Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:34, контрольная работа
Метод принятия решения – это экономико-математический метод, используемый для принятия конкретного управленческого решения. В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может применять различные методы, которые способствуют принятию оптимальных решений. Некоторые методы универсальны и могут использоваться на нескольких или даже всех этапах процесса разработки и принятия решения.
Метод принятия решения –
это экономико-математический метод,
используемый для принятия конкретного
управленческого решения. В процессе
разработки и принятия управленческих
решений лицо, принимающее решение,
может применять различные
Например, на этапе диагностики
проблемы и формулировки ограничений
и критериев могут применяться
методы ситуационного анализа, к
которым относят метод «
Метод «мозговой атаки» - один из основных, используемых в организации при проведении экспертиз. Значительная роль при осуществлении «мозговой атаки» принадлежит руководителю, возглавляющему заседание экспертной комиссии. В реальной производственной деятельности это может быть совещание, которое согласовано руководителем для обсуждения той или иной возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее дальнейшее развитие с целью выработки и принятия управленческих решений.
«Мозговая атака» в ситуационном анализе, как правило, состоит из двух туров. В первом туре происходит генерирование идей, а во втором – обсуждение выявленных идей, их оценка и выработка коллективной точки зрения.
Первый тур проводится
так, чтобы каждый из присутствующих
мог свободно высказать свое мнение
о том, что, с его точки зрения,
определяет развитие ситуации, в соответствии
с какими закономерностями идет ее
развитие, какие управляющие воздействия
со стороны руководства
Любая высказанная идея должна быть обсуждена и не может объявляться ложной, даже если она представляется ведущему заседание заведомо бесперспективной. Если в процессе «мозговой атаки» в первом туре руководитель поддерживает лишь перспективные, с его точки зрения, идеи, то нередко это приносит худшие результаты.
Подчеркну, что задача первого тура «мозговой атаки» при определении факторов, влияющих на развитие ситуации, состоит в том, чтобы получить возможно более полную картину о факторах, которые могут влиять на ситуацию.
Во втором туре необходимо
из выявленных в первом туре факторов
оставить лишь наиболее существенные.
Для того чтобы сделать это
обоснованно и выбрать среди
них действительно
Здесь может быть использован так называемый метод суда. Участвующие в проведении второго этапа специалисты делятся на сторонников и противников высказанного мнения.
Сторонники пытаются привести
необходимые доказательства пользы
высказанной точки зрения, а противники
– их опровергнуть. Руководитель, основываясь
на результатах обсуждения, принимает
окончательное решение о
Если в процессе проводимого
ситуационного анализа
На этапе определения альтернатив необходимо выявить все возможные варианты решения проблемы, т.е. сформировать «поле альтернатив». На практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу, поэтому он как правило, ограничивает число вариантов сравнения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее подходящими. С этой целью нередко используют метод «мозговой атаки» (или метод номинальной группы) как метод генерации альтернатив, который полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, а затем принять решение. Этот метод был разработан в 1939 году американским ученым А.Осборном.
Методы «мозговой атаки» основываются на следующем психологическом эффекте. Если взять группу в 5-8 человек, каждому из которых предложить высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рациональной задачи, то в сумме можно получить N идей. Если предложить этой группе высказать идеи по той же задаче коллективно, то получится N*k идей. При этом оказывается, что N*k намного больше N. Во время сеанса «мозговой атаки» происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву.
Метод «мозговой атаки» предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора из них наилучшего. Он широко применяется в управленческой практике с целью получения максимального количества оригинальных идей за короткий промежуток времени (30, максимум 40 мин.). Причем экспертами могут быть как специалисты в этой сфере, так и дилетанты (специалисты в другой сфере).
Метод «мозговой атаки» при генерации альтернатив, также как и метод «мозговой атаки» в ситуационном анализе, предполагает разделение по времени и по исполнителям этапов «атаки». Участников разбивают на «генераторов» и «критиков». Генераторы высказывают как можно больше идей, а критики эти идеи оценивают. Все высказанные идеи записывают на бумаге или на магнитофон.
Существует несколько видов «мозговых атак».
Прямая «мозговая атака» - постановка задачи перед творческой группой может иметь самые разные форму и содержание, однако в ней должны быть четко сформулированы два момента: что в итоге желательно получить и что мешает получению желаемого. Постановка задачи должна отличаться краткостью. Она может быть представлена в виде описания проблемной ситуации. Дать более детальное изложение постановки имеет смысл, если описание проблемной ситуации дополняют предварительной формулировкой задачи в соответствии с операцией. Оптимальное число участников в творческой группе для проведения сеанса «мозговой атаки» составляет 5-12 человек, хотя допустимо меньшее или большее количество участников. Цель проведения прямой «мозговой атаки» состоит в выработке управленческого решения путем обсуждения предложенных идей для решения данной проблемы. Метод целесообразно использовать:
- при решении изобретательских
и рационализаторских задач в
самых разных видах
- на различных этапах
решения творческой задачи, в
частности на различных
- в сочетании с другими эвристическими методами.
Обратная «мозговая атака» - в ее основе лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции. Согласно этому закону переход к новому происходит через выявление и устранение дефектов в существующем. Таким образом, обратная «мозговая атака» направлена не на генерацию новых идей, а на критику уже имеющихся. Метод ориентирован не решение первой творческой задачи, т.е. его цель заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, который подвергается ничем не ограниченной критике. Объектов обратной «мозговой атаки» может быть конкретное изделие, процесс, сфера обслуживания и т.д. Формулировка задач должно содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы: что представляет собой объект, который требуется улучшить, какие недостатки объекта известны, что требуется получить в результате «мозговой атаки», на что нужно обратить особое внимание.
Обратная «мозговая атака» может быть использована в случае:
- уточнения постановки
изобретательских и
- разработки технического
задания или технического
- проведения экспертизы
проектно-конструкторской
- двойная «мозговая атака» - ее суть заключается в том, что после проведения прямой «мозговой атаки» делается перерыв от двух часов до двух-трех дней, затем еще раз повторяется прямая «мозговая атака». При двойной «мозговой атаке» число участников может возрасти до 20 и более человек. Обсуждение задачи идет в непринужденной обстановке, во время перерыва, при этом допускается как бы «неофициальная» критика высказанных идей. После перерыва генерация высказанных идей продолжается, но уже с учетом высказанных замечаний;
- теневая «атака» - мнения фиксируются на бумаге, затем выполняется их обработка;
- метод индивидуальной «мозговой атаки» - человек поочередно выполняет роли «генератора» и «критика».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ