Менеджмент: основные понятия,цели и задачи. Роль менеджера в подготовке руководителей и специалистов. Необходимость управления в организ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.
Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненным, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.

Файлы: 1 файл

контрольная по менеджменту.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

1. Менеджмент: основные понятия,цели и задачи. Роль менеджера в подготовке  руководителей и специалистов. Необходимость  управления в организации.

 

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

- ориентацию фирмы  на спрос и потребности рынка,  на запросы конкретных потребителей  и организацию производства тех  видов продукции, которые пользуются  спросом и могут принести фирме  намечаемую прибыль;

- постоянное стремление  к повышению эффективности производства  с меньшими затратами получение  оптимальных ресурсов;

- хозяйственную самостоятельность,  обеспечивающую свободу принятия  решений тем, кто несет ответственность  за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

- постоянную корректировку  целей и программ в зависимости  от состояния рынка;

- конечный результат  деятельности фирмы или ее  хозяйственно самостоятельных подразделений  выявляется на рынке в процессе  обмена;

- необходимость использования  современной информационной базы  с  компьютерной техникой для  многовариантных расчетов при  принятии обоснованных и оптимальных  решений.

 Термин «менеджмент»  американского происхождения и  не переводится на другой язык  дословно. Его заменил термин «управление». Термин  «менеджмент»  по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности, разным сферам деятельности, органам управления. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении некоммерческих организаций.

Характерные для менеджмента  черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический  аспекты.

 Содержание экономического  аспекта составляет управление  процессом производства, в ходе  которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологические  аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации  и руководству усилиями всего  персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненным, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.

Правовой аспект менеджмента  отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса, включающее  антимонопольное законодательство, налоговую политику и др.

Организационно-технический  аспект менеджмента включает оценку ситуации и систематический отбор  целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль над действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждений людей, осуществляющих эту работу.

 Выделяют три наиболее важных принципа менеджмента:

оптимального сочетания  централизации и децентрализации  в управлении;

сочетание прав, обязанностей и ответственности (принцип единства команды);

демократизации управлении.

Менеджмент в зависимости  от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.

Стратегическое управление включает: выработку цели менеджмента; прогнозирование как предвидение  результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов; перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.

Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер, которая подразделяется на: организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов; руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры.

Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления.

 Эффективный менеджмент  предполагает единство всех видов  и стадий процесса управления  как единство экономического, организационно-технического  и социально-психологического аспектов  управления.

КОНЕЧНОЙ ЦЕЛЬЮ МЕНЕДЖМЕНТА  является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

 Прибыльность фирмы  свидетельствует об эффективности  ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации  затрат (расходов на сырье, материалы,  энергию, оплату труда, финансирование) и максимизацию доходов от  результатов производства – выпуска продукции и услуг.

Менеджмент призван  создавать условия успешного  функционирования фирмы исходя из того,  что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом  ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении конкурентов на рынке, в условиях и формах функционирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. ЦЕЛЬЮ МЕНЕДЖМЕНТАв этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и будущем, для чего требуется наличие определенных резервных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

ВАЖНЕЙШЕЙ ЦЕЛЬЮ МЕНЕДЖМЕНТА  является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. В связи с этим в задачи менеджмента входит:

обеспечение автоматизации  производства и переход к использованию  работников, обладающих высокой квалификацией;

стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда  и установления более высокой  заработной платы;

постоянный контроль над эффективностью деятельности фирмы  и координации работы всех подразделений  фирмы;

постоянный поиск и  освоение новых рынков;

определение конкретных целей развития фирмы;

выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

выработка системы мероприятий  для решения намеченных проблем  на различные временные периоды;

определение необходимых  ресурсов и источников их обеспечения;

установление контроля над выполнением поставленных задач.

В фирмах для профессионального  руководства и управления бизнесом используются наемные специалисты  с управленческими способностями – люди с необходимыми знаниями, опытом и умением – менеджеры.

Менеджер в современном  понимании – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в современных условиях. Термин «менеджер» имеет широкое распространение и употребляется применительно к:

организатору конкретных видов работ в рамках отдельных  подразделений или программно-целевых  групп;

руководителю организации  в целом или его подразделений;

руководителю по отношению  к подчиненным;

администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

 

К менеджеру любого уровня предъявляются следующие  требования:

1) наличие общих знаний в области управления организацией;

2) компетентность в  вопросах технологии производства  в той отрасли, к которой  относится фирма по виду и  характеру своей деятельности;

3) владение не только  навыками администрирования, но  и предпринимательства, умение  владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

4) принятие обоснованных  и компетентных решений на  основе согласования с нижестоящими  руководителями и работниками  и распределение участия каждого в их исполнении;

5) наличие практического  опыта и знаний в области  анализа экономической ситуации  на основных рынках или их  сегментах, на которых уже работает  или намеревается работать;

6) умение анализировать  деятельность и действия фирм-конкурентов;

7) умение предвидеть  тенденции развития хозяйственной  конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования  экономики в своей стране и  в других странах, на рынках  которых фирма стремится усилить  либо удержать свои позиции;

8) наконец, важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми.

 Таким образом,  деятельность менеджера должна  быть направлена на:

создание у рабочего уверенности в завтрашнем дне, в  том, что он  не останется без  работы;

- установление отношений взаимопонимания между предпринимателями и рабочими;

- установление на работе нормальных индивидуальных и групповых отношений.

Менеджер представляет собой тип профессионального  работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства.


Информация о работе Менеджмент: основные понятия,цели и задачи. Роль менеджера в подготовке руководителей и специалистов. Необходимость управления в организ