Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 13:34, реферат
Собственное производство контролируется инженерами и технологами, финансы - финансовыми менеджерами, бухгалтерами и аудиторами, персонал - специалистами по кадровым вопросам, сбыт - специалистами по продаже, маркетологами. Для того чтобы предприятие функционировало как единое целое, необходимо наладить сотрудничество всех руководителей отдельных подразделений, подчинив их деятельность главной цели предприятия.
Содержание управления любой организацией заключается в исполнении таких функций: анализ; планирование; организации деятельности; мотивация; контроль. [7, стр. 59]
Все упомянутые элементы управления связаны между собой и, обычно, реализуются в определенной последовательности. Дадим краткую характеристику каждому из элементов и некоторые, особо отличающиеся, рассмотрим на примере туристического предприятия.
1 Менеджмент предпринимательской деятельности:
сущность и понятие
Предпринимательство - начинание бизнеса, нахождения и сочетания необходимых ресурсов, максимизации прибыли, финансирования деятельности, - предусматривает еще два важных умения. Это управление предприятием, прежде всего - коллективом людей, и организация.
При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием.[7, стр.38]
Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).
Например, мы говорим: «менеджмент предприятия» или «управление предприятием», но только «управление автомобилем».
Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.
Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: «Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организация деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.
Управление можно разложить на следующие элементы:
Для каждого из рассмотренных элементов необходимы специальные знания, а функции управления выполняются работниками определенной квалификации.
Собственное производство контролируется инженерами и технологами, финансы - финансовыми менеджерами, бухгалтерами и аудиторами, персонал - специалистами по кадровым вопросам, сбыт - специалистами по продаже, маркетологами. Для того чтобы предприятие функционировало как единое целое, необходимо наладить сотрудничество всех руководителей отдельных подразделений, подчинив их деятельность главной цели предприятия.
Содержание управления любой организацией заключается в исполнении таких функций: анализ; планирование; организации деятельности; мотивация; контроль. [7, стр. 59]
Все упомянутые элементы управления связаны между собой и, обычно, реализуются в определенной последовательности. Дадим краткую характеристику каждому из элементов и некоторые, особо отличающиеся, рассмотрим на примере туристического предприятия.
Анализ - это оценка состояния предприятия и его сравнения с состоянием предприятий-конкурентов, определения изменений, которые состоялись на протяжении определенного периода: месяца, квартала, года и т.д. Для оценки используются разные показатели: производительность труда, выручка от реализации, расходы на единицу созданной продукции, прибыль, рентабельность и др. В процессе анализа определяются те факторы, которые влияют на изменение упомянутых показателей.
Планирование - это определение целей последующего развития предприятия, которые воплощаются в конкретных результатах. Основной формой планирования, как составляющей управления, является бизнес-план, без которого не должно создаваться ни одно предприятие (на практике бывает иначе), не должен начинается ни один проект. Бизнес-план - необходимое условие участия в конкурсах на получение определенных заказов, банковского кредита, привлечения средств инвесторов.
Планирование в туризме
Управление системой туризма должно базироваться на стратегическом (спроецированном в будущее) видении и предвидении. На основе видения (своего рода «рисунков», которые показывают нас в будущем), являющегося ведущей идеей менеджмента, разрабатывается политика туристской фирмы, которая представляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры.
Планирование – это один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой туристской структуры, а также методы их достижения. В одних случаях фирма прекращает свое существование после достижения поставленных целей, в других ставятся новые, более значимые цели. Это указывает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового действия. Это непрерывный процесс (одна из стадий процесса управления) изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов.
Формирование политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде ведущего туристского образа. Ведущий образ содержит в себе долгосрочные цели, философию, политику (принципы взаимоотношений с различными заинтересованными группами), культуру предприятия и его законодательные права.
Применительно к конкретному туристскому региону речь должна идти, прежде всего, о его конкурентоспособности. Конкретно функция планирования включает в себя следующие виды работ:
Результатом планирования как функции менеджмента может быть туристский образ региона. [4, стр. 78]
Таким образом, под планированием деятельности туристского предприятия следует понимать систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов, формирования, управления и развития предприятия.
Организация представляет собой процесс координации действий отдельных подразделений и работников предприятия.
Организация предусматривает:
В любом плане, составленном в туристской фирме, всегда присутствует организационный этап, т.е. этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Речь идет о создании структуры фирмы и обеспечении ее всем необходимым для решения задач, определенных на первом этапе процесса управления – этапе планирования.
На примере организации работы туроператоров можно более наглядно представить себе организационную функцию управления туризмом. Так, туроператор решает производственную, торговую, информационную задачи, задачу освоения новых регионов и др. По каждой из них менеджер распределяет обязанности и устанавливает ответственность, т.е. речь идет об установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных фирмой целей.
Как уже отмечалось, важная цель планирования – это решить проблему неопределенности. Потребность в приспособлении к переменам – один из факторов, придающих планированию такое значение. Тем не менее, каким бы важным не было планирование, это только начало. Туристская фирма, имеющая много разных планов и не имеющая цельной схемы (структуры) претворения их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функция планирования и организационная функция тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация как бы объединяются.
Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации (организует структуру системы, создает аппарат, который будет «играть» на сцене), а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди. Речь идет о привнесении человеческого фактора в нечто имеющееся на бумаге (план), в нечто неодушевленное.
Поскольку функция организации состоит в сведении воедино всех специалистов турфирмы, задача в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность каждого из них. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера турпредприятия, его целей, технологии и персонала. Существует ряд элементов, которые необходимо структурировать для того, чтобы турфирма смогла выполнить свои планы и тем самым достичь своей цели. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения организационной функции:
Относительно последнего принципа можно рассуждать по-разному. Нелегко определить идеальное число сотрудников, которыми должен руководить один менеджер. В реальной жизни это число сильно варьируется от организации к организации, от одного управленческого уровня к другому. Так, высшие руководители управляют не более чем десятью подчиненными, тогда как руководители низшего уровня управления могут контролировать гораздо большее число сотрудников.
В связи с этим можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости (количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер), – время и частоту, т.е. сколько времени менеджеру нужно проводить с каждым сотрудником и как часто это делать. Естественно, что этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс. [4, стр. 85]
Мотивация - это процесс создания заинтересованности работников в достижении тех целей, которые определены предприятием. Искусство руководителей всех уровней заключается в создании особенных условий, которые стимулируют каждого члена коллектива предприятия. Чтобы стимулировать работников, необходимо знать потребности, интересы и возможности (способности) каждого из них. Если, например, для одного работника основная цель – это получение большего заработка, то для другого – карьерное продвижение по служебной лестнице или возможность совмещать работу с учебой.
Различают четыре основных вида стимулов:
Каждая из рассмотренных форм стимулирования имеет преимущества и ограничения. Потому наилучшая мотивация создается при их целесообразном сочетании.
Контроль - это сравнение нормативных (признанных как образец) и фактических показателей деятельности. В современном менеджменте контроль рассматривают как непрерывный процесс. Он направлен на проверку качества на всех этапах деятельности предприятия.
Информация о работе Менеджмент предпринимательской деятельности: сущность и понятие