Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:12, реферат
В различных сферах жизни люди совершают значительное количество властных поступков — в личной жизни (влияние в семье), в профессиональной сфере (влияние на подчиненных, коллег) и т. п. В организации власть представляет собой ресурс, воплощающийся в наращивании порядка, повышении уровня организованности и регламентации жизни по всем
Реферат по Менеджменту.
Лидерство и Власть.
Введение.
Лидерство и власть невозможно разделить, поскольку власть выражает реальное лидерство. Власть означает способность проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле.
В различных сферах жизни люди совершают значительное количество властных поступков — в личной жизни (влияние в семье), в профессиональной сфере (влияние на подчиненных, коллег) и т. п. В организации власть представляет собой ресурс, воплощающийся в наращивании порядка, повышении уровня организованности и регламентации жизни по всем параметрам жизнедеятельности.
Можно ли развить лидерский потенциал
личности? Если можно, то как это сделать?
Существуют две точки зрения. Первая предполагает,
что лидером нужно родиться, что обучение
и воспитание не играет никакой роли. Это
предположение основано на том, что у человека
есть семь врожденных инстинктов: самосохранения,
продолжения рода, альтруизма, исследования,
доминирования, свободы и сохранения достоинства.
Человек рождается с генетической программой
приспособления, со своим призванием,
которое и есть судьба ("рожденный ползать
летать не может"). От того, какой именно
инстинкт занимает у конкретного человека
первое место, зависит его типология по
доминирующему инстинкту.
Вторая точка зрения заключается в том,
что и на врожденные потребности оказывают
влияние условия жизни и характер воспитания,
следовательно, лидерский потенциал можно
развивать, хотя для этого необходимы
определенные задатки психофизиологического
характера (например, хорошее здоровье,
развитое внимание и память, способность
к продуктивному мышлению).
Развитие лидерского потенциала личности
с раннего детства, с нашей точки зрения,
обусловлено взаимодействием биологических
(особенности темперамента и здоровья)
и социальных факторов.
Лидерство — это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и захотел.
Известные лидеры:
тони блер джордж буш федель кастро чегеваро жак ширак уинстон черчиль ганди адольф гитлер джон кеенеди хомейни ким чен ир король фахд нельсон мандела мао цзедун путин рональд рейган садам хусейн иосиф стали ясир арафат
Лидерство.
Лидерство [от англ. leader — ведущий] — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
Ролевая концепция власти и лидерства
позволяет более глубоко
Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его ролей:
1. Деловое лидерство. Оно
2. Эмоциональное лидерство. Оно
возникает в социально-
3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.
Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б. Д. Парыгиным. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.
По содержанию различают:
· лидеров-
· лидеров-
· лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.
По стилю различают:
• Авторитарный.
Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, по их роднит холодность, властность.
• Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.
• Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пре бывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело так как видится возможно более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.
Многие исследователи не выделяют
этот стиль как особый, ограничиваясь
противопоставлением
По характеру деятельности различают:
· универсальный тип, т. е. Постоянно проявляющий качества лидера;
· ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.
Помимо названных, нередко используется
классификация лидеров в
1) «один из нас». Лидер этого
типа особо не выделяется
2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;
3) «хороший человек». Лидер такого
типа воспринимается и ценится
как реальное воплощение
4) «служитель». Такой лидер
Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.
Преимущества лидерства
Власть.
Вла́сть — возможность и способность навязать
свою волю, воздействовать на деятельность и поведение
других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти
не зависит от того, на чём основана такая
возможность. Власть может базироваться
на различных методах: демократических и авт
Виды власти подразделяются в зависимости от личностных и организационных источников власти менеджера.
В зависимости от личностных источников властименеджера:
В зависимости от организационных источников власти менеджера: