Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:54, реферат
Сервисный менеджмент – это философия управления, согласно которой оно принципиально ориентируется на удовлетворение потребностей конкретного клиента.
Менеджмент в сервисной экономике носит интегративный характер и охватывает функции маркетинга, управления операциями и управления человеческими ресурсами.
Сервисный менеджмент –
это философия управления, согласно
которой оно принципиально
Менеджмент в сервисной экономике носит интегративный характер и охватывает функции маркетинга, управления операциями и управления человеческими ресурсами.
Ход экономической истории в XX в. в известной мере подтвердил теоретическую концепцию Д. Белла о стадиях развития цивилизации как доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Считается, что экономически наиболее развитые страны Запада более 20 лет назад вступили в постиндустриальную стадию. Это обстоятельство позволило Ф. Фукуяме в свое время потрясти интеллектуальное сообщество пророчеством, провозгласившим конец истории, поскольку человечество якобы достигло конечных форм государственного устройства и вышло на оптимальный путь развития экономики. Иначе говоря, цивилизация, по его мнению, создала «матрицу прогресса», которая исключает возможность отклонения от заданного направления движения. Ныне, когда, кстати сказать, философ отрекся от своих прежних взглядов, можно было бы в противовес этому прорицанию говорить о полной непредсказуемости мира, грядущем хаосе, невозможности для развивающихся стран в чем-либо следовать чужому опыту. И все же человечество не могло не найти выхода из, казалось бы, тупика своей эволюции. В недрах индустриального хозяйства стала зарождаться экономика нового типа.
По словам В. Иноземцева, постиндустриальная доктрина, будучи адекватной теорией, выдвинула несколько важных положений, что «…позволяет ей рассмотреть целый ряд исключительно важных проблем … В рамках постиндустриализма эмпирический материал всегда оказывается первичным по отношению к теоретическим тезисам, и это также представляется ценным качеством этой теории».
Сервис как императив развития современного общества
По общему признанию сторонников
концепции постиндустриального
общества, наиболее фундаментальным
признаком происходящих перемен
является переориентация производства
с просто создания материальных благ
на предоставление услуг в широком
смысле слова и генерирование
информации. В свою очередь внутри
сервисного сектора наиболее интенсивно
процессы изменения структуры рабочей
силы и занятости идут не в отраслях,
предлагающих традиционные услуги (бытовые,
транспортные, торговые), а там, где
потребители выступают как
Таким образом, современные
взгляды на будущее общества основываются
на представлении о
Качественные изменения
в характере и ориентации современного
общества, происходившие в XX столетии,
обусловили хронологию последовательной
смены конкретных экономических
моделей развития и соответствующих
парадигм управления хозяйственными объектами,
совпадающую в целом с
Последний феномен, получивший
первоначально в англоязычной, а
затем и мировой научной
В этой связи производство
услуг, призванное по своей сути обслуживать
клиента, удовлетворяя его насущные
личные или корпоративные потребности,
становится доминантой для менеджмента
современных организаций, его концепций,
методов и приемов и определяет
конкурентные стратегии, основанные на
навыках и умениях
Возникновение и развитие рынков услуг, усиление конкурентной борьбы за клиентов придают новый, качественно иной, чем ранее, смысл деятельности предприятий, требуют их ориентации не только на общественные запросы, но – и прежде всего – на личные потребности человека.
«Сервисная» цивилизация предполагает радикальное изменение мировоззрения руководителей и менеджеров предприятий. Для достижения успеха нужны новый менталитет, иные способности и организационные формы. Главные различия между сервисной и индустриальной экономикой заключаются в следующем.
В индустриальной экономике производители нацелены на максимизацию выпуска товарной продукции; понятие полезность отождествляется с материальным продуктом; качество является синонимом понятия «хорошо изготовлено»; основные технологии сосредоточены в области преобразования сырья в готовую продукцию; менеджмент носит «механистический» характер из-за чрезмерной упорядоченности и иерархической организации.
В сервисной же экономике
предприятия прежде всего стремятся
повысить эффект полезности путем более
полного удовлетворения специфических
потребностей клиента; полезность определяется
характером использования и уровнем
совершенства так называемого сервисного
продукта – самостоятельной услуги
или системы, объединяющей материальный
продукт и соответствующие
Становление и сущность сервисного менеджмента
Понятие «сервисный менеджмент» вошло в научный и практический оборот в начале 80-х годов в Швеции и Великобритании. С тех пор оно постепенно стало общепринятым, обозначающим принципиальную направленность управленческой деятельности. Подобная ориентация, однако, начала проявляться намного раньше введения соответствующего термина в рамках таких дисциплин, как маркетинг, управление человеческими ресурсами и управление операциями.
По вопросам сервисного менеджмента организуются международные конференции, издаются книги, специализированные журналы и учебники, где это понятие фигурирует в названиях глав и разделов, а также читаются академические курсы. Сервисный менеджмент утверждается как признанная область науки и практики.
На формирование новой парадигмы главное воздействие оказали по крайней мере пять предметных областей – маркетинг, операционный менеджмент, организационная теория, управление человеческими ресурсами и управление качеством. Ее шестой составной частью можно считать практику карьерных менеджеров и консультантов, на приемы и способы действий которых глубоко повлиял опыт менеджмента известных сервисных фирм, таких, как SAS (авиаперевозки), Club Med (гостинично-туристический бизнес), Arthur Andersen Consulting (консультационные и аудиторские услуги), Federal Express (логистика), Wal-Mart (розничная торговля).
Следует, однако, отметить, что исследователи, изучающие сферу услуг, до определенного времени и не пытались заменить традиционные модели и концепции менеджмента на новые, приспособленные для данной сферы. Это особенно касается так называемой нордической школы услуг, сложившейся в 70-е годы, которая, например, рассматривала маркетинг как область, неотделимую от общего менеджмента. И только с начала 80-х годов к проблеме управления различными аспектами деятельности сервисных организаций стал применяться совершенно новый подход, который заложил основы того, что позже Р. Норманн назвал сервисным менеджментом.
Сервисный менеджмент, по нашему
мнению, представляет собой философию
управления, согласно которой оно
должно быть принципиально ориентировано,
во-первых, на максимально возможное
удовлетворение специфических потребностей
конкретного клиента путем
К. Альбрехт предлагает следующую дефиницию: «Сервисный менеджмент – это тотальный организационный подход, который делает качество сервиса, воспринимаемое клиентом, главной движущей силой бизнес-деятельности»5. Это определение близко к предложенному нами, хотя часть содержательной информации здесь, безусловно, утрачена.
Из приведенных определений
следует, что главным фактором, обусловливающим
успех сервисного предприятия, является
способность удовлетворять
Содержание сервисного менеджмента
как организационной функции
заключается в выработке и
принятии решений в соответствии
с указанной принципиальной установкой;
обеспечении внутрифирменной
Что касается методологии
сервисного менеджмента, то речь должна
идти о нахождении типичного, устойчивого,
повторяющегося, т.е. закономерного
в явлениях и процессах вовне
и внутри сервисного предприятия
исходя из принципа «повторяемость параметров
внешней среды – повторяемость
параметров внутрифирменной среды
– решения и стратегии
Стратегические элементы сервисного менеджмента
Рассмотрение общей
Какими же элементами должен
оперировать сервисный