Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:57, контрольная работа
Цель настоящей контрольной работы – закрепить знания в области менеджмента, изучив следующие вопросы.
Введение 3
Менеджмент как тип рыночного управления. 5
Классификация общих функций управления, их содержание 8
Задача 13
Тест 14
Список использованной литературы 15
Содержание
Понятия «управление», «менеджмент» известны сегодня практически каждому образованному человеку. Их значимость особенно ясно была осознанна в 20-30-е гг. ХХ века. Управленческая деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину. Сегодня очевиден тот факт, что высокий уровень развития современного мира, по большей части, объясняется успешными методами управления. В любой сфере требуются компетентные управляющие, их социальный слой превратился в весьма влиятельную общественную силу, а профессиональная деятельность часто является наиболее важным ключом к успеху.
Грамотное, квалифицированное управление (менеджмент) — это основа успешной работы предприятий. Поэтому интерес к нему стремительно растет. В настоящее время большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам менеджмента, его становлению и развитию.
Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.
Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.
Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента — особого вида экономической деятельности.
Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
Функции управления занимают определяющее место в теории менеджмента. Они непосредственно влияют на формирование структуры аппарата управления фирм, позволяют выявить наиболее трудоемкие участки управленческой деятельности для последующей их автоматизации и механизации. Для реализации функции формируется информационная база управления, совершенствуются методы выполнения управленческой работы, выявляется профессиональный уровень работников.
Цель настоящей контрольной работы – закрепить знания в области менеджмента, изучив следующие вопросы.
Менеджмент (англ. management – управление, заведование, организация) – это практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности деятельности и увеличения прибыли; теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления; в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.
Понятие «менеджмент» прочно
вошло в нашу обыденную жизнь
и стало привычным для
Термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других целей используются иные термины, например: government administration – государственное управление и public administration – общественное управление. В наших условиях следует употреблять термины «организация», «управление» и «администрирование». Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.
Специфика менеджмента, как
особого типа управления, рассчитанного
на рыночную систему хозяйствования,
заключается в следующих
Развитие рыночной
экономики невозможной без
Процесс управления (менеджмента) невозможен без временных и ресурсных затрат, которые в силу их ограниченности определяют требования по эффективному распределению и использованию, что в свою очередь обуславливает взаимозависимость и взаимосвязанность функций управления. Поэтому проблемы менеджмента невозможно решить без постановки правильных задач и правильного планирования реализации ресурсов. Примерами такой реализации могут служить коммуникационные процессы, приводящие к принятию управленческих решений, решение производственных и технологических процессов, эффективное вложение в процессы самых различных закупок и многое другое.
Сегодня развитие рыночной экономики требует, прежде всего теоретических обоснований и умения реализовывать их на практике, поэтому менеджмент стал целой наукой, наукой по управлению. Хотя во всем мире процессы формирования менеджмента в область отдельных знаний, формирование науки о менеджменте началось уже достаточно давно. В конце девятнадцатого века менеджмент представлял собой некую общность, в которую входили эмпирические знания, аккумулирующие разнообразные опыты и теоретические сведения по управленческой деятельности. Это стало возможным в результате накопления таковых знаний в результате много летней практики, которую необходимо было обобщить и систематизировать в вид определенного подхода, принципа и метода, способного раскрыть и смоделировать тот или иной аспект деятельности управленца. В разное время менеджмент основными задачами мог ставить совершенно разные – начало двадцатого века задало цель в повышении производительности, конец того же двадцатого столетия стал переломным в смысле гибкости и адаптации к постоянному видоизменению среды.
Таким образом, менеджмент расширялся и специализировался, появились отдельные отрасли по научному управлению, администрированию, управлению и построению человеческих отношений и так далее. В дальнейшем специализации развивались по процессному, системному, ситуационному подходу, узкая специализация сегодня стала определяющей.
«Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу».
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы. Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, которые направлены на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале ХХ века выделил пять исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.
В течение ХХ столетия содержание функций и название некоторых претерпело существенные изменения в сравнении с теми, которые приведены в работах А. Файоля, думаю, это обусловлено изменениями в экономике и социальной структуре общества.
Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции):
По содержанию управленческой деятельности:
По масштабу времени:
По этапам процесса управления:
По факторам производственного процесса:
По этапам производственного процесса:
По объекту управления:
Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.
Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами.
Основными функциями менеджмента являются:
- планирование
- организация
- контроль
- мотивация (координация)
- стимулирование (активизация)
Планирование. С помощью этой функции определяются
цели деятельности организации, средства
и наиболее эффективные методы для достижения
этих целей. Важным элементом этой функции
являются прогнозы возможных направлений
развития и стратегические планы. На этом
этапе фирма должна определить, каких
реальных результатов она может добиться,
оценить свои сильные и слабые стороны,
а также состояние внешней среды (экономические
условия в данной стране, правительственные
акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих
организаций, предпочтения потребителей,
общественные взгляды, развитие технологий).
Организация. Эта функция управления формирует
структуру организации и обеспечивает
ее всем необходимым (персонал, средства
производства, денежные средства, материалы
и т.д.). То есть на этом этапе создаются
условия для достижения целей организации.
Хорошая организация работы персонала
позволяет добиться более эффективных
результатов.
Мотивация - это
процесс побуждения других людей к деятельности
для достижения целей организации. Выполняя
эту функцию, руководитель осуществляет
материальное и моральное стимулирование
работников, и создает наиболее благоприятные
условия для проявления их способностей
и профессионального "роста". При
хорошей мотивации персонал организации
выполняет свои обязанности в соответствии
с целями этой организации и ее планами.
Процесс мотивации предполагает создание
для работников возможности удовлетворения
их потребностей, при условии надлежащего
выполнении ими своих обязанностей. Прежде,
чем мотивировать персонал на более эффективную
работу, руководитель должен выяснить
реальные потребности своих работников.
Координация - это функция, призванная обеспечивать согласованность и взаимосвязь между элементами системы управления организацией, бесперебойность и непрерывность процесса управления. Главная задача координации - обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех подразделений и звеньев организации (по горизонтали и вертикали) путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов.