Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:27, контрольная работа
Реорганизовываются старые структуры управления и власти в государственной экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений.
Чтобы выполнить сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятиями. Требования к их профессиональной компетенции условно делятся на две группы.
К первой группе относится:
А) умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
Б) высокая информированность (информация – это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т.д.;
В) знакомство с опытом менеджмента на других предприятиях в разных отраслях;
Г) способность управлять
ресурсами, планировать и прогнозировать
работу предприятия, владение способами
повышения эффективности
Д) умения использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджера связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. К ним можно отнести:
А) владение искусством управления человеческими ресурсами;
Б) владение искусством налаживания внешних связей;
В) способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию – знания и умения.
В тоже время, важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, то есть специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.
В практике выделяют следующие виды разделения труда менеджеров:
А) функциональное;
Б) структурное;
В) технологическое;
Г) профессионально-
Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и т.д. Таким образом, одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерени ю результата и оценке работ и т.д.
2. Менеджмент как вид деятельности.
Менеджмент (управление, организация) – система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.
Менеджмент – это комплекс взаимосвязанных действии:
Существует более 200 определений
менеджмента. В последние годы растет
значимость информационных ресурсов в
менеджменте. Для достижения поставленных
целей необходимо, согласно определению
менеджмента, рациональное использование
всех ресурсов, которыми располагает
предприятие (организация). Менеджмент
дает возможность управлять
Рассматривая менеджмент как разновидность управления, следует отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности. Все прочие аспекты имеют место потому, что это самостоятельный, значимый, особенный и критически важный вид человеческой деятельности. Как вид человеческой деятельности менеджмент является искусством, наукой, функцией, процессом, профессией людей, аппаратом управления.
Цели менеджмента:
-получение (увеличение) прибыли;
-повышение эффективности хозяйствования;
-удовлетворение потребностей рынка;
-решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
-организация производства и конкурентоспособных товаров; совершенствование производственного процесса;
-внедрение новейших наукоемких технологий;
-повышение качества продукции;
-снижение затрат на производство.
Основные функции менеджмента – организация и управление производством продукции.
Менеджер – это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.
Менеджмент от обычного управления отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуации. Управление же, сформировавшееся в рамках административной системы, основывается, наоборот, на всемерном ограничении такой свободы и идее предопределенности основных событий и процессов на много лет вперед с помощью всеохватывающего централизованного планирования.
Как самостоятельная наука, менеджмент зародился на рубеже XIX – XX веков. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельности. Зададим себе вопрос. Почему проблема управления стала настолько важным объектом внимания, что ей посвятили самостоятельную дисциплину? Специалисты дают на него такой ответ.
Во многом это было предопределено
потребностями
Впервые идея менеджмента была высказана в 1866 году, американским бизнесменом Г. Тауном. Он выступил на собрании американского общества инженеров – механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов – управленцев.
Впервой половине двадцатого века получили развитие четыре различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.
В нашей стране отсутствие рынка делало менеджмент, о котором большинство знало лишь по наслышке, ненужным, а подготовку людей, хотя бы немного разбирающихся в нем – излишней роскошью…
Переход к рыночным отношениям поставил все на свое место. Сегодня знание основ менеджмента становиться необходимым любому специалисту, где и в качестве кого бы он не работал (предпринимателя, чиновника, педагога и т.п.), ни выступал, становиться неотъемлемой составной частью культуры любого уважающего себя гражданина России. Точкой отсчета принято считать создание в августе 1990 года Ассоциации менеджеров, положившей начало созданию теории Российского менеджмента. За короткий срок в нашей стране были созданы Университеты и другие учебные заведения, имеющие своей целью разработку программ обучения персонала работе в условиях немонопольной экономики и свободного предпринимательства. Необходимы специалисты, могущие вести разумное управление предприятиями и обеспечивающие оптимальные условия
8.Менеджмент:Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 5-е изд., стер. – М.: издательский центр "Академия", 2006
Информация о работе Менеджмент: сущность и содержание. Менеджмент как вид деятельности