Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 12:30, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть метод мозгового штурма и дать характеристику его этапов.
Задачи:
Дать определение понятия «мозговой штурм».
Изучить этапы метода.
Рассмотреть модификации метода мозгового штурма.
ВВЕДЕНИЕ
Исследование систем управления – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы.
Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются.
Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.
Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных из них при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.
Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.
В данной работе будет рассматриваться один из методов исследования систем управления – метод мозгового штурма.
Актуальность темы. Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется тем, что мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.
Объект исследования: метод мозгового штурма.
Предмет исследования: метод мозгового штурма и его этапы.
Цель данной работы – рассмотреть метод мозгового штурма и дать характеристику его этапов.
Задачи:
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.
Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.
Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается.
Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.
Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.
Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей. Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например, комбинируя элементы двух или трех предложенных идей. На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.
Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма и людьми, работающими индивидуально, Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокого качества идей, генерируемых группами.
В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм» (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», потому что обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма. К последним относится «блокирование продуктивности»: поскольку участники группы представляют идеи поочередно, то люди в ожидании своей очереди могут передумать или испугаться публично высказывать свою идею, либо просто ее забывают.
Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.
Принципы метода "мозгового штурма":
1. Четкая формулировка
цели и/или задач и
2. Обеспечение максимальной свободы участникам
3. Тщательное формирование состава участников
4. Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";
5. Огромная роль "ведущего" и демократический стиль руководства:
Мозговой штурм как метод появился относительно недавно. Однако последовательность этапов, включающая в себя подготовку, акт интуиции, озарения, выдвижения нового и акт осмысления, развития, была описана в литературе задолго до А. Осборна. Этот факт дает нам основание для поиска более ранних примеров подобной организации творческого процесса. Естественно, что поиск следует вести в областях, где человек издавна стремился решать проблемы.
Двухстадийный подход к решению проблем описан Тацитом, исследовавшим быт германцев: "На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и -никогда так не воспламеняется для помыслов о великом... На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не способствует их здравомыслию". Этому свидетельству две тысячи лет.
Еще более древним примером того же подхода является способ, применявшийся в древней Вифинии (находилась на территории современной Турции) в 700-600 годах до н.э. По свидетельству историков, у населявших эту местность фракийских племен вифинов был следующий обычай. Столкнувшись с совершенно новой ситуацией, по которой необходимо было принимать взвешенное и ответственное решение, они расширяли многообразие вариантов путем опроса всех, кого возможно, а затем отбирали то, что казалось наиболее приемлемым. Так, при заболевании, когда было непонятно, как и чем лечить человека, члены его семьи выносили больного на всеобщее обозрение и любой прохожий мог поделиться с родственниками своими суждениями и опытом. Впоследствии семейный совет выбирал из предложенных мер наиболее подходящую.
В 50-х годах в США был период активного применения мозгового штурма. Простота метода, отсутствие ориентации на конкретную область деятельности привели к широкому его распространению. Обычной практикой стала организация мозговых штурмов при возникновении какой-либо трудности. Специализированные группы, работавшие на предприятиях и применявшие метод, стали называться "мозговыми центрами". Появились фирмы, получившие название "фабрик мыслей". Эти фирмы занимались решением проблем, поставленных заказчиком, и мозговой штурм являлся одним из наиболее широко применяемых ими инструментов. Книга А. Осборна "Практическое воображение" издавалась в США множество раз и является до настоящего времени одним из рекомендованных учебников по развитию творческих способностей для сотен американских колледжей и университетов. Без сомнения, мозговой штурм оказал значительное влияние на развитие систем управления интеллектуальной деятельностью. Дж. Гэлбрейт писал: "Подлинное достижение современной науки состоит в том, что знания самых обыкновенных людей, имеющих узкую и глубокую подготовку, в рамках и с помощью соответствующей организации объединяются со знаниями других специально подготовленных, но таких же рядовых людей. Тем самым снимается необходимость в особо одаренных людях..."
Мозговой штурм послужил катализатором подобных процессов в области решения творческих задач. Рассмотрим этапы метода более подробно.
Творческое мышление, как правило, проходит три стадии:
В мозговом штурме эти стадии
разделены, и на первом этапе реализуется
только первая функция, потому что, если
выдвигаемая идея сразу же столкнется
с оценочным суждением в свой адрес, у
участника совещания, автора идеи наступает
так называемый «аналитический паралич»,
который приводит к резкому снижению потока
предложений.
Мозговой
штурм состоит из следующих этапов: подготовительный,
генерирование идей, заключительный –
анализ и оценка идей.
Подготовительный этап.
Первый этап состоит в подготовке и организации процесса мозгового штурма. Для реализации технологии в процессе делового совещания назначается ведущий, который отвечает за организацию и процедурную часть работы.
Функции ведущего:
1. Формулировка цели и коррекция задачи;
2. Подбор участников для последующих этапов
работы;
3. Решение организационных вопросов (подготовка
помещения, техники, флип-чарта, доски
или транспаранта, распределение ролей
среди участников и т.п.).
Обычно участники
мозгового штурма делятся на 2 группы:
«генераторов» - людей с позитивной установкой
к творчеству, обладающих яркой фантазией,
способных быстро подхватывать чужие
идеи и развивать их; «аналитиков» - людей,
обладающих большими знаниями в исследуемом
вопросе, т.е. специалистов способных критически
оценить выдвинутые идеи. Эта группа оценивает
разработанные идеи на основе разработанной
ситуации. Однако в случае необходимости
может быть создана и третья дополнительная
группа – «генераторов контридей».
В начале нужен
небольшой разогрев минут на 15, чтобы мыслительный
процесс вошел в нужный темп. Можно, к примеру,
решить пробную задачу (придумать рекламу
для выдуманных проектов или посмотреть
оригинальные видеоклипы).
Этап генерирования идей.
Оптимальный состав группы
от 5 до 15 человек. Сам процесс генерирования
идей, поощряемый ведущим, проходит, как
правило, в течение 15-20 мин. Однако полная
продолжительность штурма, включающая
процесс анализа и оценивания идей, составляет
1,5-2 часа.
Все идеи записываются
или стенографируются. Участники совещания
могут выдать более ста идей. Весьма важной
составляющей, способствующей успеху
проведения мозгового штурма, являются
особые условия его проведения. Правила,
присущие этой технологии: отсутствие
всякой критики; поощрение предполагаемых
идей; равноправие участников мозгового
штурма; свобода ассоциаций и творческого
воображения; творческая атмосфера на
«игровой поляне» делового совещания;
обязательная фиксация всех высказанных
идей; время для инкубации (группе нужно
дать время – час, день, неделю или месяц,
чтобы обдумать идеи и затем рассмотреть
альтернативные подходы или новые предложения
к уже имеющемуся списку).