Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 04:34, контрольная работа
Современный менеджмент – принципиально новая система управления, участвующая в построении нового (рыночного) общества. В России понятие менеджмента вместо понятия управления стало широко использоваться в 90-е годы 20 в., но зародилось как явление, мысль, область знаний примерно семь тысяч лет назад в оборонительной, политической и экономической сферах человеческой деятельности в древнем Египте, Греции, Риме и т.д.
Менеджмент в прошлом и в настоящем
Стратегическое и текущее планирование
Агромаркетинговые коммуникации
Управление несостоятельностью (банкротством предприятия)
Менеджмент в прошлом и в настоящем
Современный менеджмент – принципиально новая система управления, участвующая в построении нового (рыночного) общества. В России понятие менеджмента вместо понятия управления стало широко использоваться в 90-е годы 20 в., но зародилось как явление, мысль, область знаний примерно семь тысяч лет назад в оборонительной, политической и экономической сферах человеческой деятельности в древнем Египте, Греции, Риме и т.д.
Фундаментом современного менеджмента являются: теория систем, теория хаоса, теория сложности. Особенность – в том, что организация рассматривается как живой организм («повышенная температура коллектива», «зрелый возраст», «жизненный цикл» организации, т.п.). Ведущим в современном менеджменте является системный подход. Он – не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению. В отличие от менеджмента прежних эпох современный менеджмент предполагает постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию. Меняется ситуация – меняются и задачи, методы управления. Актуален, таким образом, ситуационный подход.
Одна из главных проблем современного менеджмента – проблема нововведений (инноваций). Это не только новая техника и технологии, методы и принципы. Это новые типы мышления, темпы и виды переработки информации, интеграция подходов, моделей на основе новых систем ценностей. Между историей развития менеджмента как науки и историей развития систем управления нельзя ставить знак равенства, но как прямая, так и обратная связь между ними существует. Основой появления управления явилось:
развитие производства
необходимость организации жизнедеятельности человеческого сообщества;
необходимость кооперации в процессе жизнедеятельности.
Выделяется в этом несколько исторических периодов:
древний;
индустриальный;
период систематизации идей, концепций, научных школ.
Древний период (9-7 тыс. примерно до 18 в.). Один из первых ученых, раскрывающих смысл управления – древнегреческий философ 428-348 или 347 гг. до н.э.
Сократ, провозгласивший принцип
универсальности управления –
считал, что главное в управлении
это поставить нужного
Платон – древнегреческий философ 428 или 427 – 438 или 437 гг. до н.э., ученик Сократа – рассматривал науку об управлении как науку об общем питании людей и доказывал, что управление – фактор обеспечения жизнедеятельности людей; он сформулировал принцип специализации.
А.Македонский создал штаб как центр управления боевыми действиями.
Аристотель – древнегреческий философ 382 – 322 гг. до н.э. заложил основы учения о домохозяйстве, обучающей рабовладельцев обращению с рабами, искусству управления ими.
В древнем Риме систему управления фермой имел Катон Цезор – ок. 234 г. до н.э.; армией – Тускул 149 г. до н.э.; провозглашались задачи контроля проделанной работы, сравнения программы и результатов, выяснения причин невыполнения плана, рациональной организации работ.
Отличия древних организаций от современных:
мелкая в древний период – крупная сейчас;
малое количество руководителей среднего звена в древности – большое их количество сейчас;
управление у древних не отделено от исполнения – сейчас отделено;
управление у древних – это результат захвата власти, а теперь – результат выдвижения, соблюдения при этом законности и порядка;
принимающих решение людей у древних мало – сегодня их много;
у древних в управлении очевиден упор на приказ и интуицию – сейчас на коллективную работу и рациональность.
Стратегическое и текущее планирование
В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
1) разработка общих целей;
2) определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);
3) определение путей и средств их достижения;
4) контроль за достижением
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимосвязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые «надбавками безопасности», однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана. В основу составления плана по конкретным направлениям производственных участков предприятия кладутся отдельные задачи, которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия. Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
1) распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;
2) адаптация к внешней среде
(все действия стратегического
характера, которые улучшают отношения
компании с ее окружением. Здесь
необходимо выявить возможные
варианты и обеспечить
3) внутренняя координация (координация
стратегической деятельности
4) осознание организационных
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений в международном масштабе в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
Реализация оперативных планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план фирмы. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта (главным образом обеспеченности заказами и распределения ресурсов), что необходимо для достижения намеченных планом финансовых показателей (например, таких, как объем продаж, чистая прибыль и норма прибыли на инвестированный капитал). При его составлении, прежде всего, учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимосвязь между перспективным, текущим и другими видами планирования.
Бюджет фирмы представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах; он как бы увязывает оперативный и финансовый планы, давая возможность предвидеть конечный результат деятельности, т.е. размеры и норму прибыли. Составлением бюджетов занимаются обычно различные службы или специальные секторы. Особые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают уже готовый бюджет. Глава фирмы утверждает бюджет и несет ответственность за эффективность методов по его разработке. Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений и предприятий фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы.
Агромаркетинговые коммуникации
Агромаркетинг представляет собой сложную систему, требующую регулирования и управления. Сельскохозяйственное предприятие не является самообеспечивающим, поэтому между ним и окружающей маркетинговой средой происходит постоянный обмен ресурсами и информацией. Сам факт его существования и дальнейшее выживание зависят от влияния окружающей среды. Чтобы продолжить свое функционирование, сельскохозяйственное предприятие вынуждено, с одной стороны, приспосабливаться к изменениям во внешней маркетинговой среде, а с другой — воздействовать на нее в силу своих возможностей. Система агромаркетинга включает в себя комплекс наиболее существенных рыночных отношений и информационных потоков, которые связывают сельскохозяйственное предприятие с рынками сбыта ее товаров.
Систему агромаркетинговых коммуникаций (САМК) в наиболее общем виде можно определить как единый комплекс, объединяющий участников, каналы и приемы коммуникаций предприятия АПК, направленность на установление и поддержание определенных этим предприятием взаимоотношений с адресатами коммуникаций в рамках его маркетинговой политики.
При использовании концепции агромаркетинга САМК в комплексе с остальными элементами направленно воздействует на четко обозначенный рынок или конкретную его часть (сегмент рынка).
Это позволяет:
Во-первых, точнее выявить специфические потребности данной целевой аудитории потребителей;
Во-вторых, создать инструментарий, более эффективно удовлетворяющий эти нужды и потребности.
Рассмотрим более подробно систему адресатов коммуникационной политики предприятия АПК. Па кого направлены агромаркетинговые коммуникации? Очевидно, на все организации, фирмы и конкретных людей, которые своей деятельностью влияют на достижение этим предприятием успеха на рынке. Важнейшие адресаты агромаркетинговых коммуникаций перечислены ниже.
Сотрудники данного предприятия. От того, насколько руководство достигло взаимопонимания с персоналом, насколько сотрудники мотивированы в достижении общих целей, какой царит психологический климат, в огромной степени зависит, добьется ли предприятие этих целей.
Управление несостоятельностью (банкротством предприятия)
Банкротство является необходимым элементом рыночной экономики. Оно предопределено самой сущностью рыночных отношений, которые всегда сопряжены с неопределенностью достижения конечных результатов предпринимательства, с риском потерь. Эти потери ведут к падению прибыльности капитала и возникновению трудностей при. оплате расходов.
В соответствии с Законом РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ г-О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельность определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признаками банкротства являются:
1. Наличие задолженности
2. Неспособность удовлетворить
требования кредиторов в
3. Превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего имущества.
Согласно Закону о банкротстве несостоятельными могут быть признаны все юридические лица, кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Несостоятельность (банкротство) - это признанная Арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
Предметом денежного обязательства является уплата кредитором должнику денежной суммы. Основанием возникновения таких обязательств могут быть возмездные договоры, по которым сторона в качестве встречного представления за товары, работы, услуги обязана уплатить денежные суммы, иные основания, предусмотренные ГК РФ (например, причинение вреда).