Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 00:09, реферат
Итак, мы определили что мотивация, как психологическое явление, трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом - как совокупность мотивов. В третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. И так далее. Мы рассмотрим разные предложенные учёными процессы, теории и модели развития мотивации.
Стадиальную модель принятия морального решения разработал С. Шварц. Ценность его модели состоит в тщательном рассмотрении этапов оценки: ситуации, приводящей к возникновению желания помочь другому человеку, своих возможностей, последствий для себя и для нуждающегося в помощи
1 Механизмы развития мотивации
Итак, мы определили что мотивация, как психологическое явление, трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом - как совокупность мотивов. В третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. И так далее. Мы рассмотрим разные предложенные учёными процессы, теории и модели развития мотивации.
Стадиальную модель принятия морального решения разработал С. Шварц. Ценность его модели состоит в тщательном рассмотрении этапов оценки: ситуации, приводящей к возникновению желания помочь другому человеку, своих возможностей, последствий для себя и для нуждающегося в помощи
В.И. Ковалев рассматривает мотив
как трансформирование и
А.А. Файзуллаев (1989) выделяет в мотивационном процессе пять этапов:
Ш I -- осознание побуждения,
Ш II -- принятие мотива,
Ш III -- реализация мотива,
Ш IV -- закрепление мотива,
Ш V -- актуализация побуждения
Рис. 2. Этапы мотивационного процесса (по А.А. Файзуллаеву).
1, 2, 3, 4, 5 -- мотивационные критические
состояния, возникающие при
А -- неосознанное побуждение, В -- осознанное побуждение, С -- принятый мотив, D -- реализуемый мотив, Е -- потенциальное побуждение Линии сплошная со стрелкой -- путь развертывания мотивационных тенденций, пунктирная со стрелкой -- путь свертывания мотивационных тенденций, зигзагообразная со стрелкой -- путь образования мотивационных кризисов, крестики на сплошной горизонтальной линии -- блокировки этапов формирования мотивационных образований.
Первый этап -- возникновение и осознание побуждения. Полное осознание побуждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения, отмечает автор, могут выступать потребности, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (образ, мысль, эмоция). При этом побудительный аспект психического явления может и не осознаваться человеком, быть, как пишет автор, в потенциальном (скорее -- скрытом) состоянии. Однако побуждение -- это еще не мотив, и первым шагом к его формированию является осознание побуждения.
А.А. Файзуллаев считает, что, для того чтобы говорить о мотиве, и осознания побуждения недостаточно, хотя поведение может быть обусловлено и одним осознанным побуждением. Такое ситуативное поведение часто приводит к сожалению о содеянном, поскольку человек постфактум обнаруживает, что мотивационные источники поступка были не совсем адекватны принятым человеком ценностям и установкам.
Второй этап -- это «принятие мотива». Под этим несколько нелогичным названием этапа (Если до сих пор речь не могла идти о мотиве, то что же можно принять? А если он уже был, на втором этапе речь должна идти о принятии решения -- «делать -- не делать») автор понимает внутреннее принятие побуждения, т. е. идентификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека.
Нелогичность названного этапа подметил и А.А. Реан(1994) если осознанное побуждение не принято, то оно еще не мотив, а если мотив, тогда это уже принятое побуждение Зачем же дважды принимать одно и то же?
Говоря другими словами, на втором этапе человек, сообразуясь со своими нравственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возникшая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять. Неслучайно А.А. Файзуллаев говорит о свойствах принятости или осмысленности данного мотивационного образования. Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса мотивации приобретает не только побудительность, осознанность, направленность, но и смыслообразующую функцию.
В принципе нельзя отказать автору в логичном выстраивании событий в процессе мотивации. Однако нельзя не заметить не очень четкое использование основных мотивационных понятий. Так, он не обозначил свое понимание мотива (отсюда не ясно, что значит «принять мотив»), понятие «побуждение» используется им и в качестве понятия «побудитель» (т. е. стимул). Автор обходит стороной вопрос о том, каким же является поведение, основанное только на осознанном побуждении (а не на «принятом мотиве»), -- мотивированным или немотивированным. Можно ли случайно осознать побуждение, как отмечает автор? Все это говорит о том, что схема формирования мотива по А.А. Файзуллаеву нуждается в уточнениях и разъяснениях.
Третий этап -- это реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса), что приводит к переходу к следующему этапу мотивации -- закреплению мотива, в результате чего он становится чертой характера.
Последний этап -- актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания.
Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации. Стимулы могут быть физическими -- это внешние раздражители, сигналы и внутренние (неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов). Но стимулами могут быть и требования, просьбы, чувство долга и прочие социальные факторы. Могут влиять на характер мотивации и способы целеобразования. Например, О.К. Тихомиров отмечает, что заданные (принятые человеком) и самостоятельно сформированные (по желанию) цели различаются характером связи, образующейся между целью и мотивом (потребностью): в первом случае связь формируется как бы от цели к мотиву, а во втором -- от потребности к цели. Ильин Е.П. ''Мотивация и мотивы''
В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной А.Н. Леонтьевым. Вопрос об образовании новых мотивов и развитии мотивационной сферы является одним из самых сложных и до конца не изученным. Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант названия данного механизма --механизм превращения цели в мотив). Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определённых причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т.е. мотивом.
Центральный момент данной теории заключается в том, что мотив, из-за которого мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определённых потребностей. Но со временем цель, которой мы стремились достичь, может превратится в насущную потребность. Например, часто родители, для того чтобы стимулировать интерес ребёнка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако в процессе чтения у ребёнка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей. Этот пример поясняет механизм развития мотивационной сферы человека за счёт расширения количества потребностей. При этом самым существенным является то, что расширение количества потребностей, т.е. расширение перечня того, в чём нуждается человек, происходит в процессе его деятельности, в процессе его контакта с окружающей средой.Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. -- СПб.: Питер, 2010. -- 583 с.: ил. -- (Серия «Учебник для вузов»)
Рассмотрим этапы формирования мотива, когда стимулом является биологическая потребность личности, проявляющая себя в виде нужды, влечения.
Рис. 3. Стадии образования мотива.
Первый этап (стадия) -- формирование
первичного (абстрактного) мотива. Он состоит
из формирования потребности личности
и побуждения к поисковой активности.
Для того чтобы нужда (органическая
потребность) превратилась в потребность
личности, надо, чтобы человек принял
ее, сделал значимой для себя ее ликвидацию.
А для этого необходимо, во-первых,
чтобы нужда была осознанна, т. е.
чтобы появилось чувство
Чтобы нужда стала побудителем активности, она должна найти отражение в переживании, отмечала Л.И. Божович. Возникновение переживания порождает, продолжает она, состояние напряжения и аффективное стремление избавиться от него, восстановить нарушенное равновесие. Следовательно, появление желания устранить нужду является третьим моментом в формировании потребности, под влиянием которой возникает побуждение к поиску путей и средств ее удовлетворения.
Таким образом, потребность, как аккумулятор, заряжает энергией всю дальнейшую поисковую активность человека. На этом этапе предмет удовлетворения потребности выступает в качестве обобщенного образа, понятия (мне нужна пища, жидкость, или мне нужно поесть, попить), т. е. сначала появляется абстрактная цель, без ее конкретизации (что поесть, что попить) и без продумывания пути ее нахождения. При этом, как отмечает Ж. Нюттен, чем сильнее выражена потребность, тем менее специфичен объект ее удовлетворения: потребность удовлетворяется тем, что подвернется. Появление абстрактной цели ведет к формированию побуждения, к поиску конкретного предмета удовлетворения потребности. Появление этого побуждения означает конец формирования первичного (абстрактного) мотива (в структуру которого входят и потребность и цель) и побуждение к поиску конкретной цели, т. е. к проявлению человеком какой-то активности. Такие мотивы, когда конкретная цель не поставлена, А.Н. Леонтьев называл недейственными. С таким названием трудно согласиться, так как первичный мотив действен хотя бы потому, что вызывает у человека поисковую активность. Сколь это важно для маленьких детей в познании окружающего мира, много объяснять не надо. Ведь именно в результате поисковой активности малыши познают предметы, их свойства, оценивают их полезность, т. е. приобретают знания, опыт.