Метод мозговой атаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Метод принятия решения – это экономико-математический метод, используемый для принятия конкретного управленческого решения. В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может применять различные методы, которые способствуют принятию оптимальных решений. Некоторые методы универсальны и могут использоваться на нескольких или даже всех этапах процесса разработки и принятия решения.

Файлы: 1 файл

управл. реш..docx

— 29.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Метод принятия решения –  это экономико-математический метод, используемый для принятия конкретного  управленческого решения. В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может применять различные методы, которые способствуют принятию оптимальных  решений. Некоторые методы универсальны и могут использоваться на нескольких или даже всех этапах процесса разработки и принятия решения.

Например, на этапе диагностики  проблемы и формулировки ограничений  и критериев могут применяться  методы ситуационного анализа, к  которым относят метод «мозговой  атаки». Ситуационный анализ – это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых – анализ отдельно взятой управленческой ситуации.

Метод «мозговой атаки» - один из основных, используемых в организации  при проведении экспертиз. Значительная роль при осуществлении «мозговой атаки» принадлежит руководителю, возглавляющему заседание экспертной комиссии. В реальной производственной деятельности это может быть совещание, которое согласовано руководителем для обсуждения той или иной возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее дальнейшее развитие с целью выработки и принятия управленческих решений.

«Мозговая атака» в ситуационном анализе, как правило, состоит из двух туров. В первом туре происходит генерирование идей, а во втором – обсуждение выявленных идей, их оценка и выработка коллективной точки зрения.

Первый тур проводится так, чтобы каждый из присутствующих мог свободно высказать свое мнение о том, что, с его точки зрения, определяет развитие ситуации, в соответствии с какими закономерностями идет ее развитие, какие управляющие воздействия  со стороны руководства организации  могут оказаться эффективными и  привести к цели. В этом туре руководителю необходимо поддерживать любое из высказываемых мнений, давая возможность высказавшему его более полно представить свою точку зрения и развить ее. При этом должна поддерживаться атмосфера доброжелательности, освобождающая высказывающегося от излишней скованности.

Любая высказанная идея должна быть обсуждена и не может объявляться  ложной, даже если она представляется ведущему заседание заведомо бесперспективной. Если в процессе «мозговой атаки» в первом туре руководитель поддерживает лишь перспективные, с его точки  зрения, идеи, то нередко это приносит худшие результаты.

Подчеркну, что задача первого  тура «мозговой атаки» при определении  факторов, влияющих на развитие ситуации, состоит в том, чтобы получить возможно более полную картину о факторах, которые могут влиять на ситуацию.

Во втором туре необходимо из выявленных в первом туре факторов оставить лишь наиболее существенные. Для того чтобы сделать это  обоснованно и выбрать среди  них действительно определяющие, необходимо их критически оценить.

Здесь может быть использован  так называемый метод суда. Участвующие  в проведении второго этапа специалисты  делятся на сторонников и противников  высказанного мнения.

Сторонники пытаются привести необходимые доказательства пользы высказанной точки зрения, а противники – их опровергнуть. Руководитель, основываясь  на результатах обсуждения, принимает  окончательное решение о включении  того или иного фактора в число  действительно определяющих развитие ситуации.

Если в процессе проводимого  ситуационного анализа окажется, что некоторые факторы были неоправданно причислены к числу основополагающих, они будут исключены. Если же выявятся дополнительные существенные факторы, они могут быть также включены в число основных.

На этапе определения  альтернатив необходимо выявить все возможные варианты решения проблемы, т.е. сформировать «поле альтернатив».  На практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу, поэтому он как правило, ограничивает число вариантов сравнения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее подходящими. С этой целью нередко используют метод «мозговой атаки» (или метод номинальной группы) как метод генерации альтернатив, который полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, а затем принять решение. Этот метод был разработан в 1939 году американским ученым А.Осборном.

Методы «мозговой атаки» основываются на следующем психологическом  эффекте. Если взять группу в 5-8 человек, каждому из которых предложить высказать  идеи и предложения по решению  поставленной изобретательской или  рациональной задачи, то в сумме  можно получить N идей. Если предложить этой группе высказать идеи по той же задаче коллективно, то получится N*k идей. При этом оказывается, что N*k намного больше N. Во время сеанса «мозговой атаки» происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву.

Метод «мозговой атаки» предназначен для активизации поиска различных  вариантов решений и выбора из них наилучшего. Он широко применяется в управленческой практике с целью получения максимального количества оригинальных идей за короткий промежуток времени (30, максимум 40 мин.). Причем экспертами могут быть как специалисты в этой сфере, так и дилетанты (специалисты в другой сфере).

Метод «мозговой атаки» при  генерации альтернатив, также как  и метод «мозговой атаки» в  ситуационном анализе, предполагает разделение по времени и по исполнителям этапов «атаки». Участников разбивают на «генераторов» и «критиков». Генераторы высказывают как можно больше идей, а критики эти идеи оценивают. Все высказанные идеи записывают на бумаге или на магнитофон.

Существует несколько  видов «мозговых атак».

Прямая «мозговая атака» - постановка задачи перед творческой группой может иметь самые  разные форму и содержание, однако в ней должны быть четко сформулированы два момента: что в итоге желательно получить и что мешает получению  желаемого. Постановка задачи должна отличаться краткостью. Она может быть представлена в виде описания проблемной ситуации. Дать более детальное изложение  постановки имеет смысл, если описание проблемной ситуации дополняют предварительной  формулировкой задачи в соответствии с операцией. Оптимальное число участников в творческой группе для проведения сеанса «мозговой атаки» составляет 5-12 человек, хотя допустимо меньшее или большее количество участников. Цель проведения прямой «мозговой атаки» состоит в выработке управленческого решения путем обсуждения предложенных идей для решения данной проблемы. Метод целесообразно использовать:

- при решении изобретательских  и рационализаторских задач в  самых разных видах деятельности, в том числе управленческих;

- на различных этапах  решения творческой задачи, в  частности на различных стадиях  разработки и проектирования  изделий;

- в сочетании с другими  эвристическими методами.

Обратная «мозговая атака» - в ее основе лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции. Согласно этому закону переход к новому происходит через выявление и устранение дефектов в существующем. Таким образом, обратная «мозговая атака» направлена не на генерацию новых идей, а на критику уже имеющихся. Метод ориентирован не решение первой творческой задачи, т.е. его цель заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, который подвергается ничем не ограниченной критике. Объектов обратной «мозговой атаки» может быть конкретное изделие, процесс, сфера обслуживания и т.д. Формулировка задач должно содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы: что представляет собой объект, который требуется улучшить, какие недостатки объекта известны, что требуется получить в результате «мозговой атаки», на что нужно обратить особое внимание.

Обратная «мозговая атака» может быть использована в случае:

- уточнения постановки  изобретательских и рационализаторских  задач;

- разработки технического  задания или технического предложения;

- проведения экспертизы  проектно-конструкторской документации  на любой стадии разработки;

- двойная «мозговая атака» - ее суть заключается в том, что после проведения прямой «мозговой атаки» делается перерыв от двух часов до двух-трех дней, затем еще раз повторяется прямая «мозговая атака». При двойной «мозговой атаке» число участников может возрасти до 20 и более человек. Обсуждение задачи идет в непринужденной обстановке, во время перерыва, при этом допускается как бы «неофициальная» критика высказанных идей. После перерыва генерация высказанных идей продолжается, но уже с учетом высказанных замечаний;

- теневая «атака» - мнения  фиксируются на бумаге, затем  выполняется их обработка;

- метод индивидуальной  «мозговой атаки» - человек поочередно  выполняет роли «генератора»  и «критика».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Афоничкин, А. И. Управленческие решения в экономических системах: учебник для вузов / А. И. Афоничкин, Д. Г. Михаленко. Издательство: Питер , 2009 г. - 480 с.
    2. Балдин, К. В. Управленческие решения: учебник / К. В. Балдин, В. Б. Уткин, С. Н. Воробьев. Издательство: Дашков и К, 2012 г.- 495 с.
    3. Злобина, Н.В. Управленческие решения: учебное пособие / Н.В. Злобина. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 80 с.
    4. Литвак, Б. Г.. Разработка управленческого решения : учебник. – 6-е изд., испр. и доп. –М.: Дело, 2006. – 440с.
    5. Лукичева, Л. И. Управленческие решения: учебник по специальности «Менеджмент организации» / Л. И. Лукичева, Д. Н. Егорычев; под ред. Ю. П. Анискина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008.- 383 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Метод мозговой атаки