Менеджер и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:40, реферат

Описание работы

Прежде чем начать говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского «management» - «управление». Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Файлы: 1 файл

Но прежде чем говорить о менеджере и его функциях.docx

— 97.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Прежде чем начать говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского «management»  - «управление». Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Это понятие более узкое и  применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

С развитием  рыночной экономики, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли  в нашу жизнь и в наш словарный  обиход, заменив такие термины, как  “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. Питер Ф. Друкер, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации мира, предлагает иное определение. "Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу". Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. И, наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше средне школьного, во всех развитых странах мира в Соединенных Штатах эта цифра составляет более 90% - проведут всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организаций».

Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что  в него входит: 
-изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование; 
-производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью; 
-управление персоналом, следовательно знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Менеджер— это специалист в области управления, наемный управляющий, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью подчиненных ему работников и выполняющий одновременно определенные управленческие функции. Менеджер – это принадлежность какого-то лица к профессиональной управленческой деятельности. Менеджер - это человек, прошедший большую подготовку и добивающийся результатов посредством других людей.

Целью менеджера является обеспечение  прибыльности деятельности фирмы посредством  рациональной организации производственного  процесса, включая управление производством, и развитие технико-технологической  базы, а также эффективного использования  кадрового потенциала при одновременном  повышении квалификации и творческой активности каждого работника. 
 
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности следующие: наличие общих знаний в области управления предприятием;  компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности;  владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения; принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении; наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;  умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов. Профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме. Хочу привести тому один пример: В 1981г. компания "Крайслер" пригласила на должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том, что "Крайслер" в 1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесменов. Переговоры не ладились, т.к. Ли Яккока никак не соглашался на переход в "Крайслер" несмотря на фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в правах его управления на "Крайслере". Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов на "Крайслере" согласились с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему, как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию. И что же? За три года после упадка "Крайслер" достиг наивысшего уровня производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985г. от года к году стал отвоевывать дополнительную долю американского и мирового рынка.

Этот пример показывает насколько важна профессия менеджера, и что может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в управлении надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается.  

Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение  и употребляется применительно: 
• К организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; 
• К руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов); 
• К руководителю по отношению к подчиненным; 
• К администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.  
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля. 
Таким образом, планирование, организация, мотивация и контроль представляют собой четыре основные функции менеджера.  
 

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что  должны делать члены организации, чтобы  достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса: 
1. Где мы находимся в настоящее время? 
2. Куда хотим двигаться? 
3. Как мы собираемся сделать это? 
Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью. 

ОРГАНИЗАЦИЯ

 

 

 Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. 

МОТИВАЦИЯ

 

 Руководитель  всегда должен помнить, что  даже прекрасно составленные  планы и самая совершенная  структура организации не имеют  никакого смысла, если кто-то не  выполняет фактическую работу  организации. И задача функции  мотивации заключается в том,  чтобы члены организации выполняли  работу в соответствии с делегированными  им обязанностями и сообразуясь  с планом. Руководители всегда  осуществляли функцию мотивации  своих работников, осознавали они  это сами или нет. Раньше  считалось, что мотивирование  - это простой вопрос, сводящийся  к предложению соответствующих  денежных вознаграждений в обмен  за прилагаемые усилия. На этом  основывался подход к мотивации  школы научного управления. 
Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.  
В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу. 

КОНТРОЛЬ

 

 Непредвиденные  обстоятельства могут заставить  организацию отклониться от основного  курса, намеченного руководством  первоначально. И если руководство  окажется неспособным найти и  исправить эти отклонения от  первоначальных планов, прежде чем  организации будет нанесен серьезный  ущерб, достижение целей, возможно  даже само выживание, будет  поставлено под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля: Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА

 

Можно выделить 10 основных функций  менеджера. Он должен уметь:1. Грамотно и рационально ставить цели и  задачи  Цель должна формулироваться ясно, как правило, в показательной форме. Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными. Этап постановки целей и задач связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее. Искусство менеджера заключается в предвидении на основе проведенного анализа, оптимистических и пессимистических прогнозов, негативных тенденций, могущих возникнуть в экономике, рынках и коллективе. 2. Анализировать ситуацию. Анализ предусматривает сбор, обработку, классификацию, систематизацию, хранение и обработку информации в целях управления. Проводят анализ внешней и внутренней среды. 3. Прогнозировать ход событий и последствий Прогнозирование – вероятностное определение хода дальнейших событий. 4. Планировать свою деятельность. 5.Рационально принимать решения. Принятие решения – основная функция управления. Решения могут быть: организационными (ведущими к изменениям в работе подразделений организации или ее систем управления); волевыми, подкрепленными полномочиями и властью; волевыми, не подкрепленными полномочиями и властью; запрограммированными (жестко связанными с предыдущими решениями); рациональными и нерациональными (рациональное – решение, принятое на основе анализа и прогнозов). 6. Мотивировать персонал 7. Организовывать работу и налаживать руководство 8. Регулировать отношения и разрешать конфликты 10. Формировать организационную культуру и управлять ею Организационная культура – это сложная композиция ценностей, видений, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Часто от организационной культуры зависит будущее организации, ее экономический рост. Это субъективный элемент, который может помогать или усугублять ситуацию в фирме. 10.Вести постоянный учет и контроль Непрерывно контролируя результаты работы организации, можно вовремя принять управленческие решения и стабилизировать ситуацию в случае ее негативного развития. Контроль может быть непрерывным и дискретным во времени. Одновременно с контролем обычно осуществляется учет. Это подведение итогов краткосрочной деятельности, т.е. как бы мгновенный срез процессов и результатов на данный момент времени. 
 

Основные задачи менеджера 
 

1.  Обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка. 
 
2.  Добиться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка. 
 
3.  Разработать и последовательно реализовать программу развития коллектива фирмы, включая его социальные проблемы. 
 
4.  Постоянно оптимальным образом совершенствовать всю работу фирмы на основе применения современных методов управления, заблаговременно готовить нововведения, улучшать в соответствии с изменяющимися требованиями организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива  как единой взаимодействующей системы. 
 
5.  Систематически разрабатывать и внедрять в практику предприятия более совершенные формы бизнеса, проникать в новые его отрасли. 
 
6.  Определять и достигать на практике цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителей. 
 
7.  Уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным элиминировать его воздействие на рыночное положение фирмы. 

Информация о работе Менеджер и его функции