Личностные качества руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время управление организацией осуществляется в условиях ускоряющихся темпов развития производства, сжатия сроков и развития технологий. В современной жизни наблюдается острое противоречие требованиям радикальных перемен и неадекватными запоздалыми действиями руководящих кадров, преобладанием устаревшего стиля их мышления и деятельности. На фоне усиливающейся конкуренции, стремлений организаций к росту и внедрения инноваций особую значимость приобретает умелое и грамотное управление, и в частности, деятельность руководителя организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения психологического
портрета руководителя………………………………………………………… 5

Теоретические подходы к изучению личности руководителя……5
Личностные качества руководителя как основные
составляющие психологического портрета………………………………8
Три стиля руководства………………………………………………...12

Глава 2. Анализ психологического портрета директора организации
ООО «ФПК ФОР-Электро»……………………………………………………15

2.1. Темперамент……………………………………………………………16
2.2. Характер………………………………………………………………..18
2.3. Организаторские способности и коммуникабельность……………20
2.4. Волевые качества……………………………………………………...20
2.5. Эмоциональная устойчивость………………………………………..21
2.6. Уровень самоконтроля в общении ………………………………….22
2.7. Интеллект руководителя и его умение мыслить……………………22

Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы…………………………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.03 Кб (Скачать файл)

Интроверт — внутренне сосредоточенный, замкнутый мыслитель, обращённый внутрь, в себя, отгороженный от окружающего мира человек, тщательно анализирующий события, при этом подозревая в действиях других второй смысл, подтекст. У него мало друзей, т.к. сложно устанавливать новые контакты, одиночество ему ближе, он не привык менять свои привычки. Интроверт — мнительный человек с высокой степенью тревожности,мон дорожит своим здоровьем, прислушиваясь к ощущениям в себе.

Однако можно выделить и людей-амбовертов, у них есть в равной степени черты характера экстра — и интроверта.

С помощью теста «Ваш тип  характера» (см. Приложение 2) я выявила, что исследуемый нами объект является экстравертом.

Руководителям‑экстравертам необходимо думать вслух; следовательно, их цели обычно становятся всеобщим достоянием. Конечно же, то, как именно экстраверт формулирует и объясняет свои цели, зависит от других его свойств. Рациональные экстраверты сразу решают, к каким целям следует стремиться, разъясняют эти цели всем окружающим и требуют, чтобы все приступили к достижению этих целей - зачастую не дождавшись согласия ведущих специалистов команды; мы помним, что рационалы способны «долго и упорно следовать по неверному пути». Иррациональным экстравертам нужно обсудить цель, какая бы она ни была. Иногда в таких ситуациях подчинённым приходится попотеть, выясняя, какие именно задачи формулирует их начальник. Цели его могут меняться посреди недосказанной фразы - в процессе усовершенствования формулировок и обсуждения их с окружающими.

 

 

2.3. Организаторские  способности и коммуникабельность

 

Для достижения высоких показателей  в работе коллектива современный  руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях. 11

Для определения таких  способностей было проведено тестирование объекта исследования. Тест показал  следующее: тестируемый  обладает очень высоким уровнем проявления организаторских способностей и коммуникабельности, такие люди испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. Тестируемый – это человек, который предпочитает в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивая свое мнение при достижении поставленных задач, чтобы оно было принято другими. Он может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать разные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает, и ищет такие дела, которые бы удовлетворяли его потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

 

2.4. Волевые качества

 

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые  качества, характеризующие его как  личность и имеющие большое значение для трудовой деятельности.

Для руководителя волевые  качества очень важны и играют большую роль в успешности его  управленческой деятельности.  Руководитель должен быть примером для своих подчиненных и чтобы соответствовать занимаемой должности ему нужно обладать крепкой силой воли.

Волевые качества, подобно  другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются  в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в  процессе выполнения повседневных обязанностей. Важную роль в воспитании волевых  качеств играет личный пример руководителя и требования коллектива.12

Для определения степени  волевых качеств нашего руководителя был проведен тест «Волевой ли вы человек?» (см. Приложение 3). По результатам тестирования получились следующие характеристики: Сила воли тестируемого человека можно оценить как среднюю. Если он столкнется с препятствием, то начнет действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидит обходной путь, тут же воспользуетесь им. Данное им слово сдержит, но лишние обязанности по доброй воле на себя не возьмет.

 

2.5. Эмоциональная устойчивость

 

Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие  сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям  в напряженной ситуации. Поэтому  эмоциональная устойчивость — один из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности руководителя.13

Тест на эмоциональную  устойчивость руководителя ООО «ФПК ФОР-Электро» показал,  что его противостояние стрессам происходите переменным успехом. Он  старается не давать себе мучиться понапрасну из-за житейских коллизий, но все-таки время от времени какая-то несчастная случайность заставляет его переживать и конфликтовать.

2.6. Уровень самоконтроля в общении

 

Люди с высоким коммуникативным  контролем постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое Я, мало подверженное изменениям в различных ситуациях.14

Для оценки уровня самоконтроля в общении нашего директора я провела тест американского психолога М. Снайдера.

Результаты: у тестируемого средний коммуникативный контроль. Он искренен, но сдержан в своих эмоциональных проявлениях. Мало считается с мнением окружающих людей.

 

                   2.7. Интеллект руководителя и его умение мыслить

 

Важнейшую роль в управлении имеет способность сопоставлять данные полученного опыта и делать на его основе те или иные выводы, т.е. умение рассуждать, мыслить. В мыслительном процессе, мышлении участвуют как чувства, так и разум человека, объединяются, синтезируются чувственные и логические формы познания.

Именно способностью мыслить  объясняют философы-рационалисты величие  человека. Умение мыслить прежде всего проявляется в умении говорить. Мышление определяют как немую, внутреннюю речь, а речь — как озвученное мышление. Вполне справедливо поэтому известное утверждение: «Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает».15

Оценить уровень интеллекта и умение мыслить можно с помощью  многочисленных тестов IQ.  Для точности и достоверности было проведено три разных теста в разное время, длительность каждого теста - 30 минут. 

Первым был проведен словесный  тест. Результат IQ составил 120.

С разницей в один день был  проведен следующий тест, числовой. Результат: 124. 

На третий день был пройден  зрительно-пространственный тест, с  результатом 118.

Из этого следует, что уровень интеллекта исследуемого объекта  составляет примерно 120 баллов.

В традиционном виде IQ=100 (плюс-минус 15) означает средний интеллект. В  эту группу (100 плюс-минус 15) попадает 2/3 людей. В таком случае мы можем сказать, что тестируемый нами руководитель обладает уровнем интеллекта выше среднего, что естественно повышает степень успешности его управленческой деятельности.

 

Итак с помощью специальных тестов я дала оценку личности руководителя ООО «ФПК «ФОР-электро», по семи выше перечисленным компонентам. В ходе исследований было выявлено что, Максимов Олег Валерьевич, обладает темпераментом холерика, экстраверт, несмотря на средние показатели в появлении волевых качеств и в эмоциональной устойчивости, является отличным организатором.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Существенные изменения  в социальной, политической, экономической  жизни современного российского  общества, психологии людей, затрагивающие  взаимоотношения в коллективе, норм поведения, перестроившие представления  о характере труда, успехе, карьере, а также теоретическая неразработанность проблемы соответствия личностных психологических качеств руководителя и требований профессиональной управленческой деятельности. А также необходимость создания более прогрессивных форм управления в организации послужили причиной к написанию данной работы.

В ходе исследования я достигла своей цели: выявила личностные характеристики руководителя, влияющие на успешность его управленческой деятельности, и составила психологический портрет руководителя.

В качестве объекта исследования я рассматривала личность руководителя Максимова О.В., директора фирмы ООО «ФПК «ФОР-Электро».

Предметом исследования для  меня выступили личностные характеристики руководителя, влияющие на успешность его управленческой деятельности

В исследованиях в качестве основных методов были использованы психологические тесты.

Практическая значимость работы состоит в востребованности для современных руководителей информации по повышению эффективности управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Агапов, В.С. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя: учебное пособие/ В.С. Агапов. – М.:МОСУ, 2008. – 210 с.
  2. Волкогонова,  О.Д., Зуб,  А.Т. Управленческая психология: учебное пособие/ О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб – М.: Инфра-М, 2007. – 352 с.
  3. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие / А.В.Карпов — М.: Гардарики, 2005. — 584 с.
  4. http://alchnost.com/2010/01/psih_rus/
  5. http://www.sunhome.ru/psychology/11425
  6. http://tests.kulichki.com/
  7. http://www.psyportal.info/psypage/test.shtml
  8. http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/profklm.htm
  9. http://www.kit-jobs.ru/psi_comun.php
  10. http://www.bitnet.ru/psycho/visual-test-summary.html
  11. http://www.kit-jobs.ru/psi_comun.php
  12. http://www.pcih.ru/volya/67.html
  13. http://www.hr-portal.ru/node/2680

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 http://alchnost.com/2010/01/psih_rus/

2 Агапов, В.С. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя: учебное пособие/ В.С. Агапов. – М.:МОСУ, 2008. –30 с.

3 Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие / А.В.Карпов — М.: Гардарики, 2005. — 584 с.

4 http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/profklm.htm

5 http://www.psyportal.info/psypage/test.shtml

6 Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие / А.В.Карпов — М.: Гардарики, 2005. — 189 с.

7 Волкогонова,  О.Д., Зуб,  А.Т. Управленческая психология: учебное пособие/ О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб – М.: Инфра-М, 2007. – 54-56 с.

8 http://www.psyportal.info/psypage/test.shtml

9 http://www.psyportal.info/psypage/test.shtml

10 Волкогонова,  О.Д., Зуб,  А.Т. Управленческая психология: учебное пособие/ О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб – М.: Инфра-М, 2007. – 352 с.

11 http://www.kit-jobs.ru/psi_comun.php

12 http://www.pcih.ru/volya/67.html

13 Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие / А.В.Карпов — М.: Гардарики, 2005. — 238 с.

14 http://www.sunhome.ru/psychology/11425

15 http://www.hr-portal.ru/node/2680

 


Информация о работе Личностные качества руководителя