Механизм ценообразования в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Одной из актуальнейших задач современного этапа экономического развития предприятия является овладение руководством фирмы не только теоретическими основами ценообразования, но и умением осуществлять всесторонний контроль за правильностью формирования цен на всех этапах, что позволит повысить финансовую устойчивость предприятия, конкурентоспособность, обеспечить долгое перспективное развитие.

Файлы: 1 файл

КУРС первая сдача.docx

— 60.56 Кб (Скачать файл)

3. Распределительная функция цены. Данная функции возникла как результат того, что цена товара может отклоняться от его стоимости. На основании объективно возникающей цены происходит перераспределение доходов между различными экономическими субъектами; секторами экономики, регионами, отраслями экономики, различными формами собственности, фондами накопления и потребления фирм, различными социальными группами населения. Данным процессом можно управлять. Государство, осуществляя специальные меры, может изменять условия хозяйствования на уровне отдельных фирм, в результате чего перераспределение будет происходить целенаправленно.

4. Функция балансирования спроса и предложения. Данная функция исходит из того, что уровень цен одинаково зависит от спроса и предложения. Взаимосвязь спроса и предложения влечет за собой связь производства и потребления, Уровень цен в рамках экономической системы страны может говорить о пропорциональности и сбалансированности функционирования и развития данной системы, Данные пропорции могут регулироваться государством. Информацию о пропорциях экономической системы собирают статистические органы страны. Согласно законам рыночного равновесия уровень цен способствует балансированию спроса и предложения на конкретном рынке товаров и услуг.

5. Функции цены как критерия рационального размещения производства. Эта функция проявляется в том, что по уровню цен и получаемой в результате прибыли собственники принимают решения о переливе капитала из одной отрасли или региона в другую.

6. Измерительная и соизмерительная функции цены. Цена отражает все затраты производителя. На основе цены можно сказать, сколько производитель получит денег за свои товары. Также можно сказать, сколько потребитель заплатит денег за требуемый товар. На основе соотношении цен разных товаров можно сделать выводы об их полезности.

В теории ценообразования  единое определение цены отсутствует, Однако в качестве наиболее распространенного определения цены используется следующее: цена — это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

Сложность категории цены предопределяет многообразие ее видов  и форм. В теории и практике на микро- и макроуровне все цены экономики классифицируются по следующим признакам:

1. по типам рынков и характеру обращающихся товаров. В соответствие с данным признаком классификации выделяют следующие цены:

а) цены потребительских товаров и тарифы на потребительские услуги;

б) цены ресурсов финансового рынка (в частности, цены на банковском рынке, на страховом, на рынке ценных бумаг, на валютном рынке, на рынке драгоценных металлов; тарифы на рынке финансовых услуг);

в) цены на рынках экономических ресурсов (в частности, цены на рынке труда, на сырьевых рынках, на рынке производительного оборудования и технологий, на рынке недвижимости);

2. по объекту товарного обращения (отраслевому признаку). Данный признак классификации объединяет все цены в следующие группы: цены промышленной продукции; цены сельскохозяйственной продукции; цены объектов капитального строительства; цены результатов ИИОКР; цены на услуги производственного и непроизводственного, производительного и индивидуального назначения (транспортные, бытовые, коммунальные);

3. в зависимости от уровня (сферы) функционирования. Согласно критерию фланкирования цены в экономике подразделяются на следующие виды: внутрифирменные расчетные (трансфертные), фирменные продажные, внешнеторговые, региональные, национальные, мировые;

4. в зависимости от степени конкурентности среды, характера государстве иного регулирования. Данный признак предполагает, что все цены делятся на следующие виды: свободные (цена спроса, цена предложения, цена производства), монопольные, регулируемые (предельные, фиксированные);

5. в зависимости от механизма установления {вида рынка). В системе цен поданному признаку выделяются: биржевые котировки, аукционные цены, цены торгов;

6. по характеру обслуживаемого оборота. В соответствие со стадиями оборота и экономике все цены делятся на следующие виды: оптовые, закупочные, розничные;

7. по способу установления, фиксации. Все разновидности цен могут подразделяться на: твердые, подвижные, скользящие;

8. с учетом фактора времени. Данный признак позволяет выделить в общей массе потребительских цен следующие группы: постоянные, сезонные, ступенчатые;

9. по способу получения информации о ценах. По данному критерию принято рассматривать все цены в рамках следующих групп; публикуемые, расчетные, ценовые индексы;

10. по условиям поставки и продажи. Данная классификация цен различает следующие виды: нетто-цена, брутто-цена, франко. Внешнеторговые цены учитывают транспортный фактор в общепринятых толкованиях «Инкотермс 1990».

Множество цен образует определенную целостность, иерархическое единство, г.е. систему, находящуюся в непрерывном развитии. Эта система состоит из отдельных элементов, в качестве которых рассматриваются и конкретные цены, и более или менее крупные группы цен, объединяемые по разным признакам.

 

3.Организационно-экономическая характеристика организации системы общественного питания. 
      Предприятие общественного питания – это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и хлебобулочных изделий, их реализации и организации потребления. Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей. С помощью общественного питания решается ряд социальных проблем. Прежде всего, люди получают возможность восстановить затраченную ими в процессе работы энергию. Актуальность изучения деятельности предприятий питания заключается в том, что сегодня практически ежедневно открываются рестораны, кафе, бары, отражающие ту или иную концепцию. Так же активно реконструируются действующие и строятся новые предприятия питания, предлагающие более современный спектр высококачественных услуг.

Объектом исследования данной работы является ООО фирма «Новые технологии» бар «Дебош» Данное предприятие относится к числу общедоступных, то есть для клиентов всех категорий В штат сотрудников кафе входят: заведующий производством, бухгалтер, повар, помощники повара, официанты, кассир, уборщица.

Организационная структура бара «Дебош»:

  • Директор;
  • Зав. Производством (1чел);
  • Бухгалтер (1 чел);
  • Повар (1 чел);
  • Кассир (1 чел);
  • Помощник повара (2 чел);
  • Официант (3 чел);
  • Уборщица (1 чел).

 

Бар «Дебош» расположено по адресу: г.Ставрополь, ул. Кулакова 26. В баре предлагается широкий ассортимент блюд.

Анализ финансового состояния бара «Дебош»:

Главной целью бара «Дебош» является увеличение прибыли, поэтому анализ финансовых результатов деятельности предприятия имеет очень важное значение. Анализ показателей прибыли представлен в таблице 1.

Таблица 1

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Внеоборотные активы

1245

1205

1165

Оборотные активы

4112

5192

4265

Капитал и резервы

1388

1303

1526

Краткосрочные обязательства

3969

5094

3904

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

118

171

201

Прочие доходы и расходы

25

13

42

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

177

125

215


 

 

 

4 Выбор  метода ценообразования

Методы ценообразования  включают в себя набор действий предприятия  по выработке мер направленных на формирование цены. При выборе методов ценообразования главной и окончательной задачей является установление цены для достижения которой используются определенные действия которые можно разбить на этапы:

1. Постановка задач ценообразования; 

2. Определение характеров  спроса и предложения; 

3. Анализ цен и товаров  конкурентов; 

4. Выбор, метода ценообразования; 

5. Установление окончательной  цены.

При выборе метода ценообразования  для постановки задач и формирование цен используются следующие методы:

1. Ценообразование, основанное  на затратах производства.

2. Ценообразование, основанное  на платежеспособном спросе покупателей и оценке полезности товаров.

3. Ценообразование с учетом  всех вышеперечисленных подходов, задач и государственного регулирования.  При этом какой бы подход  не определялся в качестве главного метода ценообразования расходы производства рассчитываются для целей налогообложения и ценообразования, как перед свободным ценообразованием так и при государственном регулировании цен.

Ценообразование, основанное на издержках производства подразделяется на:

1. Метод полных издержек  – формирование цен заключается  в отношении расходов на производство продукции на единицу изделия.

2. Метод предельных издержек  – заключается в учете затрат  отнесенных непосредственно на  единицу продукции. Состоит в  определение стоимости как результат  разницы между ценой и прямыми  переменными затратами. 

3. Метод затрат у ценообразования имеет ряд недостатков: 

- Цена полученная в  результате суммирования затрат  не отражает меры стоимости  товаров для конечного потребления.  Цена, определенная по затратному методу не учитывает спрос в результате чего она может быть ниже или выше цены за которую покупатели готовы приобрести товар.

- Снижение затрат за  счет повышения эффективности  производства и снижения цен  не связано с уровнем покупательского  спроса.

- Не учитывается величина  цен конкурентов на спрос по  данной номенклатуре товаров.

4. Метод прямых издержек  формирование цен заключается  в определение прямых издержек с учетом конъюнктуры рынка и предполагаемых цен сбыта.

Ценообразование – процесс  определения стоимости продукции  предприятия, который состоит из: выбора цели; определения спроса; анализа издержек; анализа цен конкурентов; выбора метода ценообразования;

установления окончательной  цены. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара и обеспечивать получение определенной нормы прибыли.

Наиболее распространенными методами установления цен являются следующие:

1) метод установления  цены товара на основе издержек производства;

2) метод дохода на капитал;

3) определение цен с  ориентацией на спрос;

4) установление цены на  основе цен конкурентов.

Метод дохода на капитал  предназначен для предприятий с  большим ассортиментом выпускаемой продукции, часть из которой является новой для рынка.

Метод определения цен  с ориентацией на спрос — метод  оценки реакции покупателей или  потребительской оценки.

Метод установления цены на уровне текущих цен. Он применим на рынках чистой и олигополистической конкуренции. Предприятия устанавливают цену на товар чуть выше или чуть ниже уровня цены конкурентов.

Метод установления цены на основе издержек производства предполагает калькулирование себестоимости. Мировая практика использует два основных метода калькулирования себестоимости:

метод полных издержек;

метод предельных издержек.

Метод учета затрат и определения  цены на основе сокращенных затрат получил широкое распространение  в странах Запада.

Впервые этот метод был  применен в американских фирмах и  получил название «директ-костинг», или калькулирование по прямым затратам. Косвенные затраты согласно этому методу списывались на финансовые результаты и уменьшали валовую прибыль фирмы. В Европе калькулирование по сокращенным затратам было названо методом «маржинал-костинг», или

калькулирование по переменным затратам. При калькулировании по сокращенным затратам независимо от метода учитывают все переменные и постоянные прямые издержки. Использование метода предельных (маржинальных) издержек позволяет выявить наиболее рентабельные виды продукции.

(маржинальных) издержек  позволяет выявить наиболее рентабельные  виды продукции. Этот метод  предполагает определение рентабельности  как отношения валовой прибыли  (разности выручки и переменных  затрат) к переменным затратам.

Метод полных издержек. Сущность данного метода заключается в  суммировании постоянных и переменных затрат и надбавки в размере нормативной прибыли.

Метод полных издержек наиболее характерен для российских производителей, так как имеется ряд очевидных преимуществ:

обеспечивается полное возмещение всех затрат независимо от характера  их происхождения;

предоставляется возможность  получения максимально возможной  в данной рыночной ситуации прибыли.

Кроме того, распространению  этого метода способствует и существующая практика калькулирования себестоимости.

При использовании метода полных издержек в ценообразовании выявляется целый ряд его недостатков:

во-первых, он не позволяет выявлять резервы снижения затрат, в результате чего заинтересованность в снижении себестоимости продукции выражена слабо;

Информация о работе Механизм ценообразования в рыночной экономике