Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение механизма принятия управленческих решений.
В рамках поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Определить понятие управленческих решений, их сущность и особенности;
Рассмотреть виды управленческих решений;
Изучить основные подходы к принятию управленческих решений;
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие, сущность и характерные особенности управленческих решений……………………………………………………………………………5
2.Виды управленческих решений………………………………………………18
3.Основные подходы к принятию управленческих решений………………...22
4.Механизм принятия управленческих решений……………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34
Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческих решений. К их числу можно отнести:
По организационному оформлению решения делятся на:
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные виды
решений принимаются, в
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:
1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;
2) метод, основанный на
принятии "здравого смысла", когда
управляющий, принимая решения,
3) метод, основанный на
научно-практическом подходе,
Принятие решений –
это наука и искусство. Многие
решения принимаются
1)Построение комплексных
методик обоснования решений,
сочетающих применение
2)Сочетание формальных
и неформальных методов
3)Включение руководителя
в процесс подготовки, принятия
и реализации решения на всех
его основных этапах. Комплексный
подход дает возможность
В зависимости от того, на
каких аспектах подготовки и принятия
решений делается акцент, можно выделить
следующие два подхода к
1)В рамках математической
теории принятия решений
2)Попытка осмыслить истинные
причины принятия решений
4. Механизм принятия управленческих решений
Технология менеджмента имеет следующие составляющие:
· общее руководство принятия решений;
· правила принятия решений;
· планы в принятии решений;
· принятие двусторонних
решений руководителями одного уровня
на основе индивидуального
· целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях);
· матричный тип взаимодействия.
Первые три составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления, последние три – горизонтальную связь в координации принимаемых решений. Организация может использовать как простой, так и сложный механизм взаимодействия в менеджменте, что зависит от сложности принимаемых решений и возможности их реализации.
Общее руководство принятием
решений предполагает, что процесс
принятия решений находится в
руках одного линейного (общего) руководителя,
который подчинен в свою очередь
вышестоящему руководителю. Здесь создается
иерархия в принятии решений по линейным
должностям. Каждый руководитель решает
свои проблемы со своим непосредственным
руководителем, а не с вышестоящими
руководителями, минуя своего непосредственного
начальника. Такой механизм характерен
для американского менеджмента.
В американских фирмах линейные руководители
несут персональную ответственность
за свою работу, получая право распоряжаться
материальными и трудовыми
Правила принятия решений, или
нормативы, обычно разрабатываются
и издаются самими фирмами. В них
формулируются действия, необходимые
для реализации принятых решений
в определенных условиях. Эти правила
имеют целью осуществление
Стратегические правила, или деловая политика, включают такие виды решений, как определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков, организации сбытовой сети, способов установления цен, условий и гарантий при продаже изделий фирмы и др. Стратегические правила обычно формулируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений. Организационные правила основываются на местном или государственном законодательстве. Они касаются таких вопросов, как определение цели и характера деятельности организации, ее отношений с государственными учреждениями, правовой формы и устава. Эти правила устанавливают владельцев, их права и ответственность, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов, лимиты капиталовложений, в пределах которых руководители могут распоряжаться финансовыми средствами.[5, ст. 127]
Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимся условиям. В американских компаниях планы являются важнейшим инструментом координации деятельности на крупных предприятиях в целях увязки стратегического и оперативного управления.
Обычный годовой плановый цикл в крупных организациях начинается с определения высшим руководством ориентиров плана для производственного отделения или стратегического центра хозяйствования, являющегося центром прибыли. Плановыми показателями являются: объем продаж, прибыль, капиталовложения. Каждое производственное отделение или СЦХ после этого готовит детальный годовой план, который содержит прогноз по таким показателям, как объем реализации каждого вида изделия, доходы от новых изделий, издержки производства, прибыль, уровень занятости, капиталовложения. Вариант плана обсуждается руководителем производственного отделения с вышестоящим руководителем (вице-президентом), после чего по окончательному варианту принимается решение, которое становится обязательным для исполнения. Результаты выполнения плана периодически оцениваются руководителем производственного отделения. По итогам оценки принимаются решения о необходимости внесения корректив в плановые показатели или применения конкретных мер. О любых существенных отклонениях от плана руководство производственного отделения обязано информировать высшее руководство организации, которое может принять собственные решения, обязательные для выполнения.[16, ст. 75]
Информация о работе Механизм принятия управленческих решений в учреждениях культуры