Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 06:47, доклад
Поиск информации или информационный поиск представляет один из основных информационных процессов. Человечество издревле занималось им. Цели, возможности и характер поиска всегда зависели от наличия, информации, её важности и доступности, а также средств организации поиска.
Конец XX - начало XXI века, характеризуется огромными массивами постоянно растущей разнообразной информации, доступной и представляющей интерес для самых широких слоев социума. Более того, Интернет-технологии и программно-технические средства, также доступные большинству людей, позволяют осуществлять данный процесс в любое время, практически в любом месте по любым запросам.
Процесс поиска можно представить в виде следующих основных компонент:
1) формулирование запроса
на естественном языке, выбор
поисковых системы и сервисов,
формализация запроса на
2) проведение поиска в одной или нескольких
поисковых системах;
3) обзор полученных результатов (ссылок);
4) предварительная обработка полученных
результатов: просмотр содержания ссылок,
извлечение и сохранение релевантных
и пертинентных данных;
5) при необходимости, модификация запроса
и проведение повторного (уточняющего)
поиска с последующей обработкой полученных
результатов.
Для уменьшения объёма отобранных материалов осуществляют фильтрацию результатов поиска по типу источников (сайтов, порталов), тематике и другим основаниям.
По используемым поисковым технологиям ИС можно разбить на 4 категории:
1. Тематические каталоги;
2. Специализированные каталоги (онлайновые
справочники);
3. Поисковые машины (полнотекстовый поиск);
4. Средства метапоиска.
Технологии Распространения информации
Результатом применения новых информационных технологий является предоставление пользователю интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных продуктов. При этом данные определяются как события, записи или инструкции, представленные в любой конвенциональной форме, выражающие любую информацию и поддающиеся компьютерной обработке.
Совокупность
данных, сформированная их производителями
для дальнейшего
Разумеется, производители коммерческих продуктов стараются учесть в своих моделях также и модели пользователей. Тем не менее информационные модели производителей и пользователей никогда не могут полностью совпасть, так как:
пользователи часто не оформляют (явно или неявно) свои достаточно смутные представления о том, какая информация им нужна, в четкие информационные модели, что препятствует учету этих представлений в концепции продукта; если даже такие модели каким-то образом и существуют, то: во-первых, производитель может о них не знать или неверно их воспринимать и, во-вторых, эти модели у разных пользователей могут не совпадать друг с другом, делая тем самым построение абстрактной информационной модели пользователя трудноразрешимой.
Несовпадение информационных моделей производителей и пользователей проявляются главным образом в том, что пользователю нужны данные в другом объеме и в другой структуре по сравнению с тем, как это сделано в информационном продукте. При традиционных информационных технологиях такие несовпадения обычны. Новые информационные технологии, в отличие от традиционных, предполагает предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т.п.). Эти средства позволяют пользователю не просто визуализировать содержание компьютерных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить информацию в объеме и формате, которые релевантны именно его потребностям.
В идеальном
случае средства доступа должны обеспечить
поиск и представление
Появление информационных
услуг расширило спрос на информационные
продукты, так как способствовало
индивидуализации предложения данных
- его приближения к
Таким образом,
информационная услуга является на ряду
с информационным продуктом важнейшей
характеристикой новых