Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:40, реферат
Прежде чем начать говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского «management» - «управление». Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Прежде чем начать говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского «management» - «управление». Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
С развитием рыночной экономики, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. Питер Ф. Друкер, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации мира, предлагает иное определение. "Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу". Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. И, наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше средне школьного, во всех развитых странах мира в Соединенных Штатах эта цифра составляет более 90% - проведут всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организаций».
Если немного раскрыть определение
"менеджмента", то мы увидим, что
в него входит:
-изучение рынка (спроса, потребления),
т.е. маркетинг и прогнозирование;
-производство продукции с минимальными
затратами и реализация ее с максимальной
прибылью;
-управление персоналом, следовательно
знание социологии, психологии, а также
анализ информации и разработка программ
для достижения поставленной цели.
Менеджер— это специалист в области управления, наемный управляющий, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью подчиненных ему работников и выполняющий одновременно определенные управленческие функции. Менеджер – это принадлежность какого-то лица к профессиональной управленческой деятельности. Менеджер - это человек, прошедший большую подготовку и добивающийся результатов посредством других людей.
Целью
менеджера является обеспечение
прибыльности деятельности фирмы посредством
рациональной организации производственного
процесса, включая управление производством,
и развитие технико-технологической
базы, а также эффективного использования
кадрового потенциала при одновременном
повышении квалификации и творческой
активности каждого работника.
К менеджеру любого уровня предъявляются
высокие требования, в частности следующие:
наличие общих знаний в области управления
предприятием; компетентность в вопросах
технологии производства в той отрасли,
к которой относится фирма по виду и характеру
деятельности; владение навыками не только
администрирования, но и предпринимательства,
умение владеть ситуацией на рынках, проявлять
инициативу и активно перераспределять
ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах
применения; принятие обоснованных и компетентных
решений на основе согласования с нижестоящими
руководителями и работниками и распределение
участия каждого в их исполнении; наличие
практического опыта и знаний в области
анализа экономической ситуации на основных
рынках или их сегментах, на которых уже
работает или намеревается работать; умение
анализировать деятельность и действия
фирм-конкурентов. Профессионал
Этот пример показывает насколько
важна профессия менеджера, и что может
сделать профессионал в этом деле. Но чтобы
достичь высокого уровня в управлении
надо четко знать свои функции и что под
ними подразумевается.
Термин "менеджер"
имеет довольно широкое распространение
и употребляется применительно:
• К организатору конкретных видов работ
в рамках отдельных подразделений или
программно-целевых групп;
• К руководителю предприятия в целом
или его подразделений (управлений, отделений,
отделов);
• К руководителю по отношению к подчиненным;
• К администратору любого уровня управления,
организующего работу в соответствии
с современными методами.
Процесс управления состоит из четырех
взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации
и контроля.
Таким образом, планирование, организация,
мотивация и контроль представляют собой четыре основные функции менеджера.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Функция планирования
предполагает решение о том, какими
должны быть цели организации и что
должны делать члены организации, чтобы
достичь этих целей. По сути своей функция
планирования отвечает на три следующие
основные вопроса:
1. Где мы находимся в настоящее время?
2. Куда хотим двигаться?
3. Как мы собираемся сделать это?
Посредством планирования руководство
стремится установить основные направления
усилий и принятия решений, которые обеспечат
единство цели для всех членов организации.
Другими словами, планирование - это один
из способов, с помощью которого руководство
обеспечивает единое направление усилий
всех членов организации к достижению
ее общих целей. Планирование в организации
не представляет собой отдельного одноразового
события в силу двух существенных причин.
Во-первых, хотя некоторые организации
прекращают существование после достижения
цели, ради которой они первоначально
создавались, многие стремятся продлить
существование как можно дольше. Поэтому
они заново определяют или меняют свои
цели, если полное достижение первоначальных
целей практически завершено. Вторая причина,
по которой планирование должно осуществляться
непрерывно, - это постоянная неопределенность
будущего. В силу изменений в окружающей
среде или ошибок в суждениях, события
могут разворачиваться не так, как это
предвидело руководство при выработке
планов. Поэтому планы необходимо пересматривать,
чтобы они согласовывались с реальностью.
ОРГАНИЗАЦИЯ
Организовывать
- значит создавать некую структуру.
Существует много элементов, которые необходимо
структурировать, чтобы организация могла
выполнять свои планы и тем самым достигать
своей цели. Одним из этих элементов является
работа, конкретные задания организации.
Поскольку работы выполняют люди, другим
важным аспектом функции организации
является определение, кто именно должен
выполнять каждое конкретное задание
из большого количества таких заданий,
существующих в рамках организации, включая
и работу по управлению. Руководитель
подбирает людей для конкретной работы,
делегируя отдельным людям задания и полномочия
или права использовать ресурсы организации.
Эти субъекты делегирования принимают
на себя ответственность за успешное выполнение
своих обязанностей. Поступая таким образом,
они соглашаются считать себя подчиненными
по отношению к руководителю.
МОТИВАЦИЯ
Руководитель
всегда должен помнить, что
даже прекрасно составленные
планы и самая совершенная
структура организации не
Исследования в области поведенческих
наук продемонстрировали несостоятельность
чисто экономического подхода. Руководители
узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего
побуждения к действиям, является результатом
сложной совокупности потребностей, которые
постоянно меняются.
В настоящее время мы понимаем, что для
того, чтобы мотивировать своих работников
эффективно руководителю следует определить,
каковы же на самом деле эти потребности,
и обеспечить способ для работников удовлетворять
эти потребности через хорошую работу.
КОНТРОЛЬ
Непредвиденные
обстоятельства могут
ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА
Можно выделить 10 основных функций
менеджера. Он должен уметь:1. Грамотно
и рационально ставить цели и
задачи Цель должна формулироваться ясно,
как правило, в показательной форме. Поставленные
цели и задачи должны быть реалистичными.
Этап постановки целей и задач связан
с предварительным анализом и прогнозами
на будущее. Искусство менеджера заключается
в предвидении на основе проведенного
анализа, оптимистических и пессимистических
прогнозов, негативных тенденций, могущих
возникнуть в экономике, рынках и коллективе.
2. Анализировать ситуацию. Анализ предусматривает
сбор, обработку, классификацию, систематизацию,
хранение и обработку информации в целях
управления. Проводят анализ внешней и
внутренней среды. 3. Прогнозировать ход
событий и последствий Прогнозирование
– вероятностное определение хода дальнейших
событий. 4. Планировать свою деятельность.
5.Рационально принимать решения. Принятие
решения – основная функция управления.
Решения могут быть: организационными
(ведущими к изменениям в работе подразделений
организации или ее систем управления);
волевыми, подкрепленными полномочиями
и властью; волевыми, не подкрепленными
полномочиями и властью; запрограммированными
(жестко связанными с предыдущими решениями);
рациональными и нерациональными (рациональное
– решение, принятое на основе анализа
и прогнозов). 6. Мотивировать персонал
7. Организовывать работу и налаживать
руководство 8. Регулировать отношения
и разрешать конфликты 10. Формировать
организационную культуру и управлять
ею Организационная культура – это сложная
композиция ценностей, видений, ожиданий,
верований, традиций и норм поведения,
принимаемых большей частью членов организации.
Часто от организационной культуры зависит
будущее организации, ее экономический
рост. Это субъективный элемент, который
может помогать или усугублять ситуацию
в фирме. 10.Вести постоянный учет и контроль
Непрерывно контролируя результаты работы
организации, можно вовремя принять управленческие
решения и стабилизировать ситуацию в
случае ее негативного развития. Контроль
может быть непрерывным и дискретным во
времени. Одновременно с контролем обычно
осуществляется учет. Это подведение итогов
краткосрочной деятельности, т.е. как бы
мгновенный срез процессов и результатов
на данный момент времени.
Основные задачи
менеджера
1. Обеспечить жизнеспособность
своего предприятия в условиях возрастающей
конкуренции, несмотря на любые изменения
рынка.
2. Добиться максимизации прибыли в конкретных
условиях рынка.
3. Разработать и последовательно реализовать
программу развития коллектива фирмы,
включая его социальные проблемы.
4. Постоянно оптимальным образом совершенствовать
всю работу фирмы на основе применения
современных методов управления, заблаговременно
готовить нововведения, улучшать в соответствии
с изменяющимися требованиями организационную
структуру предприятия, добиваясь эффективной
работы каждого сотрудника в отдельности
и всего коллектива как единой взаимодействующей
системы.
5. Систематически разрабатывать и внедрять
в практику предприятия более совершенные
формы бизнеса, проникать в новые его отрасли.
6. Определять и достигать на практике
цели, соответствующие интересам фирмы,
исходя из запросов рынка и потребителей.
7. Уметь в разумных пределах идти на риск
и быть способным элиминировать его воздействие
на рыночное положение фирмы.