Менеджмент в прошлом и в настоящем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 04:34, контрольная работа

Описание работы

Современный менеджмент – принципиально новая система управления, участвующая в построении нового (рыночного) общества. В России понятие менеджмента вместо понятия управления стало широко использоваться в 90-е годы 20 в., но зародилось как явление, мысль, область знаний примерно семь тысяч лет назад в оборонительной, политической и экономической сферах человеческой деятельности в древнем Египте, Греции, Риме и т.д.

Содержание работы

Менеджмент в прошлом и в настоящем
Стратегическое и текущее планирование
Агромаркетинговые коммуникации
Управление несостоятельностью (банкротством предприятия)

Файлы: 1 файл

управление маркетингом.docx

— 22.93 Кб (Скачать файл)

                                               Содержание 

 

 

  1. Менеджмент в прошлом и в настоящем
  2. Стратегическое и текущее планирование
  3. Агромаркетинговые коммуникации
  4. Управление несостоятельностью (банкротством предприятия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Менеджмент в прошлом и в настоящем

 

Современный менеджмент – принципиально новая система управления, участвующая в построении нового (рыночного) общества. В России понятие менеджмента вместо понятия управления стало широко использоваться в 90-е годы 20 в., но зародилось как явление, мысль, область знаний примерно семь тысяч лет назад в оборонительной, политической и экономической сферах человеческой деятельности в древнем Египте, Греции, Риме и т.д.

Фундаментом современного менеджмента являются: теория систем, теория хаоса, теория сложности. Особенность – в том, что организация рассматривается как живой организм («повышенная температура коллектива», «зрелый возраст», «жизненный цикл» организации, т.п.). Ведущим в современном менеджменте является системный подход. Он – не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации  и управлению. В отличие от менеджмента прежних эпох современный менеджмент предполагает постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию. Меняется ситуация – меняются и задачи, методы управления. Актуален, таким образом, ситуационный подход.

Одна из главных проблем современного менеджмента – проблема нововведений (инноваций). Это не только новая техника и технологии, методы и принципы. Это новые типы мышления, темпы и виды переработки информации, интеграция подходов, моделей на основе новых систем ценностей. Между историей развития менеджмента как науки и историей развития систем управления нельзя ставить знак равенства, но как прямая, так и обратная связь между ними существует. Основой появления управления явилось:

 развитие производства материальных  благ в процессе жизнедеятельности  человека;

необходимость организации жизнедеятельности человеческого сообщества;

необходимость кооперации в процессе жизнедеятельности.

Выделяется в этом несколько исторических периодов:

древний;

индустриальный;

период систематизации идей, концепций, научных школ.

Древний период (9-7 тыс. примерно до 18 в.). Один из первых ученых, раскрывающих смысл управления – древнегреческий философ 428-348 или 347 гг. до н.э.

 Сократ, провозгласивший принцип  универсальности управления –  считал, что главное в управлении  это поставить нужного человека  на нужное место и добиться  от него выполнения поставленных  перед ним задач.

Платон – древнегреческий философ 428 или 427 – 438 или 437 гг. до н.э., ученик Сократа – рассматривал науку об управлении как науку об общем питании людей и доказывал, что управление – фактор обеспечения жизнедеятельности людей; он сформулировал принцип специализации.

А.Македонский создал штаб как центр управления боевыми действиями.

Аристотель – древнегреческий философ 382 – 322 гг. до н.э. заложил основы учения о домохозяйстве, обучающей рабовладельцев обращению с рабами, искусству управления ими.

 

В древнем Риме систему управления фермой имел Катон Цезор – ок. 234 г. до н.э.; армией – Тускул 149 г. до н.э.; провозглашались задачи контроля проделанной работы, сравнения программы и результатов, выяснения причин невыполнения плана, рациональной организации работ.

 

Отличия древних организаций от современных:

мелкая в древний период – крупная сейчас;

малое количество руководителей среднего звена в древности – большое их количество сейчас;

управление у древних не отделено от исполнения – сейчас отделено;

управление у древних – это результат захвата власти, а теперь – результат выдвижения, соблюдения при этом законности и порядка;

принимающих решение людей у древних мало – сегодня их много;

у древних в управлении очевиден упор на приказ и интуицию – сейчас на коллективную работу и рациональность.

 

Стратегическое и текущее планирование

 

В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.

 

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

1) разработка общих целей;

 

2) определение конкретных, детализированных  целей на заданный, сравнительно  короткий период времени (2,5,10 лет);

 

3) определение путей и средств  их достижения;

 

4) контроль за достижением поставленных  целей путем сопоставления плановых  показателей с фактическими.

 

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимосвязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые «надбавками безопасности», однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана. В основу составления плана по конкретным направлениям производственных участков предприятия кладутся отдельные задачи, которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.

 

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия. Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

 

1) распределение ресурсов, в основном  ограниченных, таких как фонды, управленческие  таланты, технологический опыт;

 

2) адаптация к внешней среде (все действия стратегического  характера, которые улучшают отношения  компании с ее окружением. Здесь  необходимо выявить возможные  варианты и обеспечить эффективное  приспособление стратегии к окружающим  условиям. Такая деятельность может  проходить по линии совершенствования  производственных систем, взаимодействия  с правительством и обществом  в целом и т.д.);

 

3) внутренняя координация (координация  стратегической деятельности для  отображения сильных и слабых  сторон фирмы с целью достижения  эффективной интеграции внутренних  операций);

 

4) осознание организационных стратегий (осуществление систематического  развития мышления менеджеров  путем формирования организации, которая может учиться на прошлых  стратегических ошибках, т.е. способность  учиться на опыте).

 

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений в международном масштабе в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.

 

Реализация оперативных планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план фирмы. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта (главным образом обеспеченности заказами и распределения ресурсов), что необходимо для достижения намеченных планом финансовых показателей (например, таких, как объем продаж, чистая прибыль и норма прибыли на инвестированный капитал). При его составлении, прежде всего, учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимосвязь между перспективным, текущим и другими видами планирования.

 

Бюджет фирмы представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах; он как бы увязывает оперативный и финансовый планы, давая возможность предвидеть конечный результат деятельности, т.е. размеры и норму прибыли. Составлением бюджетов занимаются обычно различные службы или специальные секторы. Особые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают уже готовый бюджет. Глава фирмы утверждает бюджет и несет ответственность за эффективность методов по его разработке. Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений и предприятий фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы.

 

Агромаркетинговые коммуникации

 

Агромаркетинг представляет собой сложную систему, требующую регулирования  и управления. Сельскохозяйственное предприятие      не      является самообеспечивающим, поэтому между  ним  и  окружающей  маркетинговой  средой происходит  постоянный  обмен  ресурсами  и  информацией.   Сам факт его существования и дальнейшее выживание зависят от  влияния  окружающей  среды. Чтобы продолжить  свое  функционирование,  сельскохозяйственное  предприятие вынуждено, с  одной  стороны,  приспосабливаться  к  изменениям  во  внешней маркетинговой среде, а с  другой  —  воздействовать  на  нее  в  силу  своих возможностей. Система  агромаркетинга  включает  в  себя  комплекс  наиболее  существенных рыночных   отношений   и   информационных   потоков,    которые    связывают сельскохозяйственное предприятие с рынками сбыта ее товаров.

 

Систему агромаркетинговых коммуникаций (САМК) в наиболее общем виде можно определить как единый комплекс, объединяющий участников, каналы и приемы коммуникаций предприятия АПК, направленность на установление и поддержание определенных этим предприятием взаимоотношений с адресатами коммуникаций в рамках его маркетинговой политики.

При использовании концепции агромаркетинга САМК в комплексе с остальными элементами направленно воздействует на четко обозначенный рынок или конкретную его часть (сегмент рынка).

 

Это позволяет:

Во-первых, точнее выявить специфические потребности данной целевой аудитории потребителей;

Во-вторых, создать инструментарий, более эффективно удовлетворяющий эти нужды и потребности.

Рассмотрим более подробно систему адресатов коммуникационной политики предприятия АПК. Па кого направлены агромаркетинговые коммуникации? Очевидно, на все организации, фирмы и конкретных людей, которые своей деятельностью влияют на достижение этим предприятием успеха на рынке. Важнейшие адресаты агромаркетинговых коммуникаций перечислены ниже.

Сотрудники данного предприятия. От того, насколько руководство достигло взаимопонимания с персоналом, насколько сотрудники мотивированы в достижении общих целей, какой царит психологический климат, в огромной степени зависит, добьется ли предприятие этих целей. 

 

 

Управление несостоятельностью (банкротством предприятия)

 

Банкротство является необходимым элементом рыночной экономики. Оно предопределено самой сущностью рыночных отношений, которые всегда сопряжены с неопределенностью достижения конечных результатов предпринимательства, с риском потерь. Эти потери ведут к падению прибыльности капитала и возникновению трудностей при. оплате расходов.

В соответствии с Законом РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ г-О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельность определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

 

Признаками банкротства являются:

1. Наличие задолженности денежного  характера.

  • Для юридических лиц свыше ста тысяч рублей;
  • Для индивидуальных предпринимателей свыше десяти тысяч рублей;

2. Неспособность удовлетворить  требования кредиторов в течение  трех месяцев.

3. Превышение суммы обязательств  над стоимостью принадлежащего  имущества.

Согласно Закону о банкротстве несостоятельными могут быть признаны все юридические лица, кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Несостоятельность (банкротство) - это признанная  Арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.

Предметом денежного обязательства является уплата кредитором должнику денежной суммы. Основанием возникновения таких обязательств могут быть возмездные договоры, по которым сторона в качестве встречного представления за товары, работы, услуги обязана уплатить денежные суммы, иные основания, предусмотренные ГК РФ (например, причинение вреда).

Информация о работе Менеджмент в прошлом и в настоящем