Механизмы нейтрализации манипуляций и проблема психологической безопасности в практике управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 23:06, доклад

Описание работы

Важнейшей целью изучения теоретических аспектов технологий манипулирования в деятельности руководителя является описание основных манипуляций, которые возможны в различных ситуациях, возникающих в управленческой деятельности. Знание механизма функционирования различных уловок поможет деловому человеку при необходимости нейтрализовать их, не становясь тем самым объектом манипуляции со стороны безнравственных партнеров и подчиненных. Существует несколько способов нейтрализации уловок.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 14.38 Кб (Скачать файл)

1.4. Механизмы нейтрализации манипуляций и проблема психологической безопасности в практике управления персоналом.

Важнейшей целью изучения теоретических аспектов технологий манипулирования в деятельности руководителя  является описание основных манипуляций, которые возможны в  различных ситуациях, возникающих  в управленческой деятельности. Знание механизма функционирования различных  уловок поможет деловому человеку при  необходимости нейтрализовать их, не становясь тем самым объектом манипуляции со стороны безнравственных  партнеров и подчиненных. Существует несколько способов нейтрализации  уловок.

Почему  мы манипулируем? Во-первых, так проще  и легче добиться своего, чем объяснять, что нужно сделать и зачем. Во-вторых, часто мы просто не знаем  другой формы общения. Это модель поведения закладывается в нас  с детства родителями. В-третьих, возможно мы боимся получить отказ. Свободный, уверенный в себе человек понимает: возможны два варианта ответа на его  просьбу – либо да, либо нет. И  тогда на случай отказа он продумывает  другие способы достижения своей  цели. А когда человек неуверен в себе и боится получить отказ, он и выбирает манипуляцию, чтоб любой  ценой получить согласие.

Совсем  не использовать манипуляции, на мой  взгляд, тоже не разумно. Если у нас  цейтнот, если у нас нет времени, то в какой-то степени использование  манипуляций целесообразно. Ведь в  профессиональной деятельности любой  руководитель ориентируется, прежде всего, на достижение цели организации. И желания, удовлетворенность сотрудников  – все-таки вторичны. Да, удовлетворенность  сотрудников способствует достижению цели, но бывают моменты – того же кризиса и цейтнота – когда  просто на убеждения нет времени. Нужно жестко принимать решения  и добиваться их исполнения. В такие  моменты даже полезно использовать манипуляции, однако, в разумных пределах. Если же отношения между руководителем  и починенными строятся только на манипулятивном общении (то есть, манипуляции становятся основным и даже единственным механизмом управления) это вызывает сопротивление со стороны сотрудников.

Думающий  руководитель, адекватно оценивающий  своих сотрудников и задачи, которые  он должен решить, выбирает стиль взаимодействия в зависимости от уровня профессионального  развития сотрудника. Возможно, какой-то категории работников (например, рабочим), не всегда нужно досконально объяснять  цели руководителя. Но все же лучше  воспользоваться не манипуляциями, а другой формой общения, например, более упрощенной постановкой задачи. Если мы проясним, чего мы хотим от человека, то получим больший результат.

Основные  из них следующие:

Открытое  обсуждение о недопустимости использования  манипуляций. Этот прием обычно используют накануне дискуссии, полемики или спора, когда стороны открыто договариваются не прибегать в отношении друг друга к уловкам. Однако достигнутое «джентльменское соглашение» по этому вопросу, как показывает практика, часто нарушается, и тогда необходимо использовать другие приемы нейтрализации уловок.

Разоблачение  уловки, т.е. раскрытие ее сути. Данный способ нейтрализации уловки будет  эффективен, если удастся не только назвать используемую уловку «по  имени», но и подробно объяснить  окружающим ее предназначение и особенности  применения в той или иной ситуации. В этом случае раскрытие уловки явно покажет ее автору, что противоположная  сторона также вооружена знанием  этих уловок и способна публично раскрывать их суть и в дальнейшем. В такой  ситуации, когда явно разоблачается  инициатор уловки, обычно обе стороны, убедившись, что подловить друг друга  уловкой и остаться при этом незамеченным уже не удастся, редко идут на повторное  использование непозволительных приемов.

Повторное напоминание о недопустимости применения уловок. Этот прием основывается на реализации двух важных принципов: «умному достаточно и намека» и «от умного достаточно и намека». Однако даже и после открытого обсуждения недопустимости использования по отношению друг к другу уловок у каждой из сторон все-таки остается соблазн в трудной ситуации попробовать подловить уловкой своего оппонента, а дальше поступить по обстановке: если противник попадется, значит, он не особо силен в знаниях об использовании уловок, можно и дальше их применять; если же уловка разоблачена, то это лишний раз подтверждает, что оппонент не блефует.

«Уловка на уловку». Этот способ нейтрализации  может быть использован, когда все  предыдущие не дали положительного результата. Лишь убедившись в том, что, несмотря на тактичные открытые заявления  в адрес оппонента о недопустимости использования уловок, противник  злостно продолжает их реализовывать, можно включиться в борьбу — «кто кого». В ситуации открытого противоборства, безусловно, выигрывает тот, кто более  вооружен не столько знаниями, сколько  умениями реализовывать на практике непозволительные приемы — манипуляции.


Информация о работе Механизмы нейтрализации манипуляций и проблема психологической безопасности в практике управления персоналом