Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии. Критерии малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 17:32, реферат

Описание работы

В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» (business management) — это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, правильнее использовать термин public administration — «государственное управление».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Глава 1.Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии. Критерии малого бизнеса…………………………………………………………… 5
Глава 2.Роль малого бизнеса в рыночной экономике……………6
Глава 3.Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе………………………………………………………………...........7
Глава 4. Организация управления в малом бизнесе……………....9
Глава 5.Менеджер - организатор эффективного управления…...11
Заключение…………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Менеджмент малых предприятий.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………3

Глава 1.Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии. Критерии малого бизнеса…………………………………………………………… 5

Глава 2.Роль малого бизнеса в рыночной экономике……………6

Глава 3.Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе………………………………………………………………...........7

Глава 4. Организация управления в малом бизнесе……………....9

Глава 5.Менеджер - организатор эффективного управления…...11

Заключение…………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Менеджмент в упрощенном понимании — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

За рубежом значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и наряду с вновь созданными относятся к малому бизнесу. В России сегодня в малом бизнесе занято около 12 млн. человек. Умело управлять им — значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента.

В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» (business management) — это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, правильнее использовать термин public administration — «государственное управление».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии. Критерии малого бизнеса

 

 

Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно исходя из этих критериев различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах эти критерии различны. Чаще всего используются следующие деление предприятий:

  • Крупное – предприятие с численностью работающих более 500 человек.
  • Среднее – от 100 до 500 человек.
  • Малое – до 100 человек.

Как показали обследования среди негосударственных предприятий Москвы (Москва является лидером в организации предпринимательства в России), 44% предпринимателей имеют численности до 20 человек, 42,1% предпринимателей – от 21 до 100 человек, 11,3% предпринимателей – от 101 до 500 человек и лишь на 2,6% фирм занято более 500 человек.

В соответствии с Законом под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль малого бизнеса в рыночной экономике

 

 

Малые предприятия – это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и

Общественное разделение труда. Причем роль его неуклонно растет. Если в прошлом малые предприятия создавались как результат стремления многих собственное дело, то сегодня создание малых предприятий чаще инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства. Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

  • Созданию новых рабочих мест;
  • Внедрению новых товаров и услуг;
  • Удовлетворению нужд крупных предпринимателей;
  • Обеспечению специализированными товарами и услугами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава.3 Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе

 

 

Малый бизнес очень многообразен. Он различается по ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов – размер предприятия, численность и состав работающих, форма собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационная структура и др.

Наибольшее влияние на определение конкретной организации управления оказывает прежде всего размер предприятия, точнее, численность персонала. В зависимости от численности работающих на предприятии имеет специфику и менеджмент.

В Японии, например, в этой связи выделяют три уровня управления:

  1. Неорганизованное управление.
  2. Организованное управление.
  3. Научно обоснованное организованное управление.

Первый низкий уровень технологии управления соответствует малым предприятиям с численностью работающих до 20 человек. В них отсутствует специальное управленческое подразделение, а само управление ведется на элементарном уровне и включает ведение бухгалтерского учета, контроль за рентабельностью хозяйственной деятельности, руководство работой.

Второй средний уровень технологии управления соответствует предприятиям с численностью работающих от 21 до 100 человек. В них имеется специальное управленческое подразделение, способное организованно хозяйством. Практически технология управления производством, сбытом, трудом, финансами.

Третий высокий уровень технологии управления соответствует предприятиям с численностью работающих более 100 человек. На таких предприятиях имеются хорошо организованные управленческие подразделения. Каждое из таких подразделений обладает более высокой технологией управления в своей области.

Существует ряд факторов, в той или иной мере влияющие на организацию управления:

  • размер предприятия;
  • состав работающих;
  • организационная структура;
  • ассортимент продукции (услуг);
  • особенности спроса и потребления;
  • форма собственности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Организация управления

 

 

Управлять – означает вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Специалисты считают, что не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Фирмы  находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как меняются сама фирма и ее среда.

Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентноспособности работы предприятия.

Организация управления предполагает решение следующих вопросов:

  • создание структуры предприятия;
  • распределение полномочий.

Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая форма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. Понятно, что в небольшом магазинчике, кафе, парихмахерской и т.п. нет необходимости иметь специалиста менеджера, да это и накладно. Глава фирмы также нередко сам занимается бухгалтерским учетом и финансами, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. Многое при этом зависит от его целеустремленности и работоспособности. По мере роста предприятия и объема продаж (услуг) создается управленческая группа. Она может включать, к примеру управляющего (собственника), агента по снабжению, частично выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находятся рабочие.

Для временной работы приглашается бухгалтер. Совмещение профессий, управленческих функций, родственные или семейные отношения на таких предприятиях способствуют экономному использованию ресурсов.

Организаторская структура малой фирмы может выглядеть, примерно так:

 

При общей простоте организационно – управленческих структур малых фирм многие из них сталкиваются со сложными проблемами. Успех функционирования таких фирм основывается по сути дела на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. Но в современной жизни одного энтузиазма недостаточно.

Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм, - нехватка  управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.

Практика бизнеса показывает, что если на предприятии своевременно не было создано работоспособное управленческое звено (возглавляемое менеджером - организатором), то трудно надеяться на благополучный выход этого предприятия из возникающих трудных ситуаций. В лучшем случае речь может идти только о выживании. К тому же неудачи подрывают моральный дух работников.

Непременным условием успешной работы фирмы является готовность ее основателей создать специальную управленческую группу, а не все самим. Если один или два руководителя фирмы считают, что они, и только они, должны всем заниматься, то такая фирма рано или поздно обязательно попадет в полосу управленческого кризиса.

 

Глава 5. Менеджер – организатор эффективного управления

 

 

Особенности менеджмента в малом бизнесе обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Сам менеджер все время на виду, ровно как и принимаемые им решения. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер. В малом трудовом коллективе от менеджера ждут исключительно высокой готовности.

В работе менеджера есть пять базовых операций. Их результатом является достижение поставленных целей.

Во– первых, менеджер устанавливает цели. Он определяет, каковы они, ставит конкретные задачи в каждой группе целей, решает, что должно быть сделано, чтобы их достичь.

Во – вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения. Затем группирует задачи в организационную структуру предприятия, дает людям возможность эффективно работать.

В – третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он формирует команду из людей, ответственных за различные работы и побуждает их к активной деятельности, например, через кадровые решения об оплате, повышения, назначения и др.

В – четвертых, менеджер добивается, чтобы у каждого работника были показатели, сфокусированные на работе данного человека и всей организации. Он анализирует, оценивает данные результаты.

В – пятых, он способствует профессиональному росту работников, включая себя самого. В организации, ориентированной на результат, менеджер необходим.

 

 

 

Заключение

 

 

Управление - это организация, анализ, контроль. Управление - один из главных моментов предпринимательской деятельности, важнейший фактор ее успеха. Управление — это тяжелая работа, но это и искусство, это и наука. И именно поэтому в качественном управлении так нуждается малый бизнес.

Малый бизнес зародился более чем 40 веков назад в восточной части средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новых продукции и услуг для потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. В.Д. Грибов. Менеджмент в малом бизнесе. М.: Финисы и статистика. 2002 144с. Второе издание.
  2. И.Н. Герчикова. Менеджмент. М.: ЮНИТИ 2003 501с. Третье издание.
  3. В.Р. Веснин. Менеджмент. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 504 с.
  4. Алан Вест. Бизнес – план. М. Проспект. 2004 232с.
  5. “Промышленник России”. Специальный выпуск журнала. М. ООО Издательство “Промышленник России”. Март 2004.

Информация о работе Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии. Критерии малого бизнеса