Механизмы реализации стратегии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:45, реферат

Описание работы

Новые условия хозяйствования, порождаемые рыночными преобразованиями, требуют новой парадигмы управления. В результате стремительной трансформации российской экономики руководителям предприятий были автоматически переданы все функции управления, которые ранее выполняли отраслевые министерства и ведомства, в том числе и функции стратегического управления. К этому оказались не готовы ни сами руководители, в задачу которых прежде входила только реализация оперативных функций по организации выполнения спущенных сверху заданий, ни внутренняя организация предприятий.

Файлы: 1 файл

Механизмы реализации стратегии организации.docx

— 26.36 Кб (Скачать файл)

Механизмы реализации стратегии организации

 
 

 
     Новые условия хозяйствования, порождаемые рыночными преобразованиями, требуют новой парадигмы управления. В результате стремительной трансформации российской экономики руководителям предприятий были автоматически переданы все функции управления, которые ранее выполняли отраслевые министерства и ведомства, в том числе и функции стратегического управления. К этому оказались не готовы ни сами руководители, в задачу которых прежде входила только реализация оперативных функций по организации выполнения спущенных сверху заданий, ни внутренняя организация предприятий. 
Главное отличие рыночной экономики заключается в том, что она работает не на заданиях, спускаемых сверху, а на стратегиях, учитывающих влияние внешней и внутренней среды на деятельность предприятий. Идеология стратегического управления существенно отличается от идеологии фиксации планов производства или даже разработки целевых комплексных программ на долгосрочную перспективу. Это различие проявляется, прежде всего, в том, что стратегическое управление решает более сложные задачи выбора перспективных видов бизнеса в условиях неопределенности будущей конъюнктуры внешней среды и возможностей успешных на сегодняшний день видов бизнеса, которые могут потерять свои преимущества в будущем в связи с изменениями в общественных потребностях и потребительских предпочтениях.

     Трансформационный характер современной экономики обусловливает тенденцию нарастания указанных изменений; в последние годы многие предприятия функционируют именно в условиях стратегических неожиданностей, потери контроля над внешней средой, воздействия общества и политических сил на рыночную конъюнктуру, замедления темпов роста и ограниченности ресурсов. Предприятия не имеют достаточного опыта и соответствующей информационной базы для выработки адекватной хозяйственной стратегии своего развития.  
Конкуренция российского и иностранного бизнеса на российских рынках усугубляет острую нехватку современных знаний в сфере управления и новейших подходов к принятию эффективных управленческих решений, вследствие чего высший менеджмент организаций находится в постоянном поиске инструментов управления, адекватных условиям конкуренции.

     Таким образом, нынешние условия хозяйствования требуют других, специфических, методов и механизмов, которые помогали бы предвосхищать возможные изменения внешней среды: на рынках сбыта, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.

     Совершенствование управления должно быть направлено на то, чтобы поставлять на внутренний и внешний рынок качественные и конкурентные, пользующиеся спросом товары и услуги. А это невозможно без внедрения стратегического управления, при этом не отдельных его элементов, а системы механизмов. Для реализации общей экономической цели предприятия система стратегического управления должна быть ориентирована на создание условий для эффективного использования ресурсов и рыночного роста за счет поддержания равновесного состояния организации с внешней средой, т.е. ее адаптации к внешним изменениям, и, следовательно, должна иметь адаптивные механизмы. 
Типология адаптивных механизмов стратегического управления основывается на адаптивных системах, присущих живой природе и технике.

Существуют три  типа подобных механизмов:

1. Механизмы с  пассивной адаптацией к внешней  среде. Они решают задачу функционирования  системы в стабильной, несложной  и достаточно определенной среде  и направлены на выбор наиболее  благоприятных условий деятельности  организации из тех, что уже  имеются в сложившейся `нише` внешней  среды. Существенное изменение  условий в рамках выбранной  `ниши` приводит к качественной  внутренней перестройке производственно-хозяйственной  системы организации. Эти механизмы  характерны для таких систем  управления, как системы реактивной  адаптации, бюджетно-финансового  контроля, долгосрочного планирования, стратегического планирования .

2. Механизмы с  активной адаптацией. В их основе  лежит непосредственная адаптация. Они направлены на активное использование элементов внешней среды в деятельности предприятия, в частности, на поиск наиболее благоприятных условий перехода в новые `ниши`. Адаптивная реакция организации на изменения во внешней среде по большей части проявляется в быстрой обратимой перестройке внутренних структур и в использовании сложных форм стратегического поведения. Внимание уделяется построению систем прогнозирования состояния среды и разработке ответных внутренних мероприятий. Механизмы с активной адаптацией подходят к типам управления, которые И. Ансофф определил как системы управления путем выбора стратегической позиции, ранжирования стратегических задач, реакции на слабые сигналы, а также управления в условиях стратегических неожиданностей. 
3. Механизмы, направленные на формирование внешней среды. Они используются для формирования наиболее благоприятных условий для функционирования организации. В их основе лежит предварительная адаптация. Основным направлением использования этих механизмов является формирование элементов среды, обеспечивающих набор внешних параметров, оптимальных для функционирования организации. Стратегические решения при этом принимаются на основе интуитивных предложений о состоянии внешней среды и коллективной логики. Механизмы, направленные на формирование внешней среды, применимы для систем управления на основе коллективной стратегии, инновационного управления и др.

     Таким образом, по своей сути адаптивные механизмы представляют собой совокупности определенных действий (или бездействий) организации, основанные на информации, полученной в результате стратегического анализа с помощью методов SWOT и PEST. Основная функция адаптивных механизмов состоит в том, что они помогают выбрать стратегию взаимодействия организации с внешней средой. 
     Для реализации выбранных стратегий организация должна формировать систему механизмов, соответствующих основным структурам предприятия и функциям управления. На практике эти механизмы настолько взаимосвязаны между собой, что трудно выделить какую-либо составляющую одной, `чистой` природы, которая бы не содержала в себе элементы других составляющих (это естественно, поскольку все они являются элементами одной системы). Поэтому предлагаемая система механизмов сформирована по принципу однородности на основе главных признаков, в частности, организационных, экономических и мотивационных.

     Как нам представляется, предложенная система механизмов реализации стратегий способна обеспечивать достижение стратегических целей при разных условиях функционирования предприятия.

     Основной миссией организационного механизма в составе комплексного механизма стратегического управления организациями является поиск новых возможностей и обеспечение на их основе конкурентного преимущества предприятия на рынках сбыта.

     Термин «организационный механизм стратегического управления» означает совокупность дифференцированных организационно-структурных механизмов, соответствующих интересам менеджмента организации в долгосрочной перспективе, в условиях меняющихся потребностей и нестабильной внешней среды.

     С целью формирования целостного организационного механизма стратегического управления организацией в структуре организационного механизма выделим четыре основных составляющих элемента: 
1. Структурные механизмы, которые решают вопросы моделирования структуры деятельности (диверсификация или специализация) организации; формирования организационной структуры предприятия, структуры рынков и стратегических зон хозяйствования.  
2. Организация планирования и управления, являющаяся одной из главных задач стратегического управления. В корпоративном планировании и управлении можно выделить такие направления функциональной деятельности, как стратегическое и оперативное планирование, формирование стратегий и стратегических программ, разработка бизнес-планов и бюджетирование. Отличием стратегического и операционного планирования являются сроки выполнения тех или иных задач. По мере решения стратегических задач последние плавно перетекают в стадию решения тактических, а далее - в стадию решения операционных задач. 
3. Механизмы контроля могут включать в себя все виды контроля, применяемые при стратегическом менеджменте в процессе управленческого цикла. Контроль необходим как на стадии проектирования стратегии развития организации, так и в процессе ее реализации и анализа. Контролирующая диагностика позволяет выявить резервы и возможности организации при стратегическом управлении, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.

4. Организация технико-технологического  управления включает в себя  стандарты управления и стандарты  производственных процессов. Это  дает возможность путем проектирования  этих процессов создавать единую  нормативную организационно-техническую  основу специализации и кооперирования  производства, обеспечивать нормы и стандарты качества, активизировать внедрение в производство новой техники и технологии, обеспечивать безопасные условия труда, сертификацию продукции, защиту прав потребителей и др. 
Экономический механизм реализации стратегии развития организации должен быть основан на расчетах потребности предприятия в собственных и привлеченных финансовых ресурсах для достижения целей стратегии.  
     Представляется целесообразным выделить следующие составляющие экономического механизма стратегического управления организациями:  
1. механизм конкуренции и ценообразования обусловлен результатами анализа прогнозируемой рыночной конъюнктуры на возможных рынках сбыта с учетом предполагаемых конкурентных стратегий участников рыночных отношений (продавцов и покупателей), воздействия внешней среды на политику поведения организации;  
2. механизм самофинансирования инвестиций в производство включает реинвестирование нераспределенной прибыли, накопление амортизации, использование взносов учредителей. Данный механизм создается в результате реализации предпринимательских стратегий, а его эффективность зависит от полноты достижения целей и решения наиболее важных задач на каждом этапе продвижения к заявленным в бизнес-планах целям;

3. механизм государственного  регулирования развития организаций должен быть нацелен на поощрение деловой и инвестиционной активности предприятий; 
4. механизм заемных средств для обеспечения реализации стратегических программ организаций предполагает использование кредитов и иностранных инвестиций, лизинг, венчурное финансирование, инвестирование средств, получаемых от размещения эмитируемых предприятиями акций.  
     Мотивационный механизм является одной из составляющих системы механизмов реализации стратегии организации, предложенной автором. Под термином `мотивационный механизм` понимается совокупность мотивов, используемых при управлении организацией для достижения стратегических целей предприятия, на которые направлена та или иная совокупность мотивов.  
     С целью формирования целостного механизма мотивации в структуру мотивационного механизма мы включаем четыре основных составляющих элемента: 
1. механизм мотивации научно-технического развития производства включает в себя мотивацию нововведений и получения прибыли. Степень внедрения данного механизма в организациях может быть различной в зависимости от уровня конкуренции на рынках товаров и технологий, спроса на товары и технологии, жизненного цикла технологий и продукции, степени изношенности оборудования и др. При социальной организации предприятия, ее рыночного развития в организациях можно использовать следующие мотивы научно-технического развития производства:

- мотивы формирования  прибыли (получение, сохранение  или рост прибыли, достаточной  для организации в условиях  конкуренции);  
- мотивы удовлетворения потребностей покупателей (удовлетворение спроса потребителей; насыщение различных сегментов рынка; создание товаров, услуг, развивающих новые потребности);

- мотивы преодоления  внутренних проблем (рост квалификации  персонала; усиление мотивации  производительного труда; совершенствование  управления);  
- мотивы решения социальных проблем (повышение качества и экологической безопасности выпускаемой продукции, товаров, услуг; обеспечение социальных гарантий работника)

- мотивы престижа (повышение престижа в глазах  общественности; стремление достигнуть  позиций лидера или сохранить  лидирующие позиции). 
2. механизм мотивации развития предпринимательства. Термин `предпринимательство` мы понимаем как поиск менеджментом организации новых сфер применения производственного потенциала, выгодной реализации инвестиционных ресурсов, увеличение рыночной доли, выход на новые рынки сбыта, создание новой конкурентной продукции и производств. Использование данных составляющих предпринимательства позволяет организации увеличивать свою прибыль за счет более полного удовлетворения потребностей потребителей в результате дифференциации продукции, активного использования маркетинговой политики. В организациях можно использовать следующие ведущие направления мотивации развития предпринимательства:

- мотивация развития  конкуренции;

- мотивация развития  внутрифирменного предпринимательства;

- мотивация использования  нестандартного подхода к решению  проблем;

- мотивация использования  обоснованного риска.

3. механизм мотивации  персонала. Целевая направленность  мотивации развития управления  персоналом видится в рациональном  использовании внутренних ресурсов  организации, увеличении производительности  труда, повышении конкурентоспособности  выпускаемой продукции и соответственно  рыночной стоимости предприятия.  В основе эффективности мотивации  персонала лежат следующие составляющие:

- прямая мотивация  работника (заработная плата,  премирование, социальный пакет,  условия труда, обеспечение жильем, бесплатный проезд и питание); 
- косвенная мотивация работника (имидж и престиж организации, уровень менеджмента, взаимоотношения в коллективе, возможность профессионального роста). 
4. механизм мотивации хозяйствования отличается от мотивации управления персоналом более высоким его социальным статусом, т.е. эта мотивация осуществляется в аппарате управления организацией. Главными мотивами хозяйствования является внедрение прогрессивных рыночных нововведений, что повышает конкурентоспособность предприятия и тем самым увеличивает рыночную цену данной организации. Можно предположить следующие направления мотивации хозяйствования:

¾ мотивы профессионального роста работника (стремление персонала к увеличению своей заработной плате, к карьерному росту, т.е. к выполнению более ответственной и квалифицированной работы);

¾ мотивы совершенствования организационной структуры управления (стремление сделать предприятие гибким в соответствии с конъюнктурой рынка, задействовать в управлении весь потенциал менеджмента организации); 
¾ мотивы ответственности (стремление повысить знания и умения и реализовать их в производстве, маркетинге, управлении, стремление обеспечить конкурентоспособность и стабильность организации, повышение ее престижа). 
Механизмы реализации стратегии, разрабатываемые на предприятии, должны обладать свойством целостности и, одновременно, рациональной обособленности его элементов. Это означает, что изменение любого элемента механизмов должно приводить к некоторым сдвигам в изменениях других механизмов. Например, структурная перестройка предприятия приводит к изменению числа и состава подразделений (бизнесов), затрагивает интересы большого числа работников. В то же время за счет этого можно получить новую, более гибкую и мобильную структуру, активно реагирующую на изменение рыночной конъюнктуры. 
При этом некоторая обособленность отдельных элементов механизмов реализации стратегии должна позволять компенсировать издержки, относящиеся к другому механизму. Например, реструктуризация предприятия может привести к дифференциации его деятельности, вычленению самостоятельных бизнесов, сокращению персонала, но при этом финансовая устойчивость предприятия повышается, бизнес становится прозрачным и более эффективным. 
Таким образом, все предложенные механизмы должны быть включены в единую систему стратегического управления как элементы общей системы управления.

 

Литература 
 
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питерком, 1996. 416 с. 
2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Прогресс, 1989. 519 с. 
3. Егоров А.Ю., Никулин Л.Ф. Пульсирующий менеджмент. М.: Изд-во РЭА, 1998. 236 с.  
4. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент / под научн. ред. Д.С. Львова. М.: Ступень. 1996. 290 с. 

5. Круглов М.И.  Стратегическое управление компанией.  Учебник для вузов. М.: Русская  деловая литература, 1998. 768 с.

6. Менеджмент организации.  Учебное пособие / под ред. З.П.Румянцевой, Н.А.Соломатиной. М.: Инфра-М, 1995. 432 с.



Информация о работе Механизмы реализации стратегии организации