Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:54, курсовая работа
Основная цель исследования состоит в изучении места и роли менеджмента в системе рыночных отношений и деятельности предприятий.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию и сущности современного менеджмента.
2. Рассмотреть основные черты менеджмента как особого вида профессиональной деятельности.
3. Проанализировать функции и принципы менеджмента.
4. Провести анализ качества и эффективности менеджмента.
Общую эффективность организации необходимо рассматривать в композиции двух составляющих:
• эффективность с точки зрения
использования внешних
• эффективность с точки зрения использования ее внутренних возможностей (внутренняя эффективность).
Исходя из этого провести можно
провести демаркационную линию между
«сферами влияния» маркетинга как целостной
системы организации и управлен
Повышение внешней эффективности должна находить свое выражение в своевременном удовлетворении запросов рынка путем предоставления потребителям нужных товаров и услуг, — это поле деятельности «классического» маркетинга.
Повышение внутренней эффективности — это оптимальное использование внутренних возможностей организации в целях производства высококачественных товаров и услуг по низкой себестоимости, — целиком и полностью вотчина «классического» менеджмента.
Оценка внутренней эффективности (менеджмента организации)— один из сложнейших разделов экономической теории, что обусловлено тремя обстоятельствами: — результаты работы аппарата управления проявляются в результатах деятельности всего коллектива предприятия;
— существуют определенные трудности как в оценке результатов управления, так и в учете затрат, связанных с достижением этих результатов;
— оказывает влияние временной фактор: результат может быть как сиюминутный (по оперативным решениям), так и развернутый во времени (по стратегическим решениям).
Направления повышения
Конкретными направлениями, способствующими повышению эффективности управления, являются:
— четкое распределение функций на всех уровнях (федеральном, региональном, местном и внутрифирменном) и звеньях управления;
— структурные изменения в сфере управления, оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий, проведение эффективной реструктуризации предприятий, использование современных "плоских" организационных структур;
— инвестирование средств в человеческий капитал (совершенствование кадровой политики и кадровой работы на предприятиях, использование разнообразных современных форм мотивации труда работников);
— комплексное и эффективное
использование различных методов
управления (экономических, социально-психологических),
административных (организационно-
— внедрение современных
— совершенствование нормативно-
В результате проведённого исследования по теме: «Менеджмент как тип управления» можно сделать ряд выводов:
1. Менеджмент представляет собой
управленческие отношения (
2. Менеджмент - это
а) вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;
б) процесс оптимизации
в) искусство получения работы (достижение целей сделанной посредством других), умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Менеджмент можно представить в виде формулы: МЕНЕДЖМЕНТ = ИСКУССТВО + ОПЫТ + ОБУЧЕНИЕ.
3. Отечественной теорией и практикой разработаны приемы оценки эффективности управления на качественном и количественном уровнях. Для оценки эффективности на качественном уровне используются различные обобщающие показатели. Например: на уровне предприятия — прибыль.
Один из приемов оценки эффективности управленческой деятельности на количественном уровне предполагает использование понятий: эффективность в широком смысле, под которой понимаются результаты, достигнутые деятельностью трудового коллектива в целом, включая аппарат управления; эффективность в узком смысле — как результаты работы собственно работников аппарата управления.
Приложение 1
Рис. 1. Место процесса управления в организации
приложение 2
Таблица 1
Схема управления производством
Проведение НИОКР |
Обеспечение развития производства |
Обеспечение сбыта |
Организационные структуры управления производством |
1. Разработка научно-технической политики фирмы
2. Разработка и внедрение новой продукции 3. Организация научно-технической деятельности |
1. Разработка и обеспечение политики по важнейшим направлениям производственной деятельности фирмы 2.Развитие технологии производства
3. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами 4. Повышение качества и конкурентоспособности продукции 5. Повышение производительности труда |
1.Разработка сбытовой политики
2. Выбор каналов и методов сбыта 3. Организация сбыта |
1. Функциональная
2. Линейно- функциональная
3. Проблемно-целевое управление
4. Матричная структура
5.Программно-целевое управление |
приложение 3
Таблица 2
Схема управления персоналом
Разработка и проведение кадровой политики |
Оплата и стимулирование труда |
Групповое управление работников, взаимоотношения в коллективе, с профсоюзами |
Социально- психологические аспекты управления |
1. Принципы подбора и расстановки персонала
. Условия найма и увольнения 3. Обучение и повышение квалификации 4. Оценка персонала и его деятельности |
1. Формы оплаты труда
2. Пути повышения производительности труда 3. Поощрительные системы оплаты труда |
1. Вовлечение работников в управление на низовом уровне 2. Рабочие бригады и их функции 3. Взаимоотношения в коллективе
4. Взаимоотношения с профсоюзами |
1. Мотивация труда работников и творческая инициатива 2.Организационная культура фирмы 3. Влияние управления персоналом на деятельность фирмы |
1 Юкаева В. С. Менеджмент. Учебное пособие. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2004 - с. 12
2 Вершигора Е. Е. Менеджмент. Учебное пособие. 2-е изд, перер. и доп. — М.: Инфра-М, 2001-с. 23
3 Немкович Е.Г., Курило А.Е. Менеджмент малого и среднего бизнеса. — М. Юнити, 1999 – с. 45
4 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. — М.: Экономистъ, 2003 – с. 21-22
5 Курс менеджмента. // под ред. Д. Д. Вачугова. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. – с. 28-30
6 Вершигора Е. Е. Указ. соч. с. 32-33
7 Юкаева В. С. Указ.соч. – с. 28-29
8 Менеджмент. //Под ред. проф. А. С. Пелиха. — М. Изд. центр «МарТ», 2003 –с. 59-61
9 Уткин Э.А. Антикризисное управление. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000 – с. 125
10 Курс менеджмента. // под ред. Д. Д. Вачугова. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. – с. 344
11 Албастова Л. И. Технология эффективного менеджмента. — М. Центр, 1998. — 236с.