Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:47, контрольная работа
Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.
Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненным, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.
1. Менеджмент:
основные понятия,цели и
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
- ориентацию фирмы
на спрос и потребности рынка,
на запросы конкретных
- постоянное стремление
к повышению эффективности
- хозяйственную
- постоянную корректировку
целей и программ в
- конечный результат
деятельности фирмы или ее
хозяйственно самостоятельных
- необходимость использования
современной информационной
Термин «менеджмент» американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Его заменил термин «управление». Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности, разным сферам деятельности, органам управления. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении некоммерческих организаций.
Характерные для менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты.
Содержание экономического
аспекта составляет управление
процессом производства, в ходе
которого достигается координац
Социально-психологические
аспекты характеризуют
Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антимонопольное законодательство, налоговую политику и др.
Организационно-технический аспект менеджмента включает оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль над действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждений людей, осуществляющих эту работу.
Выделяют три наиболее важных принципа менеджмента:
оптимального сочетания
централизации и
сочетание прав, обязанностей и ответственности (принцип единства команды);
демократизации управлении.
Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.
Стратегическое управление
включает: выработку цели менеджмента;
прогнозирование как
Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер, которая подразделяется на: организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов; руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры.
Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления.
Эффективный менеджмент
предполагает единство всех
КОНЕЧНОЙ ЦЕЛЬЮ МЕНЕДЖМЕНТА является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Прибыльность фирмы
свидетельствует об
Менеджмент призван создавать условия успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении конкурентов на рынке, в условиях и формах функционирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. ЦЕЛЬЮ МЕНЕДЖМЕНТАв этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и будущем, для чего требуется наличие определенных резервных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
ВАЖНЕЙШЕЙ ЦЕЛЬЮ МЕНЕДЖМЕНТА является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. В связи с этим в задачи менеджмента входит:
обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
стимулирование работы
сотрудников фирмы путем
постоянный контроль над эффективностью деятельности фирмы и координации работы всех подразделений фирмы;
постоянный поиск и освоение новых рынков;
определение конкретных целей развития фирмы;
выявление приоритетности
целей, их очередности и
выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на различные временные периоды;
определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
установление контроля над выполнением поставленных задач.
В фирмах для профессионального
руководства и управления бизнесом
используются наемные специалисты
с управленческими
Менеджер в современном понимании – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в современных условиях. Термин «менеджер» имеет широкое распространение и употребляется применительно к:
организатору конкретных
видов работ в рамках отдельных
подразделений или программно-
руководителю организации в целом или его подразделений;
руководителю по отношению к подчиненным;
администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.
К менеджеру любого уровня предъявляются следующие требования:
1) наличие общих знаний в области управления организацией;
2) компетентность в
вопросах технологии
3) владение не только
навыками администрирования,
4) принятие обоснованных
и компетентных решений на
основе согласования с
5) наличие практического
опыта и знаний в области
анализа экономической
6) умение анализировать
деятельность и действия фирм-
7) умение предвидеть
тенденции развития
8) наконец, важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми.
Таким образом, деятельность менеджера должна быть направлена на:
создание у рабочего уверенности в завтрашнем дне, в том, что он не останется без работы;
- установление отношений взаимопонимания между предпринимателями и рабочими;
- установление на работе нормальных индивидуальных и групповых отношений.
Менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства.