Менеджмент предпринимательской деятельности: сущность и понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 13:34, реферат

Описание работы

Собственное производство контролируется инженерами и технологами, финансы - финансовыми менеджерами, бухгалтерами и аудиторами, персонал - специалистами по кадровым вопросам, сбыт - специалистами по продаже, маркетологами. Для того чтобы предприятие функционировало как единое целое, необходимо наладить сотрудничество всех руководителей отдельных подразделений, подчинив их деятельность главной цели предприятия.
Содержание управления любой организацией заключается в исполнении таких функций: анализ; планирование; организации деятельности; мотивация; контроль. [7, стр. 59]
Все упомянутые элементы управления связаны между собой и, обычно, реализуются в определенной последовательности. Дадим краткую характеристику каждому из элементов и некоторые, особо отличающиеся, рассмотрим на примере туристического предприятия.

Файлы: 1 файл

3_1 Менеджмент предпринимательской деятельности.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

1 Менеджмент предпринимательской деятельности:

сущность и понятие

 

Предпринимательство - начинание бизнеса, нахождения и сочетания необходимых ресурсов, максимизации прибыли, финансирования деятельности, - предусматривает еще два важных умения. Это управление предприятием, прежде всего - коллективом людей, и организация.

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием.[7, стр.38]

Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Например, мы говорим: «менеджмент предприятия» или «управление предприятием», но только «управление автомобилем».

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

  1. рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
  2. гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:
  • ориентации на человеческий фактор,
  • высокого профессионализма,
  • творчества менеджера.

Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.

Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: «Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организация деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.

Управление можно разложить на следующие элементы:

  • управление производством;
  • управление финансами;
  • управление персоналом;
  • управление сбытом продукции (услуг).

Для каждого из рассмотренных элементов необходимы специальные знания, а функции управления выполняются работниками определенной квалификации.

Собственное производство контролируется инженерами и технологами, финансы - финансовыми менеджерами, бухгалтерами и аудиторами, персонал - специалистами по кадровым вопросам, сбыт - специалистами по продаже, маркетологами. Для того чтобы предприятие функционировало как единое целое, необходимо наладить сотрудничество всех руководителей отдельных подразделений, подчинив их деятельность главной цели предприятия.

Содержание управления любой организацией заключается в исполнении таких функций: анализ; планирование; организации деятельности; мотивация; контроль. [7, стр. 59]

Все упомянутые элементы управления связаны между собой и, обычно, реализуются в определенной последовательности. Дадим краткую характеристику каждому из элементов и некоторые, особо отличающиеся, рассмотрим на примере туристического предприятия.

Анализ - это оценка состояния предприятия и его сравнения с состоянием предприятий-конкурентов, определения изменений, которые состоялись на протяжении определенного периода: месяца, квартала, года и т.д. Для оценки используются разные показатели: производительность труда, выручка от реализации, расходы на единицу созданной продукции, прибыль, рентабельность и др. В процессе анализа определяются те факторы, которые влияют на изменение упомянутых показателей.

Планирование - это определение целей последующего развития предприятия, которые воплощаются в конкретных результатах. Основной формой планирования, как составляющей управления, является бизнес-план, без которого не должно создаваться ни одно предприятие (на практике бывает иначе), не должен начинается ни один проект. Бизнес-план - необходимое условие участия в конкурсах на получение определенных заказов, банковского кредита, привлечения средств инвесторов.

Планирование в туризме

Управление системой туризма должно базироваться на стратегическом (спроецированном в будущее) видении и предвидении. На основе видения (своего рода «рисунков», которые показывают нас в будущем), являющегося ведущей идеей менеджмента, разрабатывается политика туристской фирмы, которая представляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры.

Планирование – это один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой туристской структуры, а также методы их достижения. В одних случаях фирма прекращает свое существование после достижения поставленных целей, в других ставятся новые, более значимые цели. Это указывает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового действия. Это непрерывный процесс (одна из стадий процесса управления) изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов.

Формирование политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде ведущего туристского образа. Ведущий образ содержит в себе долгосрочные цели, философию, политику (принципы взаимоотношений с  различными заинтересованными группами), культуру предприятия и его законодательные права.

Применительно к конкретному туристскому региону речь должна идти, прежде всего, о его конкурентоспособности. Конкретно функция планирования включает в себя следующие виды работ:

  • участие в разработке устанавливаемых управлениями туризма целей
  • развития региона;
  • текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, прямые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль);
  • разработку стратегии конкурентоспособности региона, его особой позиции;
  • претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности региона – прежде всего, оказание консультаций туристским предприятиям, проведение инновационного менеджмента.

Результатом планирования как функции менеджмента может быть туристский образ региона. [4, стр. 78]

Таким образом, под планированием деятельности туристского предприятия следует понимать систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов, формирования, управления и развития предприятия.

Организация представляет собой процесс координации действий отдельных подразделений и работников предприятия.

Организация предусматривает:

  1. создание определенной структуры предприятия;
  2. согласования полномочий работников разных уровней.

Организация в туризме

В любом плане, составленном в туристской фирме, всегда присутствует организационный этап, т.е. этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Речь идет о создании структуры фирмы и обеспечении ее всем необходимым для решения задач, определенных на первом этапе процесса управления – этапе планирования.

На примере организации работы туроператоров можно более наглядно представить себе организационную функцию управления туризмом. Так, туроператор решает производственную, торговую, информационную задачи, задачу освоения новых регионов и др. По каждой из них менеджер распределяет обязанности и устанавливает ответственность, т.е. речь идет об установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных фирмой целей.

Как уже отмечалось, важная цель планирования – это решить проблему неопределенности. Потребность в приспособлении к переменам – один из факторов, придающих планированию такое значение. Тем не менее, каким бы важным не было планирование, это только начало. Туристская фирма, имеющая много разных планов и не имеющая цельной схемы (структуры) претворения их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функция планирования и организационная функция тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация как бы объединяются.

Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации (организует структуру системы, создает аппарат, который будет «играть» на сцене), а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди. Речь идет о привнесении человеческого фактора в нечто имеющееся на бумаге (план), в нечто неодушевленное.

Поскольку функция организации состоит в сведении воедино всех специалистов турфирмы, задача в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность каждого из них. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера турпредприятия, его целей, технологии и персонала. Существует ряд элементов, которые необходимо структурировать для того, чтобы турфирма смогла выполнить свои планы и тем самым достичь своей цели. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения организационной функции:

  • определение и детализация целей турфирмы, которые были выявлены в ходе планирования;
  • определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;
  • поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
  • координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), т.е. каждый член группы должен знать, что он должен сделать и в какие сроки, а также того, кто им руководит (управляет);
  • единство цели – каждый член организации работает на общее благо, т.е. никто не должен работать против целей организации;
  • размах контроля, или размах менеджмента, – каждый менеджер отвечает за управляемое им число работников.

Относительно последнего принципа можно рассуждать по-разному. Нелегко определить идеальное число сотрудников, которыми должен руководить один менеджер. В реальной жизни это число сильно варьируется от организации к организации, от одного управленческого уровня к другому. Так, высшие руководители управляют не более чем десятью подчиненными, тогда как руководители низшего уровня управления могут контролировать гораздо большее число сотрудников.

В связи с этим можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости (количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер), – время и частоту, т.е. сколько времени менеджеру нужно проводить с каждым сотрудником и как часто это делать. Естественно, что этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс. [4, стр. 85]

Мотивация - это процесс создания заинтересованности работников в достижении тех целей, которые определены предприятием. Искусство руководителей всех уровней заключается в создании особенных условий, которые стимулируют каждого члена коллектива предприятия. Чтобы стимулировать работников, необходимо знать потребности, интересы и возможности (способности) каждого из них. Если, например, для одного работника основная цель – это получение большего заработка, то для другого – карьерное продвижение по служебной лестнице или возможность совмещать работу с учебой.

Различают четыре основных вида стимулов:

  1. материальное поощрение, которое представляет собой, например, получение премий, фиксированного процента от прибыли предприятия за определенный реализованный проект;
  2. моральное поощрение: публичная благодарность, получение почетных званий, грамот;
  3. самореализация: овладение уникальными знаниями или навыками, достижения высших ступеней иерархии, преодоления определенных ограничений;
  4. принуждение: предусматривает применение таких административных рычагов, как выговор, перевод на другую должность и тому подобное.

Каждая из рассмотренных форм стимулирования имеет преимущества и ограничения. Потому наилучшая мотивация создается при их целесообразном сочетании.

Контроль - это сравнение нормативных (признанных как образец) и фактических показателей деятельности. В современном менеджменте контроль рассматривают как непрерывный процесс. Он направлен на проверку качества на всех этапах деятельности предприятия.

Информация о работе Менеджмент предпринимательской деятельности: сущность и понятие