Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:50, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение менеджмента как типа рыночного управления, концепции и профессионализма. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность менеджмента как типа рыночного управления;
2) рассмотреть концепции менеджмента;
3) изучить профессионализм управления.
Введение……………………………………..…………………..………………...3
1.Менеджмент как тип рыночного управления……...……………………….....5
2.Концепции менеджмента……………………………………………………….9
3.Профессионализм управления……………………..…………...…………….11
Заключение……………………………………………………...………………..14
Список литературы………………………………………………...…………….16
Содержание
Введение……………………………………..………………
1.Менеджмент как тип рыночного управления……...……………………….....5
2.Концепции
менеджмента…………………………………………………
3.Профессионализм
управления……………………..…………...………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………..
Введение
Понятия «управление», «менеджмент» известны сегодня практически каждому образованному человеку. Их значимость особенно ясно была осознанна в 20-30-е гг. ХХ века. Управленческая деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину. Сегодня очевиден тот факт, что высокий уровень развития современного мира, по большей части, объясняется успешными методами управления. В любой сфере требуются компетентные управляющие, их социальный слой превратился в весьма влиятельную общественную силу, а профессиональная деятельность часто является наиболее важным ключом к успеху.
Грамотное, квалифицированное управление (менеджмент) - это основа успешной работы предприятий. Поэтому интерес к нему стремительно растет. В настоящее время большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам менеджмента, его становлению и развитию.
Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.
Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.
Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента — особого вида экономической деятельности.
Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
Функции управления занимают определяющее место в теории менеджмента. Они непосредственно влияют на формирование структуры аппарата управления фирм, позволяют выявить наиболее трудоемкие участки управленческой деятельности для последующей их автоматизации и механизации. Для реализации функции формируется информационная база управления, совершенствуются методы выполнения управленческой работы, выявляется профессиональный уровень работников.
Целью контрольной работы является изучение менеджмента как типа рыночного управления, концепции и профессионализма.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность менеджмента как типа рыночного управления;
2) рассмотреть концепции менеджмента;
3) изучить профессионализм управления.
1.Менеджмент как тип рыночного управления.
Термины «менеджмент», «менеджер» быстро и прочно вошли в словарный обиход, заменив используемые ранее термины «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор».
Термин «менеджмент» («menedgment») американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Можно считать, что термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Сходство понятий «управление» и «менеджмент» технологически проявляется в использовании аналогичных инструментов, в частности методов, принципов, функций, организованных структур и т. д. Однако их содержание и степень использования в централизованно планируемой и рыночной экономиках различно [1,с.57].
Одновременное употребление данных понятий в деловой лексике продиктовано рядом причин. В частности, этим подчеркивается продвижение отечественной экономики по пути рыночных отношений. Это удобно при общении с зарубежными партнерами, поскольку «менеджмент» — слово интернациональное. С учетом изложенного вполне правомерно употребление понятия «управление» в современных условиях, имея в виду его «рыночное» смысловое содержание.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика понятий «управление» и «менеджмент»
Признаки |
Управление (в плановой экономике) |
Менеджмент (в рыночной экономике) |
1 . Объем понятия |
Управление процессами в обществе, в технике, в природе |
Менеджмент - управление фирмами (предприятиями организациями) |
2.Регулятор производства |
План |
Рынок |
3.Функции органов управления вышестоящих организаций |
Контрольно-распределительные |
Регулирующие и консультативные |
4.Использование методов |
Преимущественно административные |
Экономические, социально-психологические, административные |
5. Собственность |
Государственная |
Многообразие форм собственности |
6.Критерий оценки управленческих решений |
Социальный эффект |
Экономическая целесообразность |
7.Интерес предприятия |
Выполнение плана |
Получение прибыли |
8.Элементы механизма функционирования предприятия |
Соревнование и гласность |
Конкуренция и коммерческая тайна |
9.Тип руководителей |
Авторитарный |
Демократический |
10.Принцип управления |
Централизация |
Децентрализация |
11.Человеческий фактор |
Инициатива «наказуема» |
Активизация человеческого фактора |
Менеджмент – это многозначное понятие, рассматриваемое в нескольких ракурсах. В теоретическом плане под менеджментом понимается наука об управлении, в прикладном – это организация управления фирмой, включающая функции, методы, принципы, структуры управления и др.
Менеджмент - представляют также как процесс управления, т. е. технологию реализации управленческих функции, включающую сбор информации о состоянии объекта, разработку управленческих решений и организацию их выполнения. Менеджмент — характеризуют и как работу с людьми.
При всей многовариантности характеристик, существующих в литературе, в обобщенном виде под менеджментом понимают функцию управления, т. е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т. д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата[5,с.142].
Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов.
Менеджмент – это область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления. Он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов.
Как область знаний, как наука менеджмент представляет всю сумму знаний накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях[2,с.87].
Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления.
Менеджмент – специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.
Менеджмент может также рассматриваться как организация управления предприятием, т. е. установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы, выступающие в виде капитала, сырья, материалов, технологии, информации, живого труда.
Таким образом, менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
2.Концепции менеджмента.
В менеджменте выделяют три основополагающих концептуальных подхода: процессуальный, системный, ситуационный. Процессуальный подход рассматривает управление как процесс взаимосвязанных функций, связанных последовательно и параллельно. Коммуникация — обмен информацией как внутри, так и во вне организации, на основе которого руководитель получает данные для принятия необходимых управленческих решений и доводит принятые решения до сведенья сотрудников организации, рассчитывая на их понимание.
Управленческое решение - акт целенаправленного воздействия системы управления организации на её структурные подразделения, основанный на анализе производственной ситуации, определении целей действия и содержащий программы достижения целей.
Системный подход — это методология комплексного анализа, исходящая из принципа взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, и предполагающая рассмотрение изучаемой проблемы или объекта не только как самостоятельной системы, но и как части некоторой большой системы. Системный подход требует анализа максимально возможного числа связей для последующего их ранжирования по степени важности, выбора существенных факторов и их оценки. Системный подход можно интерпретировать как сочетание комплексного анализа, системного моделирования и системного управления.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Центральный момент - ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретно е время. Ситуация характеризуется ситуационными переменными.
Механизм управления состоит из принципов управления - набора правил, по которым осуществляется управление; целей управления - направлений деятельности; методов управления или способов достижения целей, и функций управления, определяющих виды управленческой деятельности[4,с.90].
К общим принципам управления относятся: принцип эффективности, принцип социальной ответственности, принцип ориентации на потребителя или маркетинг, принцип системности.
К частным принципам относятся: принцип сочетания единоначалия и коллективности, принцип разнообразия управляющей системы, принцип иерархичности, принцип внешнего дополнения управляющей системы, принцип регламентации и инициативы, принцип стабильности и гибкости, принцип рациональности, принципы специализации и автоматизации. Большое значение имеют принципы централизации и децентрализации управления; интеграции целевого, отраслевого и регионального управления; сочетания прав и ответственности; единства распоряжения.
3.Профессионализм управления.
Эффективность корпоративного хозяйствования в динамически функционирующей рыночной экономике в решающей мере зависит от системы менеджмента и его профессионализма. В связи с этим нам еще предстоит пережить свою революцию менеджмента и менеджеров, без которой, как показывает мировой опыт, цивилизованное общество построить невозможно. А для этого предстоит изменить традиции пренебрежительного отношения к менеджменту вообще и к обучению управлению в частности.
Информация о работе Менеджмент: тип управления,концепция, профессионализм