Лидерство и власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:58, доклад

Описание работы

Лидерство – способность влиять на окружение, направляя активность людей и групп на достижение целей. Оно не существует вне управления, но не заменяет его, а дополняет. Лидер так же является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера администратора.

Файлы: 1 файл

Доклад Лидерство.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Доклад 

на тему: «Лидерство и власть» 

     Лидерство – способность влиять на окружение, направляя активность людей и групп на достижение целей. Оно не существует вне управления, но не заменяет его, а дополняет. Лидер так же является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера администратора.

     Лидерство является функцией социальной среды, персонифицированной  в отдельной личности, которой доверяют остальные и которая в наибольшей степени способна решить назревшие задачи.

Для того чтобы успешно выполнить свои функции, лидер должен обладать четким видением будущего и путей его достижения. Если такое видение исходит не из реальных возможностей, а не из чем не подкрепленных  «благих» пожеланий, он может, осознанно или неосознанно, выводя своих последователей из одного тупика, завести в другой, еще более глубокий.

     Лидер не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей, взять на себя большую ответственность, чем предусмотрено должностью. К лидеру добровольно, но не всегда осознанно присоединяется большинство групп. Чем выше его авторитет, тем выше эффективность деятельности последней.

     В группе лидер может  выполнять роль политика, определяющего цели, координатора, эксперта, арбитра, образца для подражания, носителя групповой ответственности или вины, символа. В большинстве случаев он также «отец семейства», источник ценностей и норм.

     Существует  два типа лидеров: инструментальный в деловых отношениях и экспрессивный в межличностных (обычно наиболее уважаемый человек).  

     Инструментальный  лидер в коллективе, общий уровень которого ниже среднего, чаще всего выступает в роли эксперта по любым вопросам. В коллективе с высоким уровнем развития он является интеллектуальным центром, источником идей.

     Экспрессивный же лидер является  эмоциональным центром: сглаживает конфликты, может подбодрить, посочувствовать, снять психологическое напряжение, чем повышает эффективность работы.

   Существует  четыре группы лидерских качеств:

  1. физические – приятная внешность (рост, фигура, голос), хорошее здоровье, энергичность, представительность и пр.
  2. психологические – темперамент, агрессивность, амбициозность, властность, независимость, смелость, самоутверждение, упорство, мужество;
  3. интеллектуальные – ум, логика, память, интуиция, эрудиция, стремление к творчеству, проницательность, быстрота и последовательность, концептуальность общения, чувство юмора;
  4. личностные: деловые – организованность, инициативность, дисциплинированность, ответственность, умение рисковать; личные – доброжелательность, тактичность, порядочность, участливость, честность, внимательность, коммуникабельность. Для занятия лидирующих позиций, особенно в условиях конкуренции, действительно нужны те или иные выдающиеся качества, набор которых варьируется в зависимости от исторической эпохи.

Концепция лидерских черт не позволяет создать  универсальную модель лидера. 

     В управленческой литературе способность  оказывать влияние на поведение  людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

- власть  – это потенциал, имеющийся  у её пользователя, т.е. она  существует не только тогда, когда применяется;

-между  тем, кто использует власть, и  тем, к кому она применяется,  существует взаимозависимость;

-тот,  к кому применяется власть, имеет  определенную свободу действий.

     Власть  может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть.

     Власть  – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

Власть – это социальный по своей сути термин. Власть имеет один индивид в отношении другого, одна группа – в отношении и т.п. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчиненные, для того чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает её структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в примирении власти или реакция на неё в основном определяются понимание власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а так же способностью предвидеть последствия ее использования. Власть никогда не бывает абсолютной  и неизменяющейся. Власть – это отношения в динамике, отношения, изменяющие и ситуацию, и людей, отношения, изменяющиеся во времени.

     Авторитет – это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным. В первом случае власть дается сверху, согласны и считают правильным.

     Личная  власть – это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к её обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации приходит снизу – от подчиненных. Она может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия. Личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных.

     Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти – то, через что данная основа используется. Специалистами разработано много разных подходов к классификации источников власти. Сначала выделялось пять базовых источников её: принуждение, экспертиза,  закон или право принятия решения, пример или харизма, вознаграждение. Позже был добавлен шестой источник – информация, а потом и седьмой – связи.

     В группу, составляющую личностную основу власти, включаются следующие источники её: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти.

     В группу, составляющую организационную  основу власти, входят в качестве источников её: принятие решения, вознаграждение и предупреждение, власть над ресурсами и власть связей.

     Процессы, протекающие в организации, отражают динамику организационной сис-темы. В то же время эти процессы сами должны быть управляемыми. Коммуникация как организационный процесс является ключевым процессом. Порой ключевую роль в ком-муникации играют её невербальные формы.

     Власть  как процесс базируется на двух началах: личном и организационном. Уме-лое  использование имеющихся у руководителя источников власти лежит в основе другого организационного процесса – лидерства.

Информация о работе Лидерство и власть