Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 14:55, курсовая работа
Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности.
Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска смешанные фонды поддержки-государственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка - обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы.
В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, в связи с переходом к рыночной экономике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной и не возможна в административной системе.
Введение…………………………………………………………………………..2
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………3
РОЛЬ И ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………5
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………………………...10
Экономические льготы малых предприятий………………..16
Заключение……………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...21
Экономические льготы малых предприятий
В 2002 году организации лишились большей части льгот по налогу на прибыль. Однако некоторые виды действовавших ранее освобождений пока еще могут использоваться. МНС России выпустило письмо от 02.04.2002 №02–3–07'/77-Н343, в котором разъяснило порядок уплаты налога на прибыль малыми предприятиями.
До 2002 года некоторые малые предприятия могли не платить налог на прибыль в первые два года своей деятельности. На это было указано в пункте 4 статьи 6 Закона РФ от 27.12.91 №2116–1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее – Закон №2116–1). Чтобы получить такую льготу, нужно было выполнить следующие условия:
В третий и четвертый года работы эти малые предприятия также платили налог на прибыль на льготных условиях. Так, на третьем году работы они применяли ставку, равную 25% от обычной, а на четвертом – 50% от нее. При этом требования к основному виду деятельности ужесточались. Выручка от льготируемых видов деятельности должна была составлять уже 90% от общего дохода.
Напомним, что глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предоставляет малым предприятиям льгот по уплате налога на прибыль. Однако организации, которые начали применять эту льготу в 2001 году или ранее, продолжают использовать ее.
Согласно пункту 1 статьи 145 II части Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей по уплате на добавленную стоимость, если в течение предшествующих трех месяцев налоговая база по операциям, облагаемым данным налогом без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. рублей. Приведенное положение не распространяется на организации, признаваемые налогоплательщиками акцизов. Оно также не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров, подлежащих налогообложению, на таможенную территорию Российской Федерации.
Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении ими ранее перечисленных условий может производиться на срок, равный двенадцати последовательным периодам (налоговый период по НДС равен месяцу). В статье 145 Налогового кодекса приведен механизм данной льготы.
По существу Налоговый кодекс ухудшил условия хозяйствования малых предприятий, так как с 01.01.1994 года все малые предприятия, а не только те, чья налоговая база не превысила ранее названную цифру, имели право платить НДС также как налог на прибыль ежеквартально, исходя из окончательного расчета своих налоговых обязательств по НДС.
С 01.01.2001 года с введением в действие II части Налогового кодекса подавляющая часть малых предприятий платят в бюджет НДС, что идет в разрез с ранее принятыми нормативными актами, декларирующими, что вводимые налоговые законы не должны ухудшать финансово-экономическое положение организаций.
Заключение
В данной работе мы сделали попытку охарактеризовать малое предпринимательство в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Необходимо отметить, что малый бизнес уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.
Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.
На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.
Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.
Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.
Хотелось бы надеяться, что в
ближайшее время и наша страна,
учитывая обширный зарубежный
опыт, пойдет по пути адаптации
предприятий малого бизнеса к
сегодняшним экономическим
Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе: Учебник. – М.: ФиС, 2002. – 144 с.
2. Дементьева А. Создание собственного дела в РФ // Менеджмент. – 2003. – № 4. – C. 19-22.
3. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. – М.: Фонд “Либеральная миссия”, 2003. – 220 с.
4. Максимцов В.П. Менеджмент малого бизнеса. Учебник. – М.: Инфра-М, 2004. – 357 с.
5. Сковородова В. Некоторые проблемы участия малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности России // Внешнеэкономический бюллетень. – 2000. – № 12, С. 52-55.
6. Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики. – 1999. – № 2. – C. 27-30.
7. Шулус А., Деревянченко А. Съезд надежд. По материалам Второго всероссийского съезда представителей малых предприятий // Российский экономический журнал. – 2000. – № 1. С. 58-62.
Приложение
Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1996 - 2000гг. (тыс.ед. на конец года в % к общему числу МП)
Предприятия |
1.01.96 г. Кол-во |
% |
1.01.97 г. Кол-во |
% |
1.01.98 г. Кол-во |
% |
1.01.99 г. Кол-во |
% |
1.01.00 г. Кол-во |
% |
Всего |
877,3 |
100,0 |
841,7 |
100,0 |
861,1 |
100,0 |
868,0 |
100,0 |
890,6 |
100,0 |
В том числе: Промышленные |
128,5 |
14,65 |
131,47 |
15,62 |
135,2 |
15,7 |
136,1 |
15,7 |
140,0 |
15,72 |
Строительные |
145,5 |
16,58 |
139,22 |
16,54 |
136,1 |
15,8 |
137,5 |
15,8 |
141,61 |
15,9 |
Торговли и общепита |
374,6 |
42,70 |
358,96 |
42,65 |
386,3 |
44,5 |
386,1 |
44,5 |
420,36 |
47,2 |
Коммерческие |
42,4 |
4,83 |
35,6 |
4,23 |
34,4 |
4,0 |
35,2 |
4,0 |
34,73 |
3,9 |
Науки и научного обслуживания |
48,8 |
5,56 |
46,71 |
5,55 |
38,74 |
4,5 |
38,8 |
4,5 |
36,51 |
4,1 |
Рис. 1 График изменения количества МП в России.
Рис. 2 График изменения количества работников на МП в России.
До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе (см. рис. 3). Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.
Рис. 3 График распределения МП по территории РФ.