Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:04, реферат
Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение поставленных целей предприятия в ходе осуществления им хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Научной базой менеджмента явл. общая теория управления ,теория систем, колич-е и математ-е методы, психология, социология.
1.Менеджмент
как наука и практика
Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение поставленных целей предприятия в ходе осуществления им хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Научной базой менеджмента явл. общая теория управления ,теория систем, колич-е и математ-е методы, психология, социология.
Наука об управлении получила развитие в трудах ученых, однако в реальном управлении самой важной фигурой является руководитель, который должен не только иметь научные знания, но и обладать определенными личными качествами, талантом, опытом. Поэтому менеджмент сформировался как самостоятельная междисциплинарная область знаний, которую принято называть «управленческой мыслью».
Менеджмент явл. междисциплинарной наукой, которая вкл. в себя достижение экономики ,организации, социологии, психологии, педагогики, права, статистики.
Однако и сам менедж-т как наука имеет свои законы, методы и принципы. Практика менеджмента заключается в умении применять выработанные законы, принципы, методы в условиях реальной внешней среды для решения главной задачи, заключающейся в получении желаемых результатов на основе согласованных действий людей при использовании ограниченных ресурсов.
Жизнь организации включает в себя три процесса:
1. получение сырья ресурсов от внешней среды;
2. воздействие на предмет труда и получение готового продукта
Ключевая роль менеджмента заключается в поддержании баланса между этими процессами.
Менеджмент также решает след. задачи в организации.
1.опред отношения в орг-ции.
2.приспосабливает орг-цию к изменениям во внешней среде.
3.формир-т иерархическую стр-
4.способ-т эфек-му ипользов-ю ресурсов.
Исходя из этого роли мен-та в орг-ции сост-т в след.
1.формир-е стр-ры в орг-ции и отношений между подразд-ми и раб-ми.
2.коор-я деят-ти орг-ции.
3.формир-е орг-й культуры.
4.развитие орг-ции.
2. Развитие производительных
сил и управление. Традиционное
управление. Управление в
Изменение отношения к управлению не было неожиданным. По этому поводу Фредерик Тейлор сказал: «искусство научного управления – это эволюция, а не изобретение».
Первой объективной предпосылкой, стимулировавшей интерес к управлению, была промышленная революция Англии. Однако идея о том, что уже само управление может внести существенный вклад в развитие организации, возникло в Америке. Этому способствовали сложившиеся условия бизнеса в начале ХХ века. Одним из таких условий было появление большого рынка рабочей силы, состоявшего из энергичных и трудолюбивых людей, иммигрировавших из Европы и стремившихся улучшить свою судьбу.
Успехи в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений. По мере того как развивались эти области знаний теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации.
В тоже время в мире происходили великие перемены, связанные с научно-техническим прогрессом, массовым внедрением машин в производство.
Опираясь на историю развития общества можно выделить управление:
-традиционное;
-в постиндустриальном
-в информационном обществе.
Традиционное управление характерно для первого этапа развития промышленного производства. На этом этапе отдельные функции были переданы машинам, а человек управлял машинами. Результаты труда зависели от умственных и физических способностей человека. Управление заключалось в объединении отельных работников в группы, формировании трудового коллектива, мотивации труда.
Управление в постиндустриальном обществе. Научно-технический процесс позволил перейти технике на новую ступень, стали широко внедряться автоматические устройства, которые сами управляют производственным процессом. Это потребовало более высокой квалификации работников, а так же была выработана новая теории управления.
Управление в информационном обществе основано на материальной базе, в которой произошли коренные изменения – компьютеризация производства. Компьютеры управляют не только отдельными станками, но и всем производственным процессом. Технический прогресс разрушает замкнутость организаций.
3. Организационно-правовые формы организаций
Согласно Гражданского Кодекса РБ выдел-т след. орган-но- правовые формы орг-й:
Унитарное предприятие: ком. организация не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество может быть закреплено за УП на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. В последнем случае предприятие является казенным. По формам собственности различаю РУП, КУП, ЧУП.
Хозяйственные общества могут создаваться в виде акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью:
Акционерное общество: таковым признается общество, уставной фонд которого разделен на определенное число акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, только в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО участник которого может без согласия остальных членов свободно отчуждать свои акции признается открытым (акции простые), а АО участники которого имеют право отчуждать свои акции только ограниченному кругу лиц, либо при наличии согласия остальных членов общества – закрытым (акции привилегированные).
Общество с ограниченной ответственностью: учрежденное двумя или более лицами общество, уставной фонд которого разделен на доли определенного уставом размера. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью учрежденное двумя и более лицами общество, уставной фонд которого разделен на доли. Участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом в пределах определенных уставом. В случае экономической несостоятельности (банкротства) одного из членов, его обязательства распределяются среди других членов общества пропорционально внесенных ими вкладов.
Хозяйственные товарищества: признаются коммерческие организации с разделенными на доли учредителей уставным фондом. Создаются в виде полного и коммандитного товарищества.
Полное товарищество – это товарищество участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Коммандитное товарищество – это товарищество в котором на ряду с полными товарищами имеются участники, которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не занимаются от имени товарищества предпринимательской деятельностью.
Кооперативы действуют в виде производственных и потребительских кооперативов.
Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц для удовлетворения имущественных и иных потребностей участников путем объединения имущественных паевых взносов.
Производственный кооператив – ком.организация участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам общества в равных долях, если иное не предусмотрено уставом.
4. Коммерческие формы интеграции организаций
В международной практике сложились разнообразные типы интеграции организации.
Интеграции могут быть мягкой и жесткой формы.
Интеграция мягкой формы говорит о том, что у организаций сохраняется хозяйственная самостоятельность и права юридического лица. К таковым относятся:
Ассоциации – объединение организаций для обсуждения общих проблем достижения какой либо некоммерческой цели, в дальнейшем организация действует самостоятельно.
Корпорации – объединения организаций одной отрасли для выполнения единой политики.
Картель – форма сотрудничества близких по профилю организаций согласовывающих объемы производства, рынки сбыта, цены, правила обмена патентами, найма рабочей силы и др.
Интеграция жесткой формы говорит, что у организаций не осталось хозяйственной самостоятельности. К ним относятся:
Синдикат – форма объединения однородных промышленных предприятий созданная с целью сбыта своей продукции через общую сбытовую контору. Организация в этом случае сохраняет свою производственную и юридическую независимость, но ограничена ее коммерческая свобода.
Концерн – это объединение самостоятельных организаций, которые объединяются финансовой общностью, договорами о единстве интересов, обмене патентно-лицензионными правами, а также производственным сотрудничеством. Разделяют горизонтальный (объединение организаций разных отраслей) и вертикальный (объединение организаций одной отрасли).
Трест – объединение организаций при котором они теряют свою юридическую и экономическую самостоятельность и становятся подразделениями треста.
Финансово-промышленная группа – крупные организации объединяются с банками для получения наибольшей прибыли.
5. Внешняя и внутренняя среда организации
Внутр. среда – это совокупность элементов и системы взаимосвязи подразделений субъекта хозяйствования. Основными элементами внутренней среды являются миссия, цели, задачи, структура, технология, люди
Миссия – это наиболее общая цель, представленная в общей форме и четко выражающая основную причину ее существования
Цель определяет направление движения, так как все последующие решения руководства будут направлены на ее достижение. У организации могут быть разнообразные цели. Несмотря на их разнообразие существуют и общие, характерные для всех организаций. Они направлены на: выживание, прибыль, перспективы
Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи тесно связаны с технологией
Технология – средство преобразования сырья (люди, информация или физические материалы) в искомые продукты и услуги» - Чарльз Перроу
Люди – это живые существа, обладающие мышлением, речью, способностью создавать орудия труда и использовать их в процессе общественного производства.
С-ра орг. – это взаимоотнош. уровней упр-я и функц-ых областей, построенные в такой форме, кот. позволяет наиб. эф. достигать целей орг.
Например, по словам Джералда Белла: «Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации».
Каждая орг-ция явл. Открытой системой и всегда взаимосвязана с внешней средой. Из внешней среды орг-ция получает сырье, материаллы, комплек-е, и в тоже время во внешнюю среду поставл. готовую продукцию, услуги.
Основными характеристиками внешней среды являются взаимосвязь факторов, сложность, динамичность и неопределенность.
Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на финансово-хозяйственную деятельность торговой организации. К ним чаще всего относят поставщиков, покупателей, конкурентов, рынок труда.
Покупатели - обслуживаемое население, которое постоянно или временно проживает в зоне деятельности организаций.
Конкуренты – это те субъекты хозяйствования, с которыми торговые организации борются за ресурсы внешней среды.
Рынок труда – фактор определения потенциальных возможностей в обеспечении торговой организации кадрами.
Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на деятельность субъекта хозяйствования. Среди них выделяют:
- ситуационные факторы (отражают эк. ситуацию в республике, мире);
-юридические (законодательные и
нормативно-правовые акты, регламентирующие
деятельность субъекта
-инновационные (технические), формирующие потенциал для ускоренного развития организации;
-социально-культурные, включающие комплекс жизненных ценностей, традиций, обычаев и т.д.
Информация о работе Менеджмент как наука и практика управления людьми