Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 14:14, доклад
Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.
Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
Место решения в процессе управления
Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.
Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
Решение может быть направлено 1) на достижение разовых результатов, 2) на создание постоянно идущих процессов, 3) на поддержание идущих процессов, 4) на прекращение какой-либо деятельности.
Начальный импульс процессу принятия решений задает информация о состоянии контролируемых параметров управляемого объекта, а воздействие осуществляется после выработки и принятия соответствующего решения, которое подается на управляемый объект. Процесс принятия управленческих решений носит циклический характер, в центре цикла находятся три элемента процесса: проблема, ее решение, люди, участвующие в процессе на всех трех этапах.
Каждый человек ежедневно принимает решения различного характера и делает это в большинстве случаев баз особой подготовки на уровне здравого смысла. В простых случаях результаты чаще соответствуют ожиданиям, а в сложных могут и не соответствовать целям решения. Это соответствие характеризуется степенью определенности тех проблем, которые лежат в основе того или иного решения и которые необходимо преодолеть. Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному. Описание проблемной ситуации содержит две части: 1)характеристику самой проблемы и 2)ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы. Анализ ситуационных факторов позволяет рассмотреть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде организации и начать поиск решения.
Регулирование проблем достигается разработкой и реализацией многообразных решений, от качества и оперативности которых зависит эффективность деятельности организации. Основной вид решения – управленческое решение, осуществляемое линейными и функциональными руководителями. Управленческое решение – это результат коллективного творческого труда, оно всегда носит социальный, общественный характер; даже когда руководитель один разрабатывает решения, то коллективный интеллект неявно влияет на этот процесс.
Обычно в принятии любого управленческого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение, рациональность.
При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Правильность УР двигается благодаря возможности человека проникнуть в суть решаемой проблемы и понять ее. Здесь присутствует «шестое чувство», своего рода озарение. Оно чаще всего присуще представителям высшего эшелона управления. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор очень невысоки.
Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, но в их основе лежит осмысленный опыт прошлого. Используя его и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Такие решения занимают большое место в общем наборе решений. Они самые дешевые по затратам на их формирование и выбор. Однако 1. здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решения тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной. 2. Но также суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Руководитель также стремиться действовать в известных ему направлениях, рискуя упустить хороший результат в другой области.
Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах математического анализа, обоснования и оптимизации, т.е. на профессиональном использовании управленческих технологий. Безусловно, управленческое решение должно быть качественным, а для этого оно должно отвечать определенным требованиям. Главные среди них: обоснованность, своевременность. экономичность, эффективность.
Следует сказать, что в организациях принимается большое количество самых разнообразных решений:
– по степени влияния на будущее организации
– стратегические – основные пути развития
– тактические – способы осуществления
– по временному горизонту
– перспективные
– текущие
– в зависимости от продолжительности периода реализации
– долгосрочные
– среднесрочные
– краткосрочные
– по степени обязательности исполнения решения
– директивные
– рекомендательные
– ориентирующие
– по функциональной направленности
– планирующие,
– организующие,
– координирующие,
– контролирующие,
– информирующие
– по способу принятия решения
– выборочные (1 или несколько близких проблем)
– систематические (охват проблем во всем многообразии)
– в зависимости от числа участников в части принятия решения
– единоличное
– коллективные
– с точки зрения предопределенности УР
– запланированные
– незапланированные
– по сфере реализации
– производственные
– экономические
– социальные
– по способу принятия
– интуитивное
– адаптационное
– рациональное
Классификация решений позволяет выделить виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений. Принятие решений в управлении представляет собой довольно сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и процедур.
1) выявление и описание проблемы и проблемной ситуации;
2) поиск возможных вариантов решений;
3) оценка альтернатив и выбор окончательного решения;
4) организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого решения.
Необходимым элементом процесса принятия управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных этапах:
– На этапе постановки задачи принятия решений - это оценка границ, масштабов и уровня распространения проблемы,
– на этапе решения - оценка различных вариантов, предлагаемых специалистами,
– на этапе принятия решения - оценка ожидаемых последствий его реализации.
Для этой цели используют критерии. В качестве них могут выступать: целевые установки, ресурсы для качественного сбора информации, критерии, которые помогают из множества альтернатив выбрать наилучший подход к решению проблемы.
Одним из условий повышения качества и эффективности управленческого решения является обеспечение многовариантности решений, следует прорабатывать не менее трех организационно-технических вариантов выполнения одной и той же функции по достижению целей.