Механизм неформального контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

Существует 3 типа организации:
1) Организация типа "А" (американская модель)
2) Организация типа "j" (японская модель)
3) Организация типа "Z" (маркетинговая модель)

Файлы: 1 файл

Mekhanizm_neformalnogo_kontrolya.docx

— 39.48 Кб (Скачать файл)

происходит по их представлению, предлагаемое изменение может показаться

группе гораздо более  опасным, чем оно есть на самом  деле. Например, группа

управляющих среднего уровня может сопротивляться внедрению  вычислительной

техники из опасения, что  эта техника отнимет у них  работу как раз в тот

момент, когда руководство  собирается расширить сферу их компетенции.

Сопротивление будет возникать  всякий раз, когда члены группы будут

усматривать в переменах  угрозу дальнейшему существованию  своей группы как

таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам  или

положительным эмоциям. Руководство  может ослабить это сопротивление, разрешая

и поощряя подчиненных  участвовать в принятии решений.  

Неформальные группы создаются  не распоряжениями руководства и  формальными постановлениями , а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями , общими интересами , одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях , хотя они не представлены в схемах , отражающих строение организации , ее структуру.    

 Неформальные группы обычно  имеют свои неписаные правила  и нормы поведения , люди хорошо знают , кто входит в их неформальную группу , а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее , чем формальные структуры.(1)     

 Неформальные группы представляют  собой спонтанно (самопроизвольно)  сложившуюся систему социальных  связей , норм , действий , являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.    

 Неформальная группа проявляется  в двух разновидностях:

  1. Представляет собой вне формальную организацию , в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией. Например , оптимальная система деловых связей , стихийно складывающейся между работниками , некоторые формы рационализации и изобретательства , способы принятия решения и т.д.
  2. Представляет социально-психологическую организацию , выступающую в виде межличностных связей , возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами , т.е. непосредственная , стихийно возникающая общность людей , основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними (товарищеские отношения , любительские группы , отношения престижа , лидерства , симпатий и т.д. )

 

     Картина  неформальной группы чрезвычайно  пестра и изменчива по направленности  интересов , характеру деятельности , по возрастному и социальному составу и т.д. В зависимости от идейной и нравственной направленности , стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам:

  1. Просоциальные т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы , фонды социальных инициатив , группы экологической защиты и спасения памятников культуры , клубные любительские объединения и др. Они имеют , как правило , позитивную направленность;
  2. Асоциальные т.е. группы , стоящие в стороне от социальных проблем;
  3. Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть общества , вызывающая у него тревогу. С одной стороны , нравственная глухота , неспособность понять других , иную точку зрения , с другой – часто собственные боль и страдания , выпавшие на долю этой категории людей , способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.(9)

 

     1.2. Характеристика  неформальной группы.    

 Жизнь группы , ее функционирование находится под влиянием трех факторов:

  1. Характеристики членов группы;
  2. Структурные характеристики группы;
  3. Ситуационные характеристики.

 

     Все  эти факторы не только находятся  во взаимодействии , взаимовлиянии , но и испытывают сильное обратное воздействие со стороны функционирования группы , так как в результате жизнедеятельности группы происходят изменения характеристик человека , изменяется построение группы и наблюдаются изменения в ее окружении.(6)

1. К характеристикам членов группы , оказывающим влияние на ее функционирование , относятся личностные характеристики человека , а также способности , образование и жизненный опыт.      

2.   Структурные характеристики группы включают в себя :

а. Коммуникации в группе и нормы  поведения (кто с кем и как  контактирует);

б. Статус и роли (кто занимает какую позицию в группе и что делает);

в. Личные симпатии и антипатии  между членами группы (кто кому нравиться и кто кого не любит);

г. Силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние , кто готов слушать и кому подчиняться).    

 Первые две структурные характеристики  относятся больше к анализу  формальной организации, остальные  же к вопросу рассматриваемому в нашей работе.    

 Симпатии и антипатии между  людьми в основном носят индивидуальную  окраску и подоплеку. На установление  дружеских отношений между людьми  оказывают значительное влияние  несколько моментов:

  1. Личностные характеристики взаимодействующих . Люди любят тех , кому нравятся те же явления  , вещи , процессы , которые нравятся им , т.е. люди любят тех , кто похож на них , кто близок им по духу , вкусу и предпочтениям. Люди испытывают влечение к тем , кто имеет одинаковую с ними или близкую расу , национальность , образование , систему взглядов на жизнь и т.п. Потенциально люди со схожими личностными характеристиками имеют большие шансы установить дружеские отношения , чем те , у кого личностные характеристики существенно различаются;
  2. Наличие территориальной близости в расположении этих людей. Чем ближе располагаются рабочие места членов группы , тем выше вероятность того , что они установят дружеские отношения. Это же относиться к близости расположения их мест жительства;
  3. Частота встреч , а также от ожидания того , что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем;

Информация о работе Механизм неформального контроля