Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:25, курсовая работа
Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознаниемногих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования в 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе, а начиная с 70-х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р. Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа. До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством.
Тот факт, что в психологии конкретного коллектива наряду с общими отражаются и частные условия его жизнедеятельности (особенности решаемых задач, комплектования, размещения, уровень и стиль руководства, подбор людей и т.д.) определяет специфические особенности и самой психологии данного коллектива. Она в силу этого не является полной и жесткой копией общественной психологии.
Таким образом, хотя каждый коллектив – носитель общественной психологии, его «индивидуальная» психология как результат отражения людьми совокупности макро - и микроусловий специфична и неповторима.
В этой связи возникает вопрос: в каком соотношении находится психология коллектива и психология личности?
Первичное отражение окружающих условий осуществляется индивидами (ясно, что индивиды в обществе социализированы, их внутренний мир уже сложился под влиянием совокупности общественных материальных и духовных факторов, в т.ч. общественной психологии).
Результаты этого отражения
объединяются, сплавляются и возникают
своеобразные групповые социально-
Отражая общие и особенные конкретные
условия, психология коллектива вносит
определенный вклад в общественную психологи
Итак, психология каждого конкретного коллектива отражает общественную психологию с коррективом на местные объективные и субъективные условия жизни конкретного коллектива. Наряду с этим общим в психологии каждого коллектива есть и специфичные особенности.
В здоровом производственном коллективе между работниками складываются не только деловые отношения, но и неделовые,неформальные.
Неофициальные контакты – вещь естественная
и неизбежная, присущая любому трудовому
коллективу. Даже при нелепом желании
их запретить это было бы невозможно.
Такие отношения возникают на
основе взаимной симпатии, общности интересов
и увлечений, принадлежности к одной
производственной группе. Позитивный
характер этих отношений предрасполагает
работников к более непосредственному
общению, способствует тесному сплочению
коллектива. Искусный руководитель должен
обязательно ощущать и
Важна систематичность, непрерывность и последовательность субъективного влияния на климат, ибо не исключены нежелательные воздействия отдельных людей – носителей антисоциальных взглядов и установок.
В коллективе, где неформальные отношения
разнообразны и постоянно совершенствуются,
а моральный климат здоров, люди
легче переносят трудности в
работе, оттуда значительно реже увольняются.
Собственно, так и реализуется обмен психол
Идеальным вариантом представля
Если говорить о небольшом трудовом коллективе или структурном подразделении, то примером такого идеала может быть коллектив единомышленников, где люди с увлечением и интересов работают, помогают друг другу и к тому же поддерживают дружеские связи, основанные на близости основных ценностей и внеслужебных интересов. В таком коллективе личные симпатии и сознание общности не только по месту работы, но и по товарищескому кругу создают особую морально-психологическую атмосферу.
Кроме того, руководитель должен помнить, что внутри каждого здорового коллектива обычно зарождается, крепнет и бытует немало специфических, местных традиций, имеющих большое значение в его сплочении.
По меткому замечанию А.С. Макаренко,
традиции являются для коллектива тем
социальным клеем, который скрепляет
его в единое целое, а вместе с
тем придает его
Совместное проведение сослуживцами
досуга имеет ряд достоинств, как
в плане организации
Климат коллектива – это не просто
сумма личных качеств работников.
Он образуется из взаимоотношений людей,
что далеко не одно и то же. Между
самыми положительными личностями могу
Управляющее воздействие начальника
является волевым и граничит с
психологическим внушением и ги
Формируя сознательно и
Значительная часть «трудных» людей является таковыми не по злому умыслу, а вследствие врожденной или приобретенной неустойчивости психики, слабых или расшатанных нервов и т.п. По отношению к ним руководитель неизбежно выступает в роли врача-психолога, формирующего, лечащего и оберегающего душу «слабых», особенно это важно в сферах, где большую роль играет психическая выносливость: в авиации, на транспорте, в службе занятости и др. Руководитель и его помощники-психологи в конечном счете занимаются ликвидацией дефектов воспитания у подчиненных, лечат «словотерапией» психологические неурядицы.
Подчеркнем, что характер морально-психологического климата зависит от всех членов коллектива.
К сожалению, не исключено, когда руководитель может сам явиться причиной конфликта ситуации. Это является результатом следующих его свойств как субъекта управления:
- неподготовленность, профессиональная некомпетентность, в т.ч. неопытность в работе с людьми;
- недостаточная моральная
- слабость характера и прежде всего неуравновешенность, ведущая к аффектным вспышкам и резкости обращения, а также властность, отсутствие честности в поведении.
Таким образом, решающую роль в создании морально-психологического климата принадлежит руководителям. Каждый из них оригинален как личность, является представителем определенного типа личности, но вместе с тем в своей деятельности представляет тот или иной тип руководства.
Заключение
Не следует упрощать психологическую сущность феномена руководства, в управлении группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта власти: формально-правовой, который может быть назван администрированием, и психологический, во многом сближающий руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы. Следовательно, несмотря на то, что по своей психологической сущности феномены руководства и лидерства достаточно близки, ошибочным было бы представление о полном их соответствии в одном лице управленца. Против такого слияния можно привести несколько важных доводов. Во-первых, чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: последний всецело направлен на достижение цели деятельности коллектива и решение стоящих перед ним задач, первый же больше ориентирован на внутригрупповые интересы и отношения. Во-вторых, можно выделить лишь достаточно специфический род групп, для которых будет эффективно слияние в одном лице руководителя и интеллектуального лидера. Речь идет, прежде всего, о научных коллективах, продуктивность которых повышается в том случае, если их руководитель способен лидировать в ведущей научной деятельности группы. В-третьих, существует немало типов социальных групп, где в силу существенных возрастных или статусных различий руководителя и членов группы описанное выше совмещение невозможно. Это в полной мере относится к студенческой группе. Преподаватель, сколь близок он бы ни был своим студентам, должен опираться в управлении группой в основном на властные функции и свой авторитет руководителя, а неформальные лидеры группы будут выявляться из рядов студентов. Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его воздействие как на нее в целом, так и на ее лидера (например, староста у студентов), что может рассматриваться как совмещение статусной и личной формы власти.
Несмотря на уже рассмотренные определенные различия руководства и лидерства, они все-таки имеют немало общего. Существует представление (Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, 1991) о том, что их сближают следующие общие черты: руководитель и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе, только разными средствами; они выполняют роль координаторов, организаторов деятельности членов социальных групп и используют субординационные отношения: в первом случае они четко регламентированы, во втором - заранее не предусмотрены.
Формирование социально-
Всякая социальная роль, в данном случае – руководителя, требует определенного набора личностно-психологических качеств, игравших ту или иную роль в создании морально-психологического климата в коллективе.
1. Личные качества руководителя
по - существу выступают основой
его деловых качеств, его
2. Прежде чем приступить к
подбору, расстановке и
3. Существует объективная
Иначе говоря, какими бы иными качествами не обладал человек, отсутствие качеств ролевого перечня обрекает его на неуспешность в данной социальной роли, хотя и их наличие не гарантирует будущий стопроцентный успех.
4. Создание условий для
5. Характер психологического
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология – М.: Аспект пресс 2001. 217 с.
2. Википедия - свободная энциклопедия.
3. Патрик Ленсиони «Пять искушений руководителя: притчи о лидерстве» М.: Диалектика 2005г.- 87 с.
4. Джон Эдейр «Не боссы, но лидеры. Лестница успеха.» - М.: Фаир-пресс. - 2004. - 184 с.
5. Канджеми Дж.П. «Психология современного лидер
6. «Альфа-лидерство» (Джулиан Рассел, Энн Диринг, Роберт Дилтс). - М.: 2004. - 256 с.
7. Кешаван Наир «Высокий стандарт лидерства. Уроки из жизни Галди». - М.: 2001. - 160 с.
8. Китов А.И. Психология
9. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., 1990. - 57 с.
10. Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. М., Экономика, 1969.
11. Михеев В. Социально-
12. Платонов Ю.П. Психология
13. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента.