Лидерство и поведение сотрудников в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Групповой эффект тесно связан с лидерством. Само понятие лидерства может быть определено через групповые процессы.
По мнению многих специалистов чтобы выжить в XXI веке, нам понадобится новое поколение лидеров — лидеров, а не менеджеров. Это важное отличие. Лидеры покоряют окружающую реальность —— в то время как менеджеры покоряются ей

Содержание работы

Введение 3
1. Основы организационного поведения 5
2. Лидерство в организационном поведении 11
3. Стили лидерства 16
Заключение 21
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Liderstwo i organizacionnoe povedenie.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение

Актуальность работы заключается в том, что в последние  десять лет менеджеры занимались реструктуризацией своих организаций  для повышения их эффективности  и конкурентоспособности па рынке. И хотя реформирование приносит некоторые тактические успехи в повышении производительности и снижении издержек, оно не может полностью учесть грядущие перемены: новая рабочая среда требует принятия новых решений, основанных на знании меняющихся условий окружающей среды.

Один из специалистов отметил: «Мы находимся в процессе общемирового фундаментального сдвига в философии и практике менеджмента. Традиционная организация прошлого, ориентированная на ресурсы, стремительно уступает свои позиции нарождающейся организации, в основе которой лежат знания».1

В этих условиях все более  внимание уделяется изучению организационного поведения так как объектом организационного поведения является самый главный  ресурс современной организации  — люди, а предметом организационного поведения является поведение человека на рабочем месте.

Понимание людей и  управление людьми и составляет суть организационного поведения. Можно  сказать, что организационное поведение  занимается изучением и использованием человеческого фактора в организации и в менеджменте.

Обычно круг вопросов, рассматриваемых в рамках организационного поведения, включает: эффект группы и  групповую динамику, эффект лидерства  и связанные с этим эффектом стили  руководства, проблемы трудовой мотивации, конфликты, их причины и способы разрешения конфликтов, проблемы строения организации, проблемы адаптации, проблемы проектирования рабочего места.

Эффект группы — краеугольный камень организационного поведения. Современный  труд носит коллективный, групповой характер, хотя мотавируется в основном индивидуально.

Групповой эффект тесно  связан с лидерством. Само понятие  лидерства может быть определено через групповые процессы.

По мнению многих специалистов чтобы выжить в XXI веке, нам понадобится  новое поколение лидеров — лидеров, а не менеджеров. Это важное отличие. Лидеры покоряют окружающую реальность —— в то время как менеджеры покоряются ей

Сложность проблемы привела  даже к тому, что некоторыми авторами отрицался сам феномен лидерства.

Тем не менее сегодня существует ряд теорий лидерства, которые практически используются современным менеджментом.

Целью данной работы является изучение основ организационного поведения  и  лидерства в организации.

Источниками информации послужили работы ведущих зарубежных и отечественных специалистов в области менеджмента, теории организации и организационного поведения.

 

Заключение

Организационное поведение  — это систематически научный  анализ индивидов, групп и организаций  с целью понять, предсказать и  усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации (то есть в его основе лежит личность).

Объектом организационного поведения является самый главный  ресурс современной организации  — люди, а предметом организационного поведения является поведение человека на рабочем месте. Этот предмет не сформировался в ходе развития научной дисциплины, как это чаще всего бывает, а образовался путем синтеза отдельных областей знаний в интересах практики. В итоге организационное поведение может быть определено как область знания, нацеленная на предсказание поведения людей в организациях, а также управление ими.

Можно выделить три уровня проблем поведения: личностные, групповые  и общеорганизационные, а также  четыре наиболее важные концепции менеджмента, на которые опирается организационное поведение:

1) научное управление (классический менеджмент);

2) административное управление;

3) управление с позиций  психологии и человеческих отношений;

4) управление с позиций  науки о поведении.

Организационное поведение  опирается на две последние концепции и вместе с управлением персоналом образует общественную систему управления человеческими ресурсами.

При изучении ОП первой задачей  является систематизированное описание поведения людей в различных  возникающих в процессе труда  ситуациях.

Вторая задача — объяснение причин поступков индивидов в  определенных условиях. Вряд ли кого-либо из менеджеров устроит положение, когда  он, имея возможность обсуждать поведение  своих сотрудников, не понимает причин, лежащих в основе их поступков.

Предсказание поведения работника в будущем — еще одна задача ОП. В идеале менеджеры не отказались бы иметь возможность точно знать, кто из сотрудников сегодня будет работать увлеченно и продуктивно, а кто не выйдет на службу, опоздает или будет весь день «глядеть в окно» (для того чтобы руководители могли предпринять упреждающие меры).

Конечная цель изучения ОП — овладение навыками управления поведением людей в процессе труда  и их совершенствование. Менеджер несет  ответственность за результаты выполнения рабочих заданий, а значит, возможности воздействия на поведение работников и деятельность команд имеют для него жизненно важное значение.

Проблемы лидерства  и управления имеют давнее и тесное взаимодействие. Впервые лидерство  как явление попало в фокус  экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Выяснилось, что группа может оказывать значительное управляющее влияние как на действия, так и на мнение отдельного ее члена и что становление и развитие группы происходит в том числе через постепенную кристаллизацию функций ее лидера - человека, на которого ориентируются другие члены группы и который успешнее других выражает групповое мнение.

Лидерство — это способность  оказывать влияние, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство — это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личностных качеств  лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа. Лидерство — это влияние. На нем основаны все организационные системы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

На сегодня предпринято  много попыток составить, на основе исследований и опыта, список качеств лидера. Типичный перечень качеств лидеров включает следующие черты, лидер: проявляет высокую выдержку в напряженных ситуациях; поощряет участие подчиненных в принятии решений; постоянно задает себе вопросы, (т. е. старается анализировать ошибки и отдает себе отчет в том влиянии, которое они оказывают); признает, что живет в мире конкуренции, и понимает «законы конкурентной борьбы»; тактично выражает неприязнь, сдерживает эмоции при победе; не расстраивается из-за поражения; понимает необходимость ограничений и «непопулярных решений»; отождествляет себя с группой; ставит реальные цели.

Личностные  качества лидера, конечно же, играют большую роль в его практической деятельности. Однако в конечном итоге  важнее не то, что представляет собой  лидер как личность, а то, что эта личность делает и как себя ведет. Поэтому исследователями лидерства было предложено несколько подходов к описанию поведения лидера, которое можно охарактеризовать как стиль лидерства.

Одним из первых описание стилей лидерства дал К. Левин, выделивший авторитарный, демократический и пассивный стили. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно — более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном руководстве объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.

 

Список использованной литературы

 

  1. Аширов Д. Организационное поведение.- М.: ТК Велби, 2006.- 360с.
  2. Васильев Г.А., Деева Е.М. Организационное поведение: учеб. Пос. – М.: Юнити, 2005.- 255с.
  3. Кафидов В.В., Скипетрова Т.В. Теория организации.- М.: Академический проект, 2005.- 144с.
  4. Мескон М. Основы менеджмента.- М.: Дело, 2001.- 406 с.
  5. Моргунов Е.Б. Модели и методы управления персоналом. – М.: Теория и практика управления, 2002.- 345с.
  6. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера.- М.: Экономистъ, 2003.- 243с.
  7. Хохлова Т.П. Организационное поведение.- М.: Экономистъ, 2005.- 165с.

1Васильев Г.А., Деева Е.М. Организационное поведение: учеб. Пос. – М.: Юнити, 2005.- С.3




Информация о работе Лидерство и поведение сотрудников в организации