Менеджмент в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:37, доклад

Описание работы

Менеджмент» — многозначный термин, обозначающий: 1) соци¬альный и экономический институт, влияющий на предприниматель¬скую деятельность, образ жизни и сферу политики современного об¬щества; 2) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в про-изводственной и непроизводственной сферах; 3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-эко¬номические аспекты управления общественным производством (управленческие структуры, систему и механизм межличностных от¬ношений, стимулирование и мотивацию трудовой деятельности, орга¬низационное поведение и т.п.).

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 23.37 Кб (Скачать файл)

 Федеральное агентство по образованию

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова»

Уральский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

                          По дисциплине :   «Менеджмент»

                    На тему: Менеджмент в социальной сфере.

                                                                                         Исполнитель Ахметова (Гайсина) Э.Н.

                                                                                         Группа  ЗЭФ22з

 

                                                                                        Руководитель ст. преподаватель 
                                                                                         Махинова Н.В.

 

г. Екатеринбург, 2013 

МЕНЕДЖМЕНТ  В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

   Менеджмент» — многозначный термин, обозначающий: 1) социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; 2) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в производственной и непроизводственной сферах; 3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления общественным производством (управленческие структуры, систему и механизм межличностных отношений, стимулирование и мотивацию трудовой деятельности, организационное поведение и т.п.).  

  Менеджмент ставит своей целью  сформулировать и применить на  практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой человеческой организации и сферы деятельности. К ним относятся следующие: определение целей и задач управления; разработка конкретных мероприятий по их достижению; разделение задач на отдельные виды операций, распределение работ; координация взаимодействия различных подразделений внутри организации; совершенствование формальной иерархической структуры, оптимизация процессов принятия решений и коммуникаций; поиск адекватной мотивации деятельности и др.  

Ключевым направлением в теории и практике менеджмента является определение целей развития социальной организации, финансовой структуры, фирмы, общества в целом.  

Социальная сфера — область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства, направленная на распределение материальных и духовных благ, обеспечивающая прогресс всех сторон общественной жизни, улучшение качества жизни каждого. Она охватывает все пространство жизни человека от условий его труда, быта, здоровья, досуга до социально-классовых, национально-этнических отношений. Содержание «социального» — это отношения между социальными группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.  

Отношения социального управления подразделяются на: 

- отношения между управляющей  и управляемой подсистемами, т.е.  между субъектом и объектом  непосредственного социального управления;

  - отношения управления внутри  управляющей системы: между ступенями,  уровнями управления (вертикальные  связи); между звеньями управления  каждой ступени (горизонтальные  связи); между одноименными функциональными  звеньями управления на разных  ступенях управляющей подсистемы;

  - отношения между руководителями  и подчиненными: в каждом звене  управления (отношения субординации), в разных звеньях управления (отношения  координации). 

- отраслевые, региональные, межотраслевые,  межрегиональные, территориально-отраслевые;  

  - внешние (отношения с окружающей  средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем); 

- межсистемные, межличностные и смешанные,   

- коллективные и индивидуальные; 

- временные и постоянные, непосредственные  и косвенные; 

- линейные, функциональные и смешанные.

     Главная цель цивилизованного  развития — не развитие экономики, рынка, технических структур, реформирование их, а увеличение доходов своих граждан, повышение качества их жизни, создание условий, когда нет нищих и бедных, а есть население с высоким уровнем достатка (средний класс), есть богатые и очень богатые.   

  Система социального менеджмента становится многофункциональной и соответствует структуре социальной сферы, которая характеризуется такими факторами: 1) доход на душу населения; 2) семейный доход; 3) минимальный жизненный уровень; 4) потребительская корзина; 5) трудовая занятость; 6) доступ к образованию; 7) медицинское обслуживание, качество питания; 8) экологическая ситуация (состояние окружающей среды, воздуха и т.п.); 9) демографическая обстановка (рождаемость, смертность, продолжительность жизни); 10) состояние личной безопасности; 11) состояние преступности; 12) состояние социальных связей, социальных коммуникаций и социальное самочувствие; 13) борьба с преступностью; 14) социальная поддержка незащищенных групп (пенсионеров, детей, инвалидов); 15) защита материнства и детства; 16) охрана труда, заработная плата; 17) отклоняющееся поведение; 18) состояние физкультуры и спорта; 19) состояние культурной среды, ее материально-техническая база; 20) сфера товаров и услуг.  

  Каждый структурный элемент социальной  сферы связан со всеми остальными  в рамках общей системы; система  органов управления социальной сферой, опираясь на научные методы, осуществляет комплексное воздействие на всю совокупность социальных процессов с одной целью — повышение качества жизни своих членов.   

  Для осуществления любых преобразований  в обществе, в том числе и в социальной сфере, требуется большое количество различных ресурсов: материальных, финансовых, социальных.  

Содержание социального менеджмента составляет выявление законов, закономерностей, принципов, функций, методов целенаправленной деятельности субъектов управления, менеджеров в процессе управленческих отношений, которые возникают в изменяющейся   социальной   среде.   Поэтому   главный   вопрос  социального менеджмента — привести сложившуюся систему управленческих воздействий в соответствии с требованиями современных социальных процессов, социальной сферы и эффективного использования социальных ресурсов. Связи, отношения в социальном пространстве (социальная сфера, процессы, ресурсы), которые выражают устойчивую тенденцию сохранения или изменения качества жизни людей, их образа жизни, характеризуются значительной протяженностью во времени, последовательностью этапов, имеют определенные закономерности, — могут характеризоваться как социальное пространство.  

  Теория социального менеджмента  может быть охарактеризована как комплексная система знаний, опирающаяся на разные методы научного познания, кибернетики, теории систем, синергетики, различных общественных наук. Она изучает и разрабатывает пути комплексного воздействия различных субъектов управления на социальное пространство в направлении повышения качества жизни людей.  

  Методологические основы социального  менеджмента раскрывают его сущность, содержание, законы, закономерности  и принципы. Учение о системе социального менеджмента определяет его организационные формы, функции и структуру, рассматривает экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические механизмы, их совокупность и взаимодействие. Сюда включается также учение о качестве и эффективности социального воздействия, о культуре и стиле менеджмента, теория научной организации труда самих менеджеров, системы их подготовки, искусства управления.   

  В системе законов социального  управления ведущую роль играют  объективные, не зависящие от  сознания и воли людей социальные  и экономические законы. Их действие  проявляется только в деятельности людей и, следовательно, зависит от того, насколько полно учитываются требования объективных законов. Объединяя и координируя труд людей, управляющая система должна строго учитывать требования социальных и экономических законов, проявляющихся в определении цели, поиске путей ее реализации, оценке результатов достижения. Например, к основным социальным законам относятся законы социального развития, законы социальной мобильности, законы социальной стратификации и др.

   Категория закон относится к  той же группе категорий, что  и закономерность. Как законы, так и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории менеджмента понятие «закономерность» рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования.   

 Основные законы социального менеджмента: 

  • единство системы социального управления, обусловленного культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов административно-государственного управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов менеджмента;  

  • пропорциональность управляемой и управляющей подсистем социальной системы, предполагающей рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;  

  • оптимальное соотношение централизации и децентрализации функций социального управления. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации);  

  • участие различных слоев населения в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.   

  Под принципами социального менеджмента следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития—» социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития—» законы и закономерности социального управления—» принципы социального управления. Принцип позволяет формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.   

  Требования к принципам социального  менеджмента: быть основанными  на законах развития общества, его социальных законах и законах менеджмента; соответствовать целям социального менеджмента, отражать основные свойства, связи и отношения менеджмента; учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;иметь правовое оформление, т.е. быть закреплены в различных нормативных документах.  

Основные принципы социального менеджмента:

  1. единоначалие в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
  2. единство административно-государственного, хозяйственного и социально-культурного менеджмента;
  3. сочетание отраслевого и территориального социального управления;
  4. научность социального управления;
  5. прогнозирование социального управления;
  6. мотивация (стимулирования) труда;
  7. ответственность за результаты социального управления;
  8. рациональный подбор кадров, их подготовки, расстановки и использования;
  9. экономичность и эффективность управления;
  10. системность (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
  11. иерархичность (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы. При этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
  12. необходимость разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
  13. обязательность обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным).

 

    Системы принципов управления  изменяются в процессе общественного  развития и социального управления. Основные принципы менеджмента  полностью исчезнуть не могут,  так как выражают требования  к системе социального управления. Формы же и методы использования  этих принципов на различных  этапах социального развития  могут быть различными.

 

 


Информация о работе Менеджмент в социальной сфере