Менеджмент как процесс управления организацией.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 00:59, реферат

Описание работы

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, сельского хозяйства в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, достижений в практической организации экономических процессов.

Содержание работы

1. Введение.
2. Значение, содержание менеджмента. Характеристика его основных видов.
3. Сущность, порядок и принципы проектирования организации.
4. Сущность понятия «организация». Характеристика основных видов организационных структур.
5. Характеристика основных элементов проектирования организации.
6. Контроль как функция управления: сущность, значение, характеристика эффективности.
7. Менеджмент как орган аппарата управления организацией и его характеристика. Понятия об уровнях управления..
8. Заключение. Выводы.
. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как процесс управления организацией.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Менеджмент  как процесс управления организацией.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

     1. Введение.

 2. Значение, содержание менеджмента. Характеристика его основных видов.

     3. Сущность, порядок и принципы проектирования организации.

      4. Сущность понятия «организация». Характеристика основных видов организационных структур.

     5.   Характеристика основных элементов проектирования организации.   

     6. Контроль как функция управления: сущность, значение, характеристика эффективности.

      7.   Менеджмент как орган аппарата управления организацией и его характеристика. Понятия об уровнях управления..

8.    Заключение. Выводы.

  1. . Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В  настоящее  время  трудно  назвать  более  важную  и  многогранную  сферу  деятельности,  чем  управление,  или  менеджмент,  от  которого  в  значительной  мере  зависят  и  эффективность  производства,  и  качество  обслуживания  населения.

В  зарубежных  странах  накоплен  значительный  опыт  управления  в  области  промышленности,  торговли, сельского  хозяйства в результате  непосредственного участия людей в управленческой  деятельности.  Он  обогащается за  счет  знаний  основ  науки  управления, достижений  в практической  организации экономических  процессов.

В  нашей стране  пока  еще  нет значительных  успехов  в теоретическом и практическом  освоении  менеджмента. 

Реорганизовываются  старые  структуры  управления  и  власти  в государственной  экономике,  при  этом  используются  западные  модели  управления. Однако  механическое  перенесение  концепции  управления  из  одной  социальной  среды в другую,  слепое  копирование опыта того  или иного государства  ведет  к  тяжелым  экономическим, социальным  и культурным последствиям. Менеджмент  обусловлен  такими  базисными  факторами,  как  тип  собственности,  форма  государственного  устройства,  степень  развития  рыночных  отношений. 

Правовой основой для  свободы предпринимательства явилась  Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993г., закрепившая многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.

Принципиально новым подходом к  управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов государства.

Свобода экономической деятельности открывает новые возможности  для совершенствования менеджмента  организации (предприятия). Однако в  России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента.

Наука об управлении в России находится  на стадии становления. Существенные отличия  касаются культуры – ценностей и  принципов, которые лежат в основе российского общества. Специфическим является и поведение потребителей. Богатая традиция, созданная государственными деятелями и предпринимателями прошлых веков, еще ждет интеграции в российские представления об управлении.

 

В  данной  работе  рассмотрим,  что  же  такое  менеджмент,  так как это понятие часто начинает  встречаться нам в повседневной  жизни, его сущность и содержание. Рассмотрим менеджмент как науку, как процесс управления организацией, т.е. уделим внимание всем сторонам и особенностям менеджмента.

Значение, содержание менеджмента. Характеристика его основных видов.

 

Менеджмент (англ. Management - управление, заведование, организация) – это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Современный  менеджмент  включает  две  неотъемлемые  части:

  • теорию  руководства;
  • практические  способы  эффективного  управления,  или  искусство  управления.

 

Понятие  “ менеджмент “ прочно  вошло  в  нашу  обыденную  жизнь  и  стало  привычным  для  деловой  жизни.  Однако  необходимо  учитывать,  что  речь  идет  о  новой  философии,  где  действуют  иные  системы  ценностей  и  приоритетов.

В  связи  с  этим  следует подробно  остановиться  на  значении  термина “менеджмент “.  Русское слово “управление “ и английское  слово “менеджмент “ считаются синонимами,  однако  в действительности  их  истинное  содержание  весьма  различается. Употребляя  термин  “менеджмент “,  мы  следуем  установившейся  в  международной  практике  традиции,  согласно  которой  под  ним  подразумевается  вполне  определенный  круг  явлений  и  процессов.  На  самом  деле  термин  “управление “  не  является  удовлетворительным   заместителем  термина  “менеджмент “  потому,  что  в  последнем  случае  речь  идет  лишь  об  одной  из  форм  управления,  а  именно  об  управлении  социально - экономическими  процессами  посредством и в рамках  предпринимательской  структуры,  акционерной  компании.  Причем  адекватной  экономической  основой  менеджмента  является  рыночный  тип  хозяйствования,  осуществляемый  на  базе  индустриальной  организации  производства  или  коммерции.

Таким  образом,  термин  “менеджмент“  употребляется  применительно  к  управлению  хозяйственной  деятельностью,  тогда  как  у  других  целей используются  иные  термины.

В  наших  условиях  следует  употреблять  термины  “ организация “,  “управление  “  и  “ администрирование”. Тем  не  менее,  государственные,  общественные  и  иные  организации  также  должны  использовать  принципы  и  методы  менеджмента,  если  хотят  достичь  своих  целей  при  минимуме  затрат.

С  учетом  изложенного  в  работе  термин  “управление“  в  дальнейшем  будет  употребляться,  с  определенной  степенью  условности,  в  том   же  значении,  что  и  термин  “менеджмент “. Для  того  чтобы  определить  понятие  менеджмента,  важно  уточнить  некоторые  входящие  в  него  положения,  прежде  всего  целевое  содержание. 

           Важнейшей задачей менеджмента является  организация  производства  товаров  и   услуг  с  учетом  спроса  потребителей  на  основе  имеющихся  ресурсов. При  этом  к  задачам  менеджмента  также  относятся:

  • переход  к  использованию  работников,  обладающих  высокой  квалификацией;
  • стимулирование  сотрудников  организации  путем  создания  для  них  соответствующих  условий  труда  и  системы  его  оплаты;
  • определение необходимых ресурсов  и источников  их  обеспечения;
  • разработка  стратегии  развития  организации  и  реализация;
  • определение  конкретных  целей  развития  организации;
  • постоянный  поиск  и  освоение  новых  рынков;
  • выработка   системы  мероприятий  для  достижения  намеченных  целей;
  • осуществление контроля  эффективности деятельности  организации.

Задачи  менеджмента  непрерывно  усложняются  по  мере  роста  масштабов  и  развития  производства  и  коммерции. Выполненные  задачи  и  достигнутые,  намеченные  цели   оцениваются  на  рынке.

 

Развитие  теории  управления, разработка  экономико-математических  методов позволили многие  качественные  решения задач дополнить или заменить  точными количественными оценками   или решениями,  а развитие  средств вычислительной  техники и коммуникаций  способствовало повышению эффективности  управления.  Многие  задачи,  которые  ранее  не  могли  решаться  в  реальном  или  допустимом  масштабе  времени  из-за  трудоемкости  расчетов,  стали  повседневной  реальностью.

Менеджмент  пронизывает  всю  организацию, затрагивает  практически  все  сферы  ее  деятельности. Однако  при  всем  многообразии  взаимодействия менеджмента  и  организации  можно  достаточно  четко  определить  границы  деятельности,  которая  составляет  содержание менеджмента,  а  также  выделить  его отдельные  виды.

Производственный  менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности   выпускаемого  товара  на  конкурентном  рынке.  Она включает  вопросы построения  производственных  и организационных структур,  выбора  организационно – правовой  формы  управления  производством,  сбыта  и  фирменного  обслуживания  товара.

Финансовый менеджмент  - это комплексная система устойчивости,  надежности  и эффективности управления  финансами.  Она  включает  формирование  и  планирование  финансовых  показателей  с  соблюдением  научных  подходов   и  принципов менеджмента,  баланса  доходов  и  расходов,  показателей  эффективности  использования  ресурсов,  рентабельности  работы  и   товаров.

Инновационный менеджмент - это комплексная система управления  инвестициями,  вкладываемыми собственниками  в развитие  всех  видов инноваций.  Она включает  построение  организационных структур,  выбор направлений инноваций,  оптимизацию инвестиций,  разные  аспекты  управления  персоналом.

 

Помимо  приведенных  видов  специального  менеджмента  в  настоящее  время  разрабатываются  другие  виды:

  • менеджмент  социальной  сферы;
  • банковский менеджмент;
  • налоговый менеджмент;
  • организационный менеджмент;
  • международный менеджмент;
  • и  др.

 

Сущность, порядок  и принципы проектирования организации.

 

К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

      1. Организационная  структура должна прежде всего  отражать цели и задачи организации,  а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

      2. Следует предусматривать  оптимальное разделение труда  между органами управления и  отдельными работниками, обеспечивающее  творческий характер работы и  нормальную нагрузку, а также  надлежащую специализацию.

      3. Формирование структуры  управления надлежит связывать  с определением полномочий и  ответственности каждого работника  и органа управления, с установлением  системы вертикальных и горизонтальных  связей между ними.

   4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

      5. Организационная  структура призвана быть адекватной  социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) организационной  структуры множества различных факторов воздействия на ОСУ.

Главный фактор, "задающий" возможные  контуры и параметры структуры  управления, - сама организация. Известно, что организации различаются  по многим критериям. Большое разнообразие организаций  предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что организационная структура крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.

Важно обратить внимание на сопряжение организационной структура с  фазами жизненного цикла организации, о чем, к сожалению, нередко забывают проектанты и специалисты, решающие задачу совершенствования управленческих структур. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации организационная структура или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания, приспосабливающая структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится).

Информация о работе Менеджмент как процесс управления организацией.