Менеджмент - это управление
социально-экономическими и социально-техническими
системами для получения конкретного
результата. Менеджмент - это особый
тип управления организацией в рыночной
системе хозяйствования, для которой
характерны:
1. Рыночные механизмы развития
экономики, предполагающие наличие
конкуренции, свободы предпринимательства
и принятия хозяйственных решений,
миграционные механизмы при движении
капитала, рабочей силы, свободного
ценообразования.
2. Гибкость и адаптация
в поведении фирмы на рынке,
что невозможно без: а) ориентации
на человеческий фактор, б) высокого
профессионализма, в) творчества
менеджера. Таким образом, менеджмент
и управление в современной
управленческой литературе рассматриваются
как взаимозаменяемые понятия.
Любая деятельность
требует управления. Менеджмент - это
особый вид деятельности, специфический
характер которой связан с
выполнением управленческих действий
- функций управления. В современной
литературе рассматривается множество
функций менеджмента: прогнозирование,
целеполагание, планирование, организация
деятельности, мотивирование персонала,
контроль, учёт и анализ. Методы и техники
реализации специфических функций менеджмента
лежат в основе профессиональной деятельности
любого менеджера. Многие авторы, в частности,
А.Файоль, Пиленцо, О.Г.Щёкин и др., внесли
значительный вклад в изучение и развитие
менеджмента. Но эта наука требует дальнейшего
изучения.
Широко распространено
мнение, что менеджмент - это искусство.
Поскольку это искусство требует
личных способностей и таланта,
менеджеры, принимающие организационные
решения о лучшем использовании
ресурсов и освоении новых
рынков, несомненно, включены в творческий
процесс. Многое из того, что
менеджер знает о том, как
управлять отдельным человеком
или группой, выяснено из собственного
опыта работы или от других
лиц, занимающихся подобной деятельностью.
Понимать подчинённых, чтобы создавать
атмосферу, способствующую достижению
поставленных целей, несомненно
является искусством.
Вместе с тем, многие
осознают, что менеджмент - это и
наука. Наука предполагает систематическое
развитие и проверку теорий, основанных
на изучении практического поведения.
Развитие ситуации и области
деятельности, лабораторные исследовательские
проекты за последние годы
сделали исследование менеджмента
более научным.
Однако изучение менеджмента
требует дальнейшего развития, что
позволило бы нам предписывать
соответствующее поведение в
самых разных ситуациях. Но
и сегодня, благодаря успехам,
уже достигнутым нами и дающим
возможность предлагать особые
направления действий, менеджмент
можно рассматривать как быстро
развивающуюся науку. Таким образом,
менеджмент - это искусство и наука
одновременно.
Оценка места и роли
менеджмента в общественном производстве
и формулировке проблем экономического
развития является задачей не
только экономики, но и ряда
других общественных наук. Теория
институциональной экономики, возникшая
на стыке экономики, социологии,
права и истории, ориентирована
на изучение формальных и неформальных
норм, структурирующих взаимодействия
между индивидами в разных
сферах повседневной активности.
Основной целью статьи
является раскрытие сути менеджмента
как системы управления для
общества и экономики в частности.
Процесс управления
предполагает взаимодействие важнейших
сторон управленческой деятельности:
субъекта и объекта. Менеджер
- субъект процесса управления, личность,
которая должна обладать определёнными
качествами: высоким уровнем профессионализма,
нравственной культурой, творческим,
новаторским стилем управления,
искусством общения.
Особую важность в
реализации управленческой деятельности
имеет культура мышления. Логическое
мышление обеспечивает менеджеру
умение адекватно мыслить, находить
наиболее оптимальные пути решения
той или иной производственной
задачи. Наиболее эффективно воздействовать
на объект управления для достижения конечного
результата.