Лидерство: принципы и опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:39, реферат

Описание работы

Лидерство — это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки. Управляющий становится во главе организации в результате намеренного действия формальной организации — делегирования полномочий. Лидерами, с другой стороны, становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей тоже можно увеличить путем делегирования полномочий. Члены организации знают, кто их руководитель, а вот ведомые не всегда знают, что их ведут. Наконец, действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур.

Файлы: 1 файл

основы менеджмента тема 24 лидерство.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Я думаю, что менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Его главная задача – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы.

Каждый человек-менеджер находит свой стиль работы, общения с персоналом. Один - динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой - спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые характерные черты, все же присущи менеджерам  различных стилей.

Каждый должен быть предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и  не унижает своих сотрудников  в глазах руководства фирмы.

Оптимистичность.  Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше, так как ожидает плохих новостей.

Любовь к людям. Его  интересует, что делают другие. Он человечен, человечен,  отдает себе отчет в собственных слабостях, что делает его терпимее к слабостям других.

Смелость. Он всегда попытается найти новый способ выполнить  задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это  необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него веру.

Тактичность и внимательность. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего. Один мудрец сказал, что каждое критическое  замечание нужно упаковывать как бутерброд – меж двух ломтей хвалы.

Справедливость –  тоже важная черта менеджера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, вероятно, появится десяток недовольных. Когда подчиненный совершает ошибку,  ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом.

Честолюбие. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет таким образом других своим энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе.

Скромность. Он не нуждается  в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки.

Уверенность. Уверенность  в себе без заносчивости, вера в  свои силы без высокомерия – вот  отличительные черты сильного менеджера.

Выделим также этические  обязанности руководителей: руководители должны быть образцом нравственного  поведения. Они должны жить в соответствии с ценностями, способствующими процветанию  возглавляемых ими организаций; лидеры    ответственны    за    перспективы    возглавляемой   ими организации; лидеры  должны  постоянно  информировать   подчиненных  о  своих намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно будет предоставлять им всю информацию, необходимую для эффективной работы; лидеры  ответственны   за   формирование   слаженно  работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия. Члены коллектива должны знать, что они будут вознаграждены за сотрудничество с другими людьми на благо фирмы даже в том случае, если будет казаться, что их собственный вклад уменьшается. И уж конечно следует вознаграждать их за принятие решений, соответствующих стратегическим интересам организации; руководители   отвечают    за   создание   обстановки,  поощряющей развитие личности и творчество» (24 стр 188).

При приеме на работу управляющий должен руководствоваться общими правилами отбора квалифицированных специалистов из всех слоев общества. Избегать дискриминации по расовому, религиозному, половому признакам, национальной принадлежности, политическим пристрастиям, физическим недостаткам, возрасту, семейному положению, по всем личностям аспектам. Более того, как частный случай дискриминации не должен рассматриваться стиль жизни человека, если он не влияет на его возможности выполнять определенные обязанности. Стандарты по выполнению определенной работы должны применяться по отношению ко всем сотрудникам.

В случае сокращения штата  руководитель обязан справедливо отнестись  к отбору служащих, остающихся в  данной организации. При этом необходимо учитывать, что недопустима дискриминация по половому, расовому, религиозному признакам. Во избежание данных проблем должна быть установлена прямая связь между руководством и сотрудниками. В случае возникновения конфликта на данной почве необходимо собрать полную информацию при обвинении определенного сотрудника. Необходимо исключить все формы нелегальной дискриминации, обмана, злоупотребления общественными фондами.Устав фирмы должен категорически запретить какие-либо действия любого сотрудника по отношению к другому сотруднику, заказчику или поставщику, которые могут быть квалифицированны как преследование.Если руководству становится известно о ситуации, в которой вероятны акты насилия, оно должно принять надлежащие предупредительные меры для устранения или сведения к минимуму возможности таких действий. При этом руководитель должен действовать таким образом, чтобы не допустить ущемления профессионального и личного достоинства своих подчиненных и в особенности избегать любых провоцирующих действий, которые вместо ликвидации конфликтной ситуации могут привести к ее обострению.

Таким образом, главная  задача руководителя - создать на работе обстановку, в которой будут исключены  любые преследования по причине  расы, пола, цвета кожи, религии, происхождение, возраста, сексуальных склонностей, физической неполноценности или любых иных качеств, не влияющих на выполнение должностных обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Лидерство — это способность  поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки

Управляющий становится во главе организации в результате намеренного действия формальной организации  — делегирования полномочий. Лидерами, с другой стороны, становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей тоже можно увеличить путем делегирования полномочий. Члены организации знают, кто их руководитель, а вот ведомые не всегда знают, что их ведут. Наконец, действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Очень часто руководитель является лидером совершенно без всякой привязки к его или ее формальной должности в иерархии.

Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение. Становление стиля управления это всегда сложный и долговременный процесс. Руководителю требуется много времени, для ознакомления с деятельностью организации, а особенно для оценки профессионального уровня своих подчиненных. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти к каждому из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости. Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.Проведенное исследование показывает, что отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них.  Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации. На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).

Если обратиться к  историческому прошлому, то в период социалистической экономики при недостаточной подготовленности кадров широкое распространение получил автократический стиль, и это было оправдано. Но в современных условиях, когда подчиненные склонны к самостоятельным действиям, при возросшем интеллекте работников, очевидно, что у него нет будущего. Успехи в системе, руководимой в директивном стиле, длительный период имеют кажущиеся, нежели действительные результаты. Обычно после некоторых достижений неизбежно наступает упадок.  И тогда обнаруживается, что перспективные цели приносились в жертву текущим, подавлялась инициатива подчиненных.  Приведенные данные, как и в целом практика руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда постепенно преодолеваются административные методы управления.В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей. Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Более того, настоящий лидер должен иметь соответствующие личностные качества и соблюдать этические нормы поведения.Современный менеджер во всём мире воспринимается как эффективный, инновационный руководитель = лидер + власть + стиль работы + карьера. Менеджер должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи, факторов корпорации и взаимодействия последних с внешней средой.

Руководство, лидерство  является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи  не смогли разработать и обосновать теорию эффективного стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных ситуациях и самым разным руководителям. Но возможно если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов. Но все рассмотренные стили руководства помогут руководителю научиться выбирать стиль, сообразный конкретной ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на подчиненных, а не структурировать условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации. Поэтому эффективные руководители, истинные лидер в организации, – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности. 

При наличии данных достоинств и работе с выше перечисленными недостатками, менеджер сможет стать истинным лидером  не только по должности, приведя свою организацию к успешному развитию и процветанию.

 

 

                                            

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абчук В.А. Директорский хлеб: занимательно об управлении. Л., 2009.
  2. Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. М., 2010.
  3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 2011.
  4. Виханский П.С. Менеджмент. М., 2011
  5. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика.- М.: Дело, 2009
  6. Герчикова И. Н. Менеджмент. М., 2009.
  7. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. М., 2009.
  8. Герчикова И. Н. Менеджмент. М., 2009
  9. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента.//aup.ru/books/m77/2_9.htm
  10. Дорошеева М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива. //Управление персоналом. –2011.-№8.
  11. Друкер П. Эффективный управляющий. М., 2009.
  12. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 2010.
  13. Иосифович Н. Ты – босс. М., 2009.
  14. Кабушкин Н.И.Основы менеджмента. М., 2009
  15. Кудинов А.А. Возможности и проблемы российских предприятий// www.altrc//статьи//0709.shtml
  16. Кузин Ф. А. Делайте бизнес красиво: Этические и социально-психологические основы бизнеса. - М.: Дело, 2009
  17. Кусков А.Н., Чумаченко А.П. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2009
  18. Ладанов Ч.Д. Практический менеджмент, часть 1,2,3 , М.,2010
  19. Менеджмент организации: Учеб. пособие/Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА – М., 2010
  20. Менеджмент организаций. (под ред. Румянцевой З.П., Соломатина И.А.). М., 2009.
  21. Менеджер: функция или личность?//материалы виртуального круглого стола//www.kompetent.ru

Информация о работе Лидерство: принципы и опыт