Лизингм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Понятие лизинга……………………………………………………….5
Понятие и виды лизинга………………………………………..5
Особенности лизинга…………………………………………...9
Лизинг автомобилей…………………………………………………..12
Лизинг оборудования………………………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.94 Кб (Скачать файл)

4) Если объектом лизингового  договора является крупный и  уникальный объект, то в связи  с большим разнообразием условий  арендных сделок подготовка договоров  об их лизинге требует значительного  времени и средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Лизинг автомобилей

 

Ряд лизинговых компаний специализируется на поставке российским предприятиям грузовых автомобилей и автобусов  зарубежных производителей на условиях финансовой аренды. Это направление  привлекает внимание лизингодателей по следующим причинам: - рентабельность автоперевозок, в том числе и  в международном сообщении, довольно высока и достигает иногда 50%  , что делает предприятия, работающие в этой отрасли высококлассными заемщиками, способными гарантированно отвечать по своим обязательствам; - российские автотранспортные предприятия заинтересованы в приобретении автотранспортной техники за рубежом, даже несмотря на ее высокую стоимость. Таким образом, образуется своеобразный баланс интересов. Лизинговая компания получает возможность заключить сделку с надежным клиентом. Автотранспортные предприятия, занимающиеся доходным бизнесом, но часто не имеющие возможности единовременно выплатить стоимость техники, получают возможность получить технику на условиях лизинга и погашать ее стоимость из выручки от эксплуатации.

Лизинговые компании, специализирующиеся на сдаче в лизинг автотранспортных средств, выделяют следующие существенные моменты, которые затрудняют организацию  лизинга импортной автотранспортной техники в России:

При таможенном оформлении автотранспортная техника облагается высокими таможенными пошлинами. Так, грузовые автомобили грузоподъемностью более 20 тонн (код ТН ВЭД 8704) в соответствии с Приказом Государственного таможенного комитета “О ставках ввозных таможенных пошлин” № 258 облагаются пошлиной в размере 20%. С учетом налога на добавленную стоимость, также подлежащего уплате на таможне в размере 20%, затраты на покупку оборудования увеличиваются уже на 44%;

  1. В соответствии с п. 48 “Инструкции о порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды” от 15.05.95 № 30 (с изменениями и дополнениями) налог на приобретение автотранспортной техники, уплачиваемый лизингодателем при приобретении автотранспорта, составляет 20% от ее стоимости без учета налога на добавленную стоимость (для прицепов и полуприцепов ставка налога равна 10%) . С учетом этого налога общие затраты на приобретение автотранспортной техники увеличиваются по сравнению с его конкретной ценой на 68%;
  2. В соответствии с действующими “Едиными нормами амортизационных отчислений” , утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 № 1072 импортные автотранспортные средства в основном подпадают под начисление норм в процентах от стоимости машины на 1000 км пробега при фактическом ее использовании. В связи с этим возникают затруднения в определении общей суммы лизинговых платежей, в состав которых должны входить суммы амортизационных отчислений. А ведь именно амортизационные отчисления являются основным источником погашения привлеченных лизингодателем средств, график возврата которых жестко оговаривается.

В целом можно отметить, что стоимость  импортных автотранспортных средств  при их ввозе в Россию значительно  увеличивается из-за высоких таможенных платежей и налога на приобретение автотранспортных средств. Это делает затруднительным их приобретение российскими  предприятиями, которые обычно испытывают недостаток в оборотных средствах. В этой ситуации именно лизинговая схема, позволяющая погашать стоимость  объекта лизинга в течение  нескольких лет, может помочь отечественным  предприятиям.

На государственном уровне лизинг автотранспортных средств регулируется, преимущественно, локальными нормативными актами по отношению к конкретной сфере производственной деятельности (строительству, агропромышленному комплексу, производственной деятельности и т.д.) .

Например, в целях улучшения  обеспечения предприятий г. Москвы современными средствами механизации, повышения уровня использования  строительной техники, создания условий  по проведению единой технической политики и в соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 года № 1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” Правительство г. Москвы 3 сентября 2011 года приняло постановление, в котором принимается предложение Департамента строительства, Департамента экономической политики и развития г. Москвы, ряда строительных предприятий, Мосстройэкономбанка об учреждении общества с ограниченной ответственностью “Лизинговая компания “Экстролизинг” . Уставный капитал компании составляет 200000000 рублей, доля города в уставном капитале – 60%. К основным видам деятельности ООО “Лизинговая компания “Экстролизинг” относятся: оценка хозяйственной деятельности лизингополучателя, в том числе его платежеспособности; анализ заявок на получение машин и оборудования в лизинг на их соответствие приоритетным задачам строительного комплекса по выполнению городского заказа; финансовый и оперативный лизинг строительных и дорожных машин, механизмов, опалубки, оснастки, средств малой механизации, транспорта, а также оборудования и механизмов для предприятий промышленности строительных материалов; сервисные услуги, связанные с эксплуатацией предмета лизинга; информационные и консультационные услуги по подбору и использованию предмета лизинга.

В качестве средства государственной поддержки ООО “Лизинговой компании “Экстролизинг” в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 года № 967 “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” рекомендовано применять механизм ускоренной амортизации основных фондов, сдаваемых в лизинг. Департаменту строительства предписывается ежеквартально не менее 25% средств, аккумулируемых во внебюджетном фонде развития производственной базы строительной индустрии, направлять ООО “Лизинговая компания “Экстролизинг” на приобретение машин и механизмов для нужд строительного комплекса города на условиях льготного инвестиционного кредита г. Москвы (до 25% от учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации) на срок не менее трех лет.

“Примеру столичных властей  последовали Администрация Нижнего  Новгорода и Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской  области. Под их руководством был  проведен первый лизинговый аукцион  по продаже автомобилей АО “ГАЗ” . В ходе торгов было продано 15 лотов. Срок предоставления автомобилей в  лизинг составил один или два года. Все лоты были проданы по цене, превышающей  стартовую в среднем в два  раза. Планируется проводить лизинговые аукционы с периодичностью примерно один раз в три недели. До конца  года на конкурс предполагается выставить 200 – 300 машин” .  Проблема таксомоторного обслуживания пассажиров в Москве ввиду острого дефицита надежных и комфортабельных отечественных и высокой стоимости зарубежных автомобилей вызвала необходимость привлечения промышленного потенциала города к ее решению. В распоряжение Премьера Правительства г. Москвы от 25 ноября 2005 года № 1127-РП предлагалось организовать изготовление в Москве специальных автомобилей – такси по технологии фирмы “Metrokab (UK) Ltd” “с последующей передачей их в лизинг московским таксомоторным паркам, а также других модификаций автомобилей для медицинской помощи, ритуальных услуг и т.д.” . Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства совместно с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, Департаментом внешних связей, Московской лизинговой компанией предписывалось проработать вопрос с российскими и иностранными банками о привлечении кредитных ресурсов для обеспечения производства и передачи в лизинг выпускаемых автомобилей таксомоторным паркам и другим лизинополучателям Москвы.

Во исполнение вышеуказанного распоряжения Премьера Правительства Москвы было принято постановление Правительства г. Москвы от 13 мая 2007 года № 342 “О создании Открытого акционерного общества “Москэб” , учредителями которого являлись: ОАО “Тушинский машиностроительный завод” (30 млн. рублей – 30%) ; Правительство Москвы (19 млн. рублей – 19%) ; Московская лизинговая компания (11 млн. рублей – 11%) ; Metrokab LH Ld (40 млн. рублей – 40%) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Лизинг оборудования

 
Лизинг с неполной окупаемостью обычно называется оперативным; в этом случае затраты лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием лизингового оборудования не окупаются полностью в течение срока лизинга. В силу того, что срок договора лизинга короче, чем нормативный срок службы оборудования, лизингодатель вынужден сдавать его во временное пользование несколько раз и для него возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него. В связи с этим при всех прочих равных условиях размеры лизинговых платежей гораздо выше, чем в финансовом лизинге. Другой особенностью оперативного лизинга является то, что обязанности по техническому обслуживанию, ремонту, страхованию лежат на лизинговой компании. Лизинговая компания, приобретая оборудование при оперативном лизинге, не знает его конкретного пользователя, поэтому ей необходимо хорошо знать конъюнктуру. рынка лизингового оборудования, причем как нового, так и бывшего в употреблении. 
 
Лизинг с полной окупаемостью лизингового оборудования называется финансовым. Срок, на который передается оборудование во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости оборудования. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества. При финансовом лизинге, как правило, обязанность по техническому обслуживанию, страхованию ложится на лизингополучателя. 
 
Финансовый лизинг является наиболее распространенным видом лизинга и содержит в себе множество различных форм, которые получили самостоятельное название. 
 
По объему обслуживания передаваемого оборудования лизинг подразделяется на "чистый" и "мокрый". 
Чистый лизинг - это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель. Поэтому в этом случае расходы по обслуживанию включаются в лизинговые платежи. Эти отношения характерны для финансового лизинга. 
 
Мокрый лизинг предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, которые лежат на лизингодателе. 
 
Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетингу и рекламе готовой продукции, поставке сырья и т.п. Этот вид отношений характерен в основном для мокрого лизинга. 
 
В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, выделяют: 
Внутренний лизинг - все участники сделки представляют одну страну; 
Внешний (международный) лизинг - лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах. Продавец имущества может находиться в одной из этих стран или в другом государстве. 
Существуют различные схемы лизинговых сделок: 
 
Классический финансовый лизинг. Эта схема была описана выше. 
Прямой лизинг. Производитель оборудования самостоятельно сдаст в лизинг имущество. В таком виде лизинговые сделки не нашли широкого распространения, т.к. при увеличении лизинговых операций производитель, как правило, создаст свою лизинговую компанию. 
Возвратный лизинг, находящий все более широкое применение. Предприятие (будущий лизингополучатель) имеет оборудование, но ему не хватает средств для производственной деятельности. Тогда оно находит лизинговую компанию и продаст ей свое имущество, а последняя, в свою очередь, сдаст его в лизинг этому же предприятию. В результате реализации такой схемы у предприятия появляются денежные средства, которые оно может направить, например, на пополнение оборотных средств. Причем договор составляется так, что после окончания срока его действия предприятие имеет право выкупа оборудования и тем самым восстанавливает на него право собственности. Этот вид лизинга в первую очередь заинтересует предприятия, испытывающие трудности с финансовыми ресурсами. Им выгодно продать имущество лизинговой компании, одновременно заключить с ней лизинговый договор и продолжить пользоваться этим же имуществом. 
Раздельный лизинг, или лизинг с дополнительным привлечением средств, или лизинг частично финансируемый лизингодателем. 
Это наиболее сложная разновидность лизинга, т.к. связана с многоканальным финансированием и используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов. 
 
Отличительной его чертой является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости имущества. 
 
Еще одной особенностью этого вида лизинга является то, что лизингодатель берет ссуду на определенных условиях, которые не очень характерны для отечественных финансово-кредитных отношений. Заемщик-лизингодатель не является ответственным перед кредиторами за возврат ссуды, она погашается из сумм лизинговых платежей.

Поэтому, как правило, лизингодатель  оформляет в пользу кредиторов залог  на имущество до погашения займа  и уступает им права на получение  части лизинговых платежей в счет погашения ссуды. 
 
Таким образом, основной риск по сделке несут кредиторы - банки, страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения, а обеспечением возврата ссуд служат только лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество. 
 
Револьверный лизинг или лизинг с последовательной заменой оборудования используется, когда лизингополучателю по технологии последовательно требуется различное оборудование. В этих случаях в соответствии с условиями лизингового договора лизингополучатель приобретает право по истечении определенного срока обменять арендуемое имущество на другой объект лизинга. 
Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. Схематично это выглядит так. Имеется основной лизингодатель, который через посредника, как правило, также лизинговую компанию, сдаст оборудование в лизинг лизингополучателю. При этом в договоре предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банкротстве посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. Подобные сделки получили название сублизинг. 
 
Договор лизинга оборудования может включать пункт о выкупе оборудования по остаточной стоимости или по цене, оговоренной между лизинговой компанией и лизингополучателем. Эта цена может составлять 10-15 % от первоначальной стоимости оборудования. При постановке на баланс такого оборудования, предприятие экономит на платежах по налогу на имущество. 
 
Оперативный и финансовый лизинг представляют собой два основных типа операций, все остальные являются их разновидностью.

 

Заключение 

Причиной широкого распространения  лизинга является ряд его преимуществ  по сравнению с другими формами  инвестирования. Основными из них  являются:

  • инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество;
  • лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;
  • часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;
  • лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в кредит оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими;
  • для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование; так как платежи по лизингу не привязаны к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет дело с ускоренной амортизацией имущества;
  • лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество;
  • лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль;
  • производитель получает дополнительные возможности сбыта продукции, так как ограниченное финансирование инвестиций часто не позволяет предприятиям своевременно обновлять технологическую систему.

При наличии у предприятия альтернативы – взять кредит на покупку оборудования или приобрести это оборудование на определенное время по договору лизинга – ее выбор необходимо осуществлять на основе результатов  финансового анализа. Во всяком случае, лизинг становится практически безальтернативным  вариантом, когда:

  • предприятие-поставщик испытывает трудности со сбытом своей продукции, а предприятие – будущий лизингполучатель не имеет в достаточном объеме собственных средств и не может взять кредит для приобретения нужного ему оборудования;
  • предприниматель только начинает собственное дело (что часто имеет место в малом предпринимательстве).

Вместе с тем лизингу присущ и ряд негативных сторон. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения оборудования (особенно, если договор лизинга заключается  не на полный срок его амортизации), а для лизингополучателя стоимость  лизинга выходит более высокой, чем цена покупки оборудования. Еще  одним недостатком финансового  лизинга является то, что в случае выхода из строя оборудования, платежи  производятся в установленные сроки  независимо от состояния оборудования.

Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного  потенциала, для повышения конкурентоспособности  отечественных производителей, нужно  создавать условия, при которых  они стремились бы  развивать  лизинговые отношения. Для этого, в  первую очередь, следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длительными сроками действия (не менее трех лет), так как именно такие договоры будут нести реальные инвестиции в экономику. Необходимо если не освободить, то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договоры. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимися объектами международного финансового лизинга.

Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет все больше наращивать свои обороты и играть все более  весомую роль в экономике России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Батищев В. Финансовый лизинг - особенности учета и 
    налогообложения//Бизнес.-Документы, комментарии, 
    консультации.-2009.-№40(299). - с.91-94.
  2. Газман В.Д. «Лизинг: теория, практика, комментарии», М., 2008 г.
  3. Письмо ГТК РФ «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» № 01-13/10268 от 20.07.10.
  4. Постановление Правительства РФ “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации”  № 752 от 27.06.2010.
  5. http://www.rosleasing.ru/
  6. http://www.ifc.org/ru/leasing

Информация о работе Лизингм в России