Лидерство, влияние, власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является – практическое и теоретическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте.
Моя работа на тему «Лидерство, влияние, власть», мне как будущему специалисту очень важна эта тема. Я постараюсь максимально полно раскрыть её. Все свои выводы я опишу в заключении.

Содержание работы

Введение 3
1. Лидерство, влияние, власть 4
1.1 Основа и сущность лидерства 4
1.2 Концепции лидерства 6
1.3 Стили руководства 8
2. Влияние и власть 10
2.1 Формы власти и влияния 12
3. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организации 15
3.1 Организация исследования 15
3.2 Обработка и анализ результатов 16
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 101.32 Кб (Скачать файл)

Даже в том случае, когда руководитель обладает четко определенными полномочиями направлять усилия подчиненных, это не всегда оказывается возможным. Как заметил американский исследователь Честер Барнард, подчиненные могут отказаться выполнить просьбу руководителя, тем самым, сводя на нет его полномочия. Современные рабочие обычно гораздо более образованы и меньше согласны смиряться с традиционной властью, чем их предшественники. Даже если такой проблемы не возникнет, руководитель часто зависит от людей, которые ему формально не подчинены.

Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которую испытывает руководящий персонал. Однако страдают не только чувства. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными «неуправляемыми» силами, он или она не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность, как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации. Власть и влияние, инструменты лидерства, являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он или она не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения, целей через других людей. Таким образом, власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации. Как утверждает социолог Роберт Бирстед, «власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка».

 

2.1 Формы власти  и влияния

 

Для того чтобы обладать властью, нужно иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, то, что создаст его зависимость от вас и заставит его или ее действовать так, как желаете вы. Это «что-то» есть у нас всех.

Власть может принимать разнообразные формы, Френч и Рэйвен – исследователи в области власти и лидерства (руководства), разработали удобную классификацию основ власти. Согласно этой классификации, имеется пять основных форм власти:

  • Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать, таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности или вообще может сделать какие-то другие неприятности.
  • Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
  • Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
  • Эталонная власть. Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.
  • Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг – подчиняться им. Он или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.

Поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью. Все руководители пользуются законной властью, потому что им предоставлены полномочия управлять другими людьми.

Позже был добавлен шестой источник – информация, а потом и седьмой – связи. При этом все источники власти были разделены на две большие группы. К первой группе были отнесены источники, имеющие личностную основу, ко второй – имеющие организационную основу, которую так же называют структурно – ситуационной.

В группу, составляющую личностную основу власти, включаются следующие источники её: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти. Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умение использовать еёдля влияния на подчиненных. Получаемая информация позволяет её обладателю принимать оптимальное решение и осуществлять тем самым власть. Координация информационных потоков и контроль над коммуникационной сетью делают человека властным. Информация играет важную роль в формировании власти руководителя. Особое значение это приобретает в век всеобщей компьютеризации. Власть информации следует отличать от экспертной власти, которая связана с пониманием или способностью использовать данные. Так, помощники и секретари нередко обладают значительным количеством информации, но не все это означает наличие у них власти информации, особенно в специальных областях. Они могут помочь подготовить информацию для принятия решения, но не сами принять его.

В группу, составляющую организационную основу власти, входят в качестве источников её: принятие решения, вознаграждение и предупреждение, власть над ресурсами и власть связей. Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как внутри, так и вне организации. Например, генеральный директор компании волевым решением может ввести в правление сотрудника, которому по рангу не положено входить в состав данного коллективного исполнительного органа. Тем самым он как бы «поднимает» этого сотрудника в глазах других работников, а данный работник сможет с «высоты» своего нового положения оказывать влияние на должностных лиц более высокого по отношению к нему уровня, не говоря о своих коллегах и подчиненных. При этом нередко речь идет не о существовании реальных связей у индивида, а о восприятии реальности этого существования теми, на кого оказывается влияние. Поэтому, только будучи воспринятой, данная связь добавляет человеку влиятельности в отношениях с другими людьми. Имеют место случаи, когда желающие приобрести эту власть прибегают к созданию относительно себя легенд или слухов.

 

 

3. Исследование  влияния выраженности лидерских  качеств на выбор стиля руководства  организации

 

3.1 Организация  исследования

 

Исследование о лидерских качествах и стилях руководства проводилось на предприятии X в городе Y. Опрос проводился среди 10 менеджеров, которые занимаются сбытом готовой продукции, маркетингом, работой с персоналом, снабжением предприятия сырьём для производства продукции. Средний возраст опрошенных 30–40 лет. Опрос проводился на бланковой основе. Исследованию подверглись лидерские качества и стиль руководства.

Определение степени выраженности лидерских качеств определялось по методике «Лидер». Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способности человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.

Определение стиля руководства определялось по методике «Стили руководства». Эта методика предназначена для того, чтобы определить какой стиль руководства выбрал менеджер в своей управленческой деятельности. В данной методике испытуемый отвечает на 40 вопросов, и по его ответам на эти вопросы определяется стиль руководства.

 

3.2 Обработка  и анализ результатов

 

В этом параграфе представлены результаты опрошенных людей.

Результат опроса на определение степени выраженности лидерских качеств.

№ опрошенного

Степень выраженности лидерских качеств

1

Данный человек как лидер склонен к диктату

2

Лидерские качества выражены сильно

3

Лидерские качества выражены средне

4

Лидерские качества выражены средне

5

Лидерские качества выражены средне

6

Лидерские качества выражены слабо

7

Лидерские качества выражены сильно

8

Лидерские качества выражены сильно

9

Данный человек как лидер склонен к диктату

10

Лидерские качества выражены сильно


 

Обобщённые результаты оттого опроса можно отобразить в столбчатой диаграмме.

 

 

Результат опроса на определение стиля руководства

№ опрошенного

Стиль руководства

1

Авторитарный стиль руководства

2

Авторитарный стиль руководства

3

Либо стиль руководства не выработан, либо склонность к непоследовательному стилю

4

Авторитарный стиль руководства

5

Либерально попустительский

6

Либерально попустительский

7

Авторитарный стиль руководства

8

Авторитарный стиль руководства

9

Авторитарный стиль руководства

10

Авторитарный стиль руководства


 

Обобщённые результаты оттого опроса можно отобразить в столбчатой диаграмме.

 

 

На основе проведённого исследования прослеживается зависимость. Авторитарный стиль управления преобладает у тех опрошенных, у которых наиболее выражены лидерские качества. Эту зависимость можно отразить в столбчатой диаграмме.

 

 

Взаимосвязь стиля руководства от уровня выраженности лидерских качеств.

На основе проведенных тестов, можно сделать вывод, что:

–Практически все менеджеры могут быть лидерами, но очень сильно из них выделились только двое, которые способны максимально управлять персоналом.

–Также более 50% менеджеров склонны к авторитарному стилю руководства, хотя этот стиль и продуктивен, но удовлетворенность персонала иногда важнее.

–Лучше всего на должность главного менеджера подойдет лидер с демократично-авторитарным стилем руководства, чтобы он не только преследовал цели фирмы, но и понимал психологическое состояние работников.

 

 

Заключение

 

Лидерство, так же как и управление, является в некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям до сих пор не удалось разработать единую теорию. Стиль руководства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решении производственных проблем, в-третьих – безболезненно меняет стиль под нажимом обстоятельств или начальства. Но в любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.

На основании проведённого мной исследования можно заявить, что цель курсовой работы достигнута, и гипотеза подтвердилась. Выявилась зависимость между лидерскими качествами и стилем управления этого человека. Эта зависимость проявляется в следующем: если человек, у которого ярко выражены лидерские качества и он лидер не только по своей должности на службе, но и лидер по «жизни», то в стиле управления этого человека будет преобладать авторитарный стиль. Но самое главное при таком стиле управления не выходить за рамки «допустимой жёсткости».

 

 

Список используемой литературы

 

  1. АнтоновВ.Г., БобылеваН.В.Организационное поведение в таблицах и схемах / Под научной редакцией д.э.н. Г.Р.Латфуллина, д.э.н. О.Н.Громовой – М.: Айрис-пресс, 2007 – 288с.
  2. ПанфиловаА.П., ГромоваЛ.А., И.А.Богачек, АбчукВ.А.Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям: Учебник / ПанфиловаА.П., ГромоваЛ.А., И.А.Богачек, АбчукВ.А. – М.: Питер, 2008. – 240с.
  3. Егоршин, А.П.Управление персоналом: Учебник / А.П.Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 2008. – 716с.
  4. ГалкинаТ.П.Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие / ГалкинаТ.П. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 223с.
  5. ИвановА.П.Менеджмент: Учебник. / Санкт-Петербург: Издательство МихайловаВ.А., 2007. – 440с.
  6. ГончаровВ.В. В поисках совершенства управления / ГончаровВ.В. – М.: МНИИПУ, 2008. – 175с.
  7. ГрачёвМ.В.Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации: учебно-практическое пособие / ГрачёвМ.В. – М.: Финпресс, 2008. – 208с.
  8. Карл Сьюэлл и Пол Браун. Клиенты на всю жизнь. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007. – 240с.
  9. МашковВ.Н.Психология управления: Учебное пособие 2-ое издание. – СПБ: Издательство МихайловаВ.А., 2008 – 254с.
  10. МерсерД. ИБМ. Управление в самой преуспевающей корпорации мира / МерсерД. – М.: Прогресс, 2000. – 465с.
  11. НьюстромДж.В., Дэвис К. Организационное поведение /Перевод с англ. Под ред. Ю.Н.Каптуревского – СПБ: – Издательство «Питер», 2007 – 448с.

 


Информация о работе Лидерство, влияние, власть