Метод мозгового штурма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:38, лекция

Описание работы

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Файлы: 1 файл

метод мозгового штурма.docx

— 23.13 Кб (Скачать файл)

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм  включает три обязательных этапа. Этапы  отличаются организацией и правилами  их проведения:

  • Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  • Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
  • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  • Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы: участники, предлагающие новые варианты решения задачи; члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив  из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового  штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают  свои идеи, направленные на решение  поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных  чинов или рангов, то рекомендуется  заслушивать идеи в порядке возрастания  ранжира, что позволяет исключить  психологический фактор «соглашения  с начальством».

В процессе мозгового штурма, как  правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и  отбор. В итоге находится максимально  эффективное и часто нетривиальное  решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит  от психологической атмосферы и  активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень  важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в  процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник  рекламного агентства BBD&O.

Одним из продолжений метода мозгового  штурма является метод синектики. (Синектика (англ. Synectics - совмещение разнородных элементов) — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном)


Информация о работе Метод мозгового штурма