебное пособие. - М., Инфра-М, Вузовский учебник, 2008..
Образцы поведения, ожидаемого
от личности в организации, обусловливаются
организационно-технической и
Организационно-технические требования диктуют орудия, технологии, цели производства. Социальные требования исходят от окружающих людей, групповых норм, ценностей и традиций. В пределах одной организационной среды индивид может выполнять множество функциональных ролей: бригадир, рационализатор, токарь, директор и т.д.
Функциональная роль определяется инструкциями и правилами, где указываются обязанности, права и официальные контакты (связи). Четкие должностные инструкции обеспечивают основу понимания роли.
Работник в организации выполняет не только функциональные роли, но и определенные роли в системе неформальных отношений, например, роль «ученика», «судьи», «аутсайдера». Они являются следствием индивидуальных особенностей личности. Выполнение человеком формальных и неформальных ролей зависит от того, насколько он понимает специфику данной роли и усваивает ее.
Таким образом, управление личностью может складываться из: правильного определения социальной роли каждого работника и его места в организации; усвоения каждым индивидом предназначенной ему роли; 3) обеспечения выполнения каждым работником своей роли.
Поведение личности как объекта
управления строится на основе соответствующих
социальных норм. Нормы можно определить
как "исторически сложившиеся
стандарты поведения и
2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРЫ
Человек - это родовое
понятие, указывающее (с материалистической
точки зрения) на отнесенность существа
к высшей ступени развития живой
природы - к человеческому роду. Человек
- это специфическое, уникальное единство
биологического и социального. Как
существо биологическое, он подчиняется
биологическим и
Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д Шейнов В. П. Психология лидерства, влияния, власти -М., Харвест, 2008..
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных х функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности.
В психологической науке
имеется несколько
1) личность присуща каждому человеку;
2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;
3) личность есть продукт
исторического развития, т.е. возникает
на определенной ступени
4) личность есть индивидуальная
отличительная характеристика
Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
- определенный комплекс
коррелируемых свойств индивида
(возрастно-половых,
- динамика психофизиологических
функций и структура
Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений. Основой любой личности является темперамент.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).
В структуре личности выделяют такие составные части:
* психические процессы, как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на следующие:
- познавательные моменты,
которые позволяют
- эмоциональные моменты, которые выражают отношение к окружающему миру;
- волевые, которые определяют
саморегулирование
* психическое состояние,
как характеристика
По доминирующим влияниям на деятельность различают:
- позитивные состояния,
то есть те, которые способствуют
решению определенных заданий
(готовность к деятельности, подъем,
воодушевление и тому подобное)
- негативные состояния,
то есть те, которые утруждают
решение заданий и вообще
* психические образования,
как продукты психической
* психические свойства, как важнейшие в человеке, их системное качество.
Выделяют такие психические свойства:
- само-осознание, то есть
осознание человеком самого
- направленность, то есть совокупность стойких мотивов, целей, потребностей, идеалов, а также установок, убеждений.
- способности, то есть
особенности человека, которые позволяют
ему успешно справляться с
тем или другим видом
- характер, то есть совокупность
стойких индивидуальных
- темперамент, то есть
естественно обусловленная
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для современных систем управления характерным является положение о том, что ядром любой организации являются в первую очередь люди, что люди представляют основу ее сущности, в силу чего исходной точкой в изучении организации должен быть человек. Именно в этой связи наибольшее внимание должно быть уделено рассмотрению вопросов, касающихся поведения личности в организации.
Организация существует и функционирует только потому, что в ней есть люди. Именно работники создают ее продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат, и в конечном итоге от них зависит то, чем является организация.
Хорошая организация стремится
максимально эффективно использовать
возможности своих работников, она
создает все условия для
Личностные черты в значительной мере влияют на качество выполнения возложенных на человека функций, стиль его работы, отношения с окружающими. Устойчивость указанных черт позволяет прогнозировать поведение личности, т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих.
Информация о работе Личность как объект управления в организации