Менеджер в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Менеджер - это человек, профессионально занимающийся
управленческой деятельностью, который повседневно управляет функциями фирмы с целью сохранения её основных пропорций; это также человек, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Целью менеджера является обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. В компании он занимает, по сути, положение человека, нанятого на работу, выполняющего кропотливую и методичную работу, но никак не владельца, как некоторые думают.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Особенности управления и руководства
1.1 Знания и навыки менеджера
1.2 Работа современного менеджера
Глава 2. Менеджер в системе управления
2.1 Сущность деятельности менеджера
2.2 Сущность ролевых функций менеджера
2.3 Уровни управления
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по теории управления!!!!!!!!.docx

— 38.89 Кб (Скачать файл)

Огромный удельный вес в общем  объеме управления занимает организационно-техническая работа менеджера. Эта работа охватывает многие стороны управления. В нее входят: постановка целей и задач, обеспечение ресурсами, организация работы, непосредственные контакты с исполнителями и контроль над их деятельностью, стимулирование труда работников, проектирование новых производственных процессов.

Различают три стадии менеджмента: стратегическое управление, оперативное  управление, контроль. За каждой из них  закреплены определенные виды деятельности.

Стратегическое управление — это выработка цели менеджмента, прогнозирование (научное обоснование будущего состояния и развития организации) и перспективное планирование. Оперативное управление охватывает два вида деятельности: организацию как способ создания необходимой структуры (и нужных ресурсов) и руководство (воздействие на непосредственных исполнителей в созданной структуре).

Контроль включает проверку и анализ результатов на пути достижения цели, неиспользованных резервов производства.

Эффективно работающее предприятие  предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений менеджмента, т. е. взаимосвязь их во времени и  пространстве. Обеспечение прибыльности, а значит эффективности работы всех подразделений предприятия - главная задача менеджмента. Она включает в себя рациональную организацию производственного процесса, развитие технико-технологической базы, эффективное использование живого труда (кадров), обеспечение творческой активности работников.

Уровень прибыльности фирмы в значительной степени определяется рынком, но зависит  также от рационального использования  производственных ресурсов и эффективности  управления. Прибыль является залогом  стабильного функционирования предприятия. Любое предприятие находится  под воздействием ситуации, складывающейся на рынке. Меняется положение конкурирующих  фирм, условия и формы финансирования, соотношение спроса и предложения. Все это определяет долю риска, которая  покрывается прибылью. Менеджмент призван  снизить долю риска не только в  настоящем, но и в будущем периоде. Поэтому менеджеры наделяются правом самостоятельности в принятии решений  в меняющейся обстановке рыночных отношений.

Ориентация предприятия на удовлетворение рыночных потребностей в товарах  и услугах предполагает многообразие видов деятельности менеджеров. Вот  далеко не полный их перечень: новая  техника и технология производства, обеспечение высококвалифицированными кадрами, материальное и моральное  стимулирование труда, улучшение условий  труда, регулирование и координация  деятельности подразделений и служб; планирование деятельности по периодам, стратегическая деятельность, контроль и др. В общем, вся деятельность менеджеров сводится к выполнению общих  функций управления. Своевременность и качество выполнения этих функций реализуется на рынке в виде прибыли.

На управленческие, организационные  и межличностные отношения в  трудовом коллективе оказывают влияние  множество факторов. Это экономические, нравственные, эстетические, административные и многие другие факторы. Формой выражения  этих факторов является информация, которая  становится непосредственным предметом труда менеджера. В конечном счете, информация выражает определенные отношения в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Помимо уже упомянутых выше организаторских  качеств менеджер должен обладать гражданственностью, требовательностью к себе и другим, высоким уровнем общей и управленческой культуры.

Степень развития этих качеств в  человеке служит основой определения  профессиональной пригодности работников к руководящей должности. Практика показывает, что качества, которые  дают возможность руководить совместной деятельностью людей, существуют вне  связи с производственным опытом специалистов и могут быть оценены  заранее. Выделяются следующие организаторские  способности:

Адаптационная мобильность — склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний; инициативность; нетерпимость к косности, консервативным проявлениям; стремление учить других, желание качественных изменений в организации и содержании собственной деятельности; готовность к обоснованному риску; стремление к нововведениям; расширение круга своих полномочий; самообладание, предприимчивость.

Контактность – общительность, экстровертность (направленность на внешний мир и деятельность в нем); интерес к людям; высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, способность располагать к себе людей, видеть себя со стороны, выслушивать, понимать и убеждать людей; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника.

Стрессоустойчивость — интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях; самообладание и трезвость мышления при принятии коллективных решений.

Доминантность — властность; честолюбие; стремление к личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой; готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права; игнорирование авторитетов; самоуважение, соседствующее с высокой самооценкой, завышенным уровнем притязаний; смелость, волевой характер.

Типы общения подразделяются на слабовольный, агрессивный и социально-адекватный. Каждый тип общения реализует соответствующий стиль руководства; слабовольному типу общения соответствует либерально-отстраненный, агрессивному - автократический, социально-адекватному - демократический тип руководства. Наблюдение за поведением руководителя вовремя его постоянных контактов с подчиненными и другими людьми дают возможность оценить присущий ему тип общения и прогнозировать характерный для него стиль управления.

В управлении производством менеджер более важен, чем ученый. Менеджер может быть менее образованным, чем  ученый, но зато он должен обладать таинствами управления как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Качества менеджера, умноженные на научные знания, дают возможность добиться эффективных  результатов в управленческой практике. Изучение основ управления дает возможность  вооружить необходимыми знаниями менеджеров, предпринимателей, бизнесменов - всех тех, кто способен ускорить продвижение  нашей экономики к рыночным отношениям.

Необходимо понять, что управление, менеджмент — это самостоятельная  область знаний, требующая глубокого, вдумчивого и последовательного  освоения. Это не просто отдельная  дисциплина, это междисциплинарная  область знаний, которую многие теоретики  называют "управленческая мысль" и которая сочетает в себе науку и опыт, приумноженные управленческим искусством. В настоящее время на управленческую мысль влияют достижения многих наук. Развитие управления в конце XX в. и осуществляется под воздействие этого влияния для решения главной проблемы — как добиться желаемых результатов путем согласования действий многих людей, производящих материальные блага, оказывающих услуги и использующих многообразные ресурсы.

 

 

 

2.2 Сущность ролевых функций менеджера

 

Работа менеджеров также имеет  много общих характеристик, в  то время как организации, круг обязанностей и ответственности, а также сферы  деятельности могут существенно  различаться. Хотя общие аспекты  управленческой деятельности трудно просматриваются, управленческая деятельность по своей  сути значительно отличается от неуправленческой. Управленческий труд неоднороден. Его характеризует кратковременность, разнообразие и фрагментарность. Так, например, токарь, овладев техникой изготовления какой-либо детали, может длительное время заниматься производством этой детали. Мастер же (менеджер) выполняет 500-600 различных операций вдень, которые характеризуются неоднородностью и разнообразием.

Общей чертой управленческой работы является исполнение роли руководителя. Все менеджеры занимают определенные руководящие должности в управленческой иерархии организации и именно это определяет их служебное поведение (роль), заставляет их вести себя определенным образом. Занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее содержание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль.

Американский теоретик в области  менеджмента Генри Минцберг определил десять ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители в разной степени. Он делит их на три больших класса: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Именно из них, взятых вместе, складывается объем и содержание работы менеджера, какой бы характер ни носила организация, в которой он работает. Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они основаны на его полномочиях в организации и способствуют тому, что к менеджеру стекается множественная информация, обладая которой он, с одной стороны, может выступать в информационной роли, а с другой — в роли центра обработки информации. Выполняя межличностные и информационные роли, менеджер оказывается достаточно подготовленным для выполнения роли, связанной с принятием решений, которая способна оказать прямое влияние на ход производственного процесса и достижение целей организации.

Классификация ролей руководителя по Минцбергу дает представление о той работе, которую выполняет менеджер.

Управленческие роли по Минцбергу

 

Роль

Описание

Характер деятельности

Межличностные роли

Главный руководитель

Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обязанностей правового или социального характера

Церемониалы, действия, связанные  с положением

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию  подчиненных, набор, подготовку работников

Все управленческие действия с участием подчиненных

Связующее звено

Обеспечивает работу саморазвивающейся  сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют  информацию и оказывают услуги

Переписка, участие в совещаниях на стороне, работа с внешними организациями  и лицами

Информационные роли

Приемник информации

Разыскивает и получает разнообразную  информацию (в основном текущую) специализированного  характера, которая используется в  интересах дела; выступает как  нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию

Обработка почты, осуществление контактов, связанных с получением информации (периодические издания, ознакомительные  поездки)

Распространитель информации

Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации, часть  этой информации носит чисто фактический  характер, другая требует анализа  отдельных фактов для формирования политики организации

Рассылка почты по организациям с цепью получения информации. Проведение обзоров, бесед

Представитель

Передает информацию для внешних  пользователей, касающуюся планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли

Участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления, включая передачу информации внешним организациям

Роли по принятию решений

Предприниматель

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты  по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных  проектов

Участие в заседаниях с обсуждением  стратегии, обзоры ситуаций, включение  в разработку проектов совершенствования  деятельности

Устраняющий нарушения

Отвечает за. Корректировку действий, когда организация оказывается  перед необходимостью принятия важных и неожиданных решений

Обсуждение стратегических и текущих  вопросов

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации

Составление графиков, составление  и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах

Ведение переговоров


 

 

1.3 Уровни управления

 

В крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали  и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей  во главе отдельных подразделений (начальники отделов). Вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т. е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления.

Количество уровней управления может быть различным. Множество  уровней еще не определяет эффективность  управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации  и объемами управленческой работы. Иногда же это исторически сложившаяся  структура.

Независимо от количества уровней  управления, всех руководителей делят  на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации: руководителей низового звена, руководителей  среднего звена и руководителей  высшего звена.

Существует параллельное деление  руководителей на три уровня, введенное  американским социологом Талкоттом Парсонсом: технический уровень - соответствует уровню низового звена, управленческий уровень - соответствует уровню руководителей среднего звена, институционный уровень — соответствует уровню высшего звена.

Под институционным уровнем понимается и уровень специальных структур, так называемых институтов, например, государство, акционерное общество и т. п., выполняющих определенные общественные функции.

Руководители низового звена - это младшие начальники. Этот управленческий уровень находится непосредственно над рабочими и другими работниками производства. Они обеспечивают непрерывность производственного процесса и отвечают за использование оборудования, сырья и трудовых ресурсов.

Типичной должностью на этом уровне является мастер, мастер смены, старший  мастер, начальник производственного  участка. Этот уровень руководства  непосредственно соприкасается  с рабочими. Работа здесь характеризуется  большим разнообразием и краткостью задач. Руководители этого звена  затрачивают много времени на общение с подчиненными и мало общаются с вышестоящими руководителями. Работу руководителей низового звена  координируют и контролируют руководители среднего звена. Типичными должностями  этих руководителей являются начальник  смены, сменный инженер, начальник  цеха, начальник отдела, директор филиала. Общие признаки, характеризующие  работу этих руководителей выделить очень трудно. В основном характер работы руководителе этого звена  определяется содержанием работы вверенного ему под разделения. Так, например, работа начальника производственного  отдела на промышленном предприятии  главным образом сводится к координации  и управлению руководителями низового звена. Занимается он также анализом данных о ходе производственного  процесса производительности труда, налаживанием связей между производственными  подразделениями. Руководители среднего уровня выполняют работу по связи  между руководителями низового и  высшего звена. Они аккумулируют информацию о ходе производственного  процесса, отрабатывают и анализируют  ее, придают ей удобную форму для  принятия решений руководителями высшего  звена, 0т70до 90% рабочего времени руководители среднего звена проводят в устном общении. Относительно малочисленную  группу составляют руководители высшего  звена. На производстве - это директор завода, генеральный директор объединения, президент и вице-президент корпорации, на Уровне государства - это министры, в университете - ректор, проректор. Это люди, которые принимают самые  ответственные решения в организации. На этом уровне ценятся личности, которые  своими управленческими качествами могут повлиять на весь облик любой организационной структуры. Руководители высшего звена в течение рабочего дня выполняют огромную по масштабам управленческую работу в напряженном темпе. Они, как правило, живут своей работой. Их рабочий день никогда не кончается. И в домашних условиях их мысли направлены на поиск вариантов повышения эффективности возглавляемой ими организации.

Информация о работе Менеджер в системе управления