Лидерство: принципы и опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

Проблема лидерства всегда волновала мир в целом и каждого человека в отдельности, являясь ключевой и актуальной для многих сфер жизни: бизнеса, политики, спорта и др., ведь лидерство существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Это то, что ежедневно окружает нас, поэтому этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Цель работы - проанализировать понятие лидерства, его принципы и успешный опыт применения на практике.
Объект исследования - лидерство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА.........................5

1.1 Сущность и определение понятия лидерства..................5
1.2 Значение лидера в управлении организацией.................6

2. ЛИДЕРСТВО: ПРИНЦИПЫ И ОПЫТ..................................10

2.1 Принципы лидерства.......................................................10
2.2 успешный опыт применения лидерства на практике....12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................25

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ НВУЗ АН1 (Восстановлен).docx

— 50.59 Кб (Скачать файл)

Однако на вершине своего успеха Дик и Морис обнаружили, что не в состоянии прыгнуть выше своей головы. Они были замечательными управляющими, но , к сожалению, плохими лидерами.

В 1954 году братья познакомились с человеком по имени Рей Крок, который был настоящим лидером. Как только он посетил заведение братьев, то сразу оценил заложенный потенциал труда. В воображении ему увиделся подобный ресторан, функционирующий в общенациональном масштабе. Братья заключили договор с Кроком. В 1961 году Крок купил у братьев исключительные права на их ресторан и приступил к его превращению в обще американский институт, а затем в глобальное учреждение.

С 1955 по 1959 годы Кроку удалось успешно открылись 100 ресторанов, четырьмя годами позже их было уже 500. В 1998 году действовало свыше 21 тыс. ресторанов, по меньшей мере, в 100 странах.

Именно лидерские способности Рея Крока помогли ему превратить несколько ресторанов в корпорацию «Макдональда», которая известна сейчас во многих странах мира.

HONDA

Компания «Honda», основанная Соихиро Хонда и его коллегой Такео Фуисава, хорошо известна своими достижениями. Из малоизвестного производителя скутеров и мотоциклов она после второй мировой войны превратилась в много миллиардное предприятие международного масштаба.

Традиции лидерства в «Honda» выдержали испытание временем уникальным образом. В основе этой традиции лежат пять золотых правил компании:

1. Следуй своей мечте и сохраняй  моложавый вид;

2. Цени теорию, новые идеи и  время;

3. Люби свою работу и сделай  свое рабочее место наглядным  и привлекательным;

4. Обеспечь бесперебойное течение  работы;

5. Пусть поиск и упорный труд  станут повседневной привычной.

Должностные лица «Honda» призваны культивировать качество динамичного гуманизма, включающего внимание к другим людям и в то же время смелость и фантазию в действиях. «Honda» также высоко ценит индивидуализм. Компания предоставляет время и ресурсы сотрудникам, которые хотят проверить новые идеи.

Критики утверждают, что в традиции лидерства в «Honda» нет ничего уникального, а компания пользуется благосклонностью правительства и нечестными преимуществами в торговле. Возможно, в традициях лидерства в «Honda» и не заключены принципы, применимые ко всем компаниям во всех отраслях. Однако устойчивый успех «Honda» в качестве важного конкурента международного масштаба вполне оправдывает более глубокий анализ того, какие полезные уроки можно извлечь из ее опыта.

Корпорация «Дженерал Электрик»

Одним из наиболее эффективных лидеров является на сегодняшний день Джек Уэлч, председатель правления и генеральный директор корпорации «Дженерал электрик». Когда в 1981 году Уэлч принимал на себя руководство компанией, это была хорошая компания. Ее истоия насчитывала 90 лет успешной деятельности, акции компании продавались на бирже век по высокой цене, и фирма в общей сложности стоила примерно 12 миллиардов долларов, занимая 11-ое место среди тех, которые лучше всего котировались на биржевом рынке акций. Но Уэлч полагал, что эта новая для него компания могла бы стать еще лучше. Вскоре, после того как Уэлч возглавил корпорацию, он начал то, что позднее сам назвал «технической революцией». Этот процесс полностью изменил профиль компании и сферу концентрации ее усилий.

Твердое и мудрое лидерство Уэлча и его способность сфокусироваться на главном, принесли невероятные дивиденды. Джек Уэлч никогда не путал действия с достижениями. Он знал, что наибольший успех приходит только в том случае, когда вы сфокусируете своих сотрудников на том, что действительно имеет первостепенное значение.

Таким образом, благодаря лидерским способностям Джека Уэлча, корпорация «Дженерал электрик» стала еще сильнее на мировом рынке.

Корпорация «Крайслер»

В ноябре 1978 года Ли Якокка пригласили в качестве руководителя в корпорацию «Крайслер». В то время «Крайслер» испытывала большие трудности, ее доля на американском рынке упала с 25% до 11%. Причем ситуация становилась все хуже и хуже.

Ли Якокка пошел на большие жертвы, чтобы спасти корпорацию. Якокка убедился, что управление компанией было в тяжелейшем положении, (никто не нес ответственности ни за что, отделы не имели связи друг с другом). Кроме того, моральный дух работников был очень низким. Компания практически становилась банкротом.

Лидерские способности Якокки помогли доказать не только работникам компании, но и правительству, что компания «Крайслер» нужна данной стране. Он практически полностью изменил управление компанией, сделал его более четким, структурированным. Он как бы  стал волевым импульсом компании.

Благодаря действиям отличного лидера компания добилась восстановления утраченных позиций, т.е. усилия Якокки вернули название «Крайслер» на карту автомобильной индустрии.

Компания «Gloria Jeans»

Компания «Gloria Jeans» является одной из крупнейших компаний в России по производству джинсовой одежды. И этому она обязана своему президенту и генеральному директору Владимиру Мельнику.

Владимир Мельник обладает отличными лидерскими способностями. Один из главных принципов, которым он руководствуется, это поддержание низкой себестоимости. Он обладает не только хорошей интуицией, но и огромным опытом ведения бизнеса. Он постоянно меняет управленческие подходы, в связи с расширением своего производства. Президент может в любой день сказать баланс своей компании. То есть он как бы влился в свое «детище» и представляет с ним одно целое.

И в результате всех его усилий он добился того, что оборот компании составил 75 млн. долларов, в 2002 году на трех фабриках выпускалось ежемесячно 1300000 единиц продукции. И на сегодняшний день компания «Gloria Jeans» хорошо известной не только в России, но и во многих других странах.

Все примеры наглядно демонстрируют важность лидерства в руководстве.

Среди ученых ходят споры. Некоторые говорят, что лидеры не оказывают никакого влияния на результаты деятельности. Другие же напротив утверждают, что лидеры оказывают большое влияние на конечный результат, а иногда лидеры оказывают колоссальное воздействие. И если брать приведенные примеры, то здесь прослеживается именно вторая точка зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На протяжении всей истории человечества лидеры двигали вперед этот мир, ведя за собой людей. Родоначальники в лидерском движении, производственные деятели США открыли всему миру и разработали систему, позволяющие расти другим лидерам. Но они не создали систему для воспитания новых лидер для управления компанией в целом.

Пользоваться властью легко. Власть, способность влиять на поведение людей, необходима для эффективности организации, потому что руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власти или есть, но очень слабая. Власть как процесс базируется на двух началах: личном и организационном. И в том и в другом случае используются различные источники власти.

Умелое использование имеющихся у руководителя источников власти лежит в основе лидерства. Основу власти составляет асимметрия отношений между людьми и существующая в связи с этим возможность одного человека влиять или воздействовать на другого. Важно, чтобы каждый участник системы знал свои функции и границы своей власти, своей ответственности. Из-за меняющихся социальных ценностей руководители компаний считают убеждение и участие самыми эффективными средствами влияния на подчиненных. Эти медленные во временном отношении меры, способствуют увеличению эффективности организации.

Теоретики определяют лидера, как человека, формирующего цели и обладающего способностью вести за собой. Он должен быть наделен такими качествами, которые будут значимы для общества и помогут ему в достижении поставленных целей. Идеального руководителя не существует.

Эффективному лидеру достаточно знать свои индивидуальные качества и пользоваться ими с умом и на благо общего дела.

Из опыта классиков менеджмента вытекает вывод о парадоксе хорошего управления: с одной стороны компания зависит от управляющего больше, чем от какого-либо другого человека; с другой стороны, его вклад в общий успех компании не превышает 10% общих усилий.

Обзор основных методик научения лидерству показал, что их спектр достаточно широк, но некоторые области до сих пор не заняты. Сегодня не всегда методики обучения лидерству универсальны. Распространено применение отдельных методик в закрытых», учитывающих особенности только данной организации, условиях, приемлемых только в данный момент времени. В результате, применение методик не дает получения заявленных результатов, решения проблем предприятий, или дает частичный эффект, оказывается эффективным в отдельных случаях.

В связи с этим решение данной проблемы видится в использовании системного подхода к применению методик:

1. научение лидерству должно  базироваться на человеческих  и организационных ценностях  роста, сотрудничества, процессов соучастия, исследовательского духа;

2. важнейшим средством конкурентоспособности является высокая отдача от человеческих ресурсов организации. Повышение отдачи от человеческих ресурсов может быть достигнуто лишь при условии выработки четких алгоритмов работы с персоналом, надёжно обеспечивающих достижение заданных результатов, аналогично технологиям, используемым в производстве (здесь подразумевается стандартизированный метод достижения заранее определенных результатов по конкретному направлению работы с персоналом);

3. важнейшей особенностью методик обучения лидерству является то, что объектом их воздействия являются люди. Поэтому они должны максимально полно учитывать психологическую и социальную природу процессов, подлежащих регуляции и управлению и определяющих рабочее поведение человека, таких, как мотивация, ценности, установки, групповые нормы, психологический климат и особенности организационной культуры;

4. изучение индивидуального и  организационного поведения показывает, что как организации, так и  ее члены сопротивляются изменениям. В этом есть как положительная  сторона (обеспечивает уровень стабильности  и предсказуемости поведения  людей ), так и отрицательная сторона (создаются препятствия в адаптации  к прогрессу).

Таким образом, по своей сути методики обучения лидерству - это процесс обучения людей тому, как решать проблемы, используя преимущества и возможности, это процесс изучения, как все делать лучше. Обучение лидерству фокусируется на аспектах, связанных с «человеческой стороной» организации, и ищет пути увеличения эффективности людей, команд, индивидуальных и социальных процессов в организациях. Уникальной особенностью обучения лидерству является то, что, занимаясь развитием, совершенствованием личности человека, оно также занимается развитием организации как единого сообщества людей.

Определяя роль лидерства на современном этапе можно с уверенность сказать, что, если не будет лидерства, мы никогда не достигнем максимум производительности, целостного результата и гармонии в отношениях сотрудников. Это основной инструмент управления предприятием, которым необходимо обладать, развивать ( для этого существуют бизнес-школы с программами обучения лидерским навыкам ) и уметь использовать на практике. И, поэтому, в связи с изменениями в функционировании организации, неудивителен все возрастающий интерес к данной теме многих крупных сетевых, постиндустриальных, самообучающих компаний. Лидерство - это новая модель управления, способная обеспечить выживание компании в условиях изменений.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. - М.: Магистр, 2009

2. Трунов Д.Г. Феномен харизматического лидерства// Философия социальных коммуникаций. - 2009. -№2. -с. 55-62

3.  Кравченко А.И. История менеджмента. М. 2009

4. Пугачев В.П. Руководство персоналом  организации. М.

5. Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2010

6. Коротков Э.М. Менеджмент: учебник  для бакалавров/ Издательство Юрайт. - 2012. - 640 с.

 


Информация о работе Лидерство: принципы и опыт