Метод исследования систем управления. Деловые игры как метод управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

Управленческие решения - один из наиболее важных процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно.

Файлы: 1 файл

Деловая игра.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Метод исследования систем управления.  Деловые игры как  метод управления

Введение

Управленческие решения - один из наиболее важных процессов. От его эффективности  в значительной степени зависит  успех дела. Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. Каждый менеджер знает, что, прежде чем начинать какое- либо дело, необходимо определить цель своих действий: стратегическую (на долговременную перспективу) и тактическую (для конкретного действия).

 

Деловые игры выступают как средства анализа систем управления и подготовки специалистов.

1. Метод исследования систем  управления 

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие  группы: методы, основанные на использовании  знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы.

 

Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании  их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод "Мозговой атаки", метод типа "сценариев", метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа "Дельфи", методы типа "дерева целей", "деловой игры", Морфологические методы и ряд других методов.

 

Вторая группа - методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно  выделить следующие классы:

- аналитические (включают методы классической математики - интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);

- статистические (включают теоретические разделы математики - математическую статистику, теорию вероятностей - и направления прикладной математики, использующие стохастические представления - теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

- теоретика множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);

- графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

В настоящее время в экономике и организации производства применяются практически все группы методов формализованного представления систем. Для удобства их выбора в реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные методы и предлагаются их классификации.

К третьей группе относятся комплексированные  методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика, деловые игры и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.

 

Наиболее эффективными методами овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и управления, являются деловые игры.

Деловые игры - метод имитации выработан для принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера. Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное расширение управленческих навыков.

 

2. Деловые игры как метод управления 

Деловые игры выступают как средства анализа систем управления и подготовки специалистов.

Разработку деловой игры необходимо начинать с четкой формулировки ее назначения. После этого можно  приступать к формированию схемы игры и основных ее правил. В выбранной схеме функционирования надо предельно точно отразить опыт работы реальных систем, обратив особое внимание на структуру системы, целевые функции подсистем и системы в целом, на выбор управляющих воздействий и т.д. Одна из основных сложностей построения модели исследуемой ситуации заключается в том, что стремление к наиболее полному отражению исследуемой ситуации может привести к излишней детализации модели, которая в свою очередь повлечет за собой усложнение информационного обеспечения построенной модели. В результате этого увеличивается время, затрачиваемое на игру, затрудняется понимание происходящих процессов. Все это приводит к тому, что эффективность проведения игры снижается. Лучший способ избежать такого рода опасности заключается в том, чтобы постоянно помнить о конкретной цели проектируемой игры. Но при этом следует учитывать, что ситуации, анализируемые в игре, не должны быть упрошены до такой степени, что необходимое решение можно было бы найти непосредственно без глубокого анализа протекающих процессов, так как в этом случае результаты, полученные при анализе хозяйственной деятельности, будут носить поверхностный характер. деловая игра комбинаторика топология

Формирование правил игры должно включать в себя описание методов оценки степени достижения целей игры. Если деловая игра моделирует системы, в которых цели могут формироваться только качественно, либо при количественном выражении трудно указать в явном виде связь степени достижения цели с истинными возможностями подсистем, то при построении игры особое внимание следует уделить разработке методов степени оценки достижения цели.

Деловая игра представляет собой имитационную модель хозяйственной деятельности в искусственной обстановке.

Основные признаки деловой игры:

· наличие объекта моделирования;

· взаимодействие участников, наделенных ролевыми функциями;

· общность цели при различии интересов  участников;

· учет вероятностного характера производства;

· воспроизведение не самого производства, а системы управления им;

· возможность изменения игроками своих решений (имитация альтернатив);

· реализация «цепочки» управленческих решений с учетом их последовательности и преемственности;

· изменение масштаба времени;

· возможность «самооценки» участников посредством системы стимуляции.

Опыт разработки и проведения деловых  игр показывает, что деловую игру целесообразно представить как  описание некоторой последовательности разделов. Как правило, описание игры включает девять разделов:

1. Общая характеристика

2. Описание ситуации

3. Цель игры

4. Задача центра

5. Задача участников игры

6. Формальная модель

7. Анализ формальной модели

8. Руководство для участников  игры

9. Результаты проведения игры

Раздел 6 включается в описание игры, если формализация модели позволяет лучше понять суть игры, или если в дальнейшем предполагается провести анализ формальной модели.

Раздел 7 может отсутствовать, если известными математическими средствами провести анализ модели или невозможно или слишком громоздко.

Может отсутствовать и раздел 9, если нет опыта проведения деловой игры.

Каждая деловая игра состоит  из нескольких партий. Одна партия большинства  деловых игр состоит из трех этапов.

I этап - сбор информации, т.е. сообщение  элементами в вышестоящий орган  (центр) запрашиваемой информации;

II этап - обработка полученной информации  и выработка соответствующих  решений;

III этап - реализация полученных  решений, подсчет значений целевых  функций.

Количество партий, как правило, не ограничивается заранее, хотя возможны варианты, когда количество партий фиксировано.

По завершении игры проводится подведение итогов, анализ игры.

 Деловая игра характеризуется следующими общими чертами:

· жизненность и типичность конкретной ситуаций, рассматриваемых в деловых  играх, наличие обстановки, в  условиях которой необходимо проводить анализ проблемной ситуации и принимать решения;

· отсутствие полной информации, принятие решения в условиях неопределенности, риска или противодействия, невозможность  полной формализации задачи;

· наличие конфликтности и скрытых резервов;

· динамичность процесса управления, возможность влияния принятых ранее  решений на изменение обстановки в последующие моменты;

· наличие действующих лиц в  системе управления: игроков, исполняющих  роли должностных лиц, игроков-экспертов  и игроков-организаторов, готовящих материалы для деловой игры, выдающих информацию и направляющих ход игры;

· наличие правил и регламентация  игры.

Примеры:

Деловая игра «Оказание давления»

Деловая игра «Инвалидное кресло»

Деловая игра «Организация обучения персонала»

Деловая игра «Сокращение кадров»

Деловая игра «Формирование целей  и функций системы управления персоналом

Деловая игра «Зона комфорта»

Деловая игра «Преимущества и недостатки приобретения квалифицированных работников через обучение и наем»

Системный подход предполагает рассмотрение объектов как систем с раскрытием целостности объекта и выявлением многообразия его связей. Отечественный и мировой опыт показал высокую эффективность использования для этих целей имитационных или деловых игр. Деловые игры - это адекватное моделирование структур, процессов и механизмов управления производством, но не самого производства.

 

Заключение

В процессе подготовки и переподготовки специалистов в вузе или в системе  повышения квалификации должны формироваться  их знания, умения и навыки по профессиям, по специальностям и по должностям.

 

Активные имитационные методы обучения по сравнению с традиционными  обеспечат и приближение процесса обучения к условиям практической деятельности реальных работников, и вынужденную  активность, и высшую степень интенсификации учебного процесса, и его творческий характер.

 




Информация о работе Метод исследования систем управления. Деловые игры как метод управления