Лидерство и власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 12:25, доклад

Описание работы

Основой лидерства является специфический тип отношений управления или лидерский тип, который определяется как отношения «лидер-последователь». Эффективность лидерства определяется уровнем его взаимоотношений с последователями.
При наличии отношений «хозяин-работник» последователь тратит свои силы во благо группы, возглавляемой лидером, не имея практически никаких прав. Власть лидера в этом случае носит абсолютный характер и может распространятся на все вопросы жизнедеятельности группы. Эффективность групповой деятельности при таком типе отношений проявляется в способности группы в короткие сроки решать достаточно сложные задачи в наименее благоприятных условиях.

Файлы: 1 файл

Лидерство и власть.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Астраханский государственный технический университет»

Дмитровский филиал

(ДФ ФГОУ  ВПО «АГТУ»)

 

Факультет заочного обучения

 

Кафедра «Экономика и управление»

 

Специальность: 080502.65

"Экономика и управление  на предприятии 

(пищевая промышленность)"

 

 

 

 

Доклад

по  дисциплине: «Организационное поведение»

на  тему: «Лидерство и власть»

 

    

 

Исполнитель:

       студент группы ЭУП-4

                                                                                                  Аньшаков О.А

           _________________

    (подпись студента)

 

                                                                                           Руководитель:

           Александрова В.А                          __________________                              

      (подпись преподавателя)

Рыбное, 2013 
Лидерство и власть

Руководство (формальное лидерство) – это процесс управления трудовой деятельностью коллектива, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе административно-правовых полномочий и социальных норм. Неформальное лидерство как специфический тип отношений управления основывается на процессе взаимодействия в организации и отличается от руководства тем, что группа последователей признает личностные и физические качества лидера, передает ему властные полномочия, наделяет его ответственностью, а также оказывает ему необходимую поддержку в достижении поставленной цели. Право на власть приобретается неформальным лидером в ходе формирования группы последователей, и реально лидер им пользуется до того момента, пока это признается его последователями. Для этого лидеру нужно найти своих последователей и постоянно демонстрировать свои личностные качества и образцы поведения.

Лидерство не подменяет  собой руководство, а дополняет  и развивает его. Наибольший эффект может быть достигнут, когда инструмент руководства и неформального лидерства сосредоточены в одних руках. С точки зрения групповой деятельности неформальный лидер в группе выполняет две основные функции:

  • Устанавливает и поддерживает эталон приемлемого группового поведения (доброжелательность, ответственность, взаимопонимание и т.п.) или негативные формы поведения группы (агрессивность, обособленность, стяжательство и т.д.);
  • Установив нормы, цели, обычаи и традиции, мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его действовать эталонам группового поведения.

К оценкам лидера добровольно и зачастую неосознанно  присоединяется большинство членов группы, одобряя или порицая своего товарища. Зависимость социального  статуса каждого члена группы от групповой солидарности и внутригруппового контроля делает коллектив в социально-психологическом плане эффективным средством воспитания. Эффект лидерства проявляется в проблемных ситуациях, возникающих в процессе групповой деятельности. С точки зрения достижения групповых целей лидерство может иметь как позитивное, так и негативное последствия. Выделяют два резко противоположных типа лидерства: инструментальный и эмоциональный.

Инструментальный  лидер – это член группы, берущий на себя инициативу в решении проблемной ситуации, в соответствии с групповыми целями и обладающий соответствующими знаниями, информацией, навыками и методами.

Эмоциональный лидер – это член группы, берущий на себя функции регулирования настроения группы в проблемных ситуациях. В позитивном плане эмоциональный лидер стремится предупредить и разрешить конфликты, разрядить эмоциональное напряжение, возникающее у членов группы в конфликтных ситуациях, чем способствует достижению групповых целей и повышению эффективности групповой деятельности. Однако под влиянием неудач и трудностей эмоциональный лидер может стать зачинщиком недовольства, паники, асоциального поведения.

Основой лидерства  является специфический тип отношений  управления или лидерский тип, который  определяется как отношения «лидер-последователь». Эффективность лидерства определяется уровнем его взаимоотношений с последователями.

При наличии  отношений «хозяин-работник» последователь  тратит свои силы во благо группы, возглавляемой  лидером, не имея практически никаких  прав. Власть лидера в этом случае носит  абсолютный характер и может распространятся на все вопросы жизнедеятельности группы. Эффективность групповой деятельности при таком типе отношений проявляется в способности группы в короткие сроки решать достаточно сложные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех членов группы вокруг одного лидера. Такой тип лидерства является наиболее распространенным в современном семенном, торговом и фермерском бизнесе.

Данному типу лидерства  присущи определенные недостатки, снижающие  эффективность взаимоотношений:

  • Проведение организационных изменений в группе зависит только от желаний лидера;
  • При достижении поставленных целей лидер зачастую пытается удержать власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда согласуется с интересами отдельных членов группы;
  • Уход и устранение лидера ведет к дезорганизации группы на неопределенное время.

Более сложным  рыночным структурам соответствуют  иные типы лидерских отношений (рис. 2.).

Современная социология признает, что лидерские способности  можно развить, а умениям можно научиться. Лидером становятся не сразу, и этому обычно предшествует определенный тип служебной карьеры, помогающий развить эти навыки и умения. Однако основополагающим является то, что лидер – это не выбор навыков и умений, а качество характера, в первую очередь, готовность к риску.

Лидерство в  отличие от руководства не концентрирует  внимание на том, чтобы люди не делали вещи неправильно, а способствует тому, чтобы делались правильные вещи. Эффективный  менеджер не обязательно должне быть эффективным лидером, что находит отражение в их основных характеристиках.

 

 

 

 

 

Характеристики менеджера и  лидера:

Менеджер:

администратор

поручает

работает по целям других

в основе действия лежит план

полагается  на систему

использует  доводы

контролирует

поддерживает движение

профессионален

принимает решения

делает дело правильно

уважаем

Лидер:

инноватор

вдохновляет

работает по собственным целям

в основе действий лежит видение

полагается  на людей

использует  эмоции

доверяет

дает импульс  движению

энтузиаст

реализует решения

делает правильное дело

обожаем


 

Лидерство в предпринимательстве

Управление  появилось тогда, когда люди стали  ощущать себя людьми. Там, где хотя бы два человека объединились в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникает  задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен взять на себя. В этих условиях один становится руководителем, управляющим, а другой – его подчиненным, исполнителем.

Руководитель, ориентированный  на результат, не может действовать  на основе своих предположений и слухов или считать себя прирожденным знатоком человеческих душ. Он должен снова и снова изучать поведение людей ‑ многопланового и во многих случаях необъяснимого. Руководитель, ориентированный на результат, сознательно базирует свою деятельность по управлению индивидами на продуманном представлении о человеке, которое он стремится постоянно развивать. Эффективный руководитель несет ответственность за положительные результаты деятельности не только в настоящем, но в будущем. Это часть его управленческой работы. Его задачей является такое развитие подчиненных, чтобы они могли лучше, чем раньше справляться с текущими задачами и предугадывать потребности своего развития. Но это же самое относится и к самому руководителю. Отставший в своем развитии, не имеющий мотивации начальник не сможет внести нужный вклад в работу трудового коллектива. Эффективному руководителю следует взять на себя главную ответственность за свое развитие как личности и как руководителя. Современный трудовой коллектив невольно оказывает необходимую корпоративную поддержку активному стремлению к развитию, исходящему непосредственно от начальника.

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую  нельзя выполнить успешно, руководствуясь только простыми, сухими, заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организации (внутренние переменные факторы), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные факторы), а также учитывать влияние организации на общество.

Широкое распространение  получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель.

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро. Многие ученые и специалисты пытались ее решить, но их труды, как правило, носили разрозненный характер и не составляли единой, обобщенной теории. И только ближе к концу прошлого века, после окончательной победы промышленной революции, ситуация резко изменилась. Рыночные отношения овладели всеми сферами жизни общества. Как снежная лавина росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего звена, способных принимать грамотные рациональные решения, которые умели бы работать с большими массами людей и были бы свободны в своих поступках. От управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появилась группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно было держать своих подчиненных в «ежовых рукавицах». Главной задачей стала кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Этих специалистов стали называть менеджерами.

В настоящее  время существует некоторый минимум  различных характеристик современного менеджера. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет и имидж настоящего менеджера – постараемся рассмотреть в данном учебном пособии.

Об имидже и  его роли в бизнесе в последнее время говорят все чаще и серьезнее. Необходимость обладания им становится все более очевидной. Опыт мирового цивилизованного предпринимательства убедительно доказал, что без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на успешное ведение коммерческих дел, пользоваться достойной репутацией в деловых кругах. И это понятно, специфика деятельности менеджера предъявляет, в частности, весьма серьезные требования к внешнему облику. Внешний вид менеджера – это не только его личное дело. По тому как он выглядит, у его партнеров и клиентов складывается первое впечатление не только о нем, но и о его фирме, изменить которое в дальнейшем очень трудно.

Портрет современного менеджера

В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной.

Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в  условиях критических ситуаций и  неопределенных перспектив.

В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко выраженным диктаторским характером, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение.

В этих условиях формула действий была следующей: “бизнес – есть бизнес, работай, не рассуждая”.

С пониманием того, что рабочих надо не принуждать к  труду, а поощрять, изменились требования и к управляющим. Главным их достоинством стала способность играть роль «главы семьи», который по-отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: “твердость, но справедливость”.

Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы, особенно антагонизм между рабочими и менеджерами.

Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие  западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто уживаться с людьми было уже не достаточно. Взаимодействие нужно было обеспечивать надежной материальной базой, которую, в свою очередь, создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это дополнительно потребовало от менеджера еще и маклерских способностей.

И, наконец, сегодня  фирмы выросли настолько, что  единоличное управление ими стало  практически невозможным. Кроме  того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в  том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность группы менеджеров.

Выполняя эту  обязанность, современный менеджер выступает в нескольких лицах.

Во-первых, ‑ это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.

Во-вторых, ‑ это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, ‑ это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, ‑ это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив, и направляющий его развитие в нужное русло.

Информация о работе Лидерство и власть