Методика проведения SWOT-анализа. Образцы матриц SWOT

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:34, реферат

Описание работы

Что такое СВОТ-анализ? Когда и зачем он применяется? Существуют ли методы помогающие неспециалисту провести качественный SWOT-анализ?
В данной статье раскрывается методика проведения SWOT-анализа, перечислены параметры, на которые необходимо обратить особое внимание, приведены образцы стандартных матриц, используемых при его осуществлении. В статье приведены также собственные опытные разработки автора, помогающие осуществить качественный анализ.

Файлы: 1 файл

Metodika_provedenia_SWOT.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

Сильные стороны сети магазинов «У»

1. Имеет устойчивое конкурентное преимущество в виде уникального разработанного компанией ноу-хау организации торговли, позволяющего привлекать как средне обеспеченные слои населения так население с низкими доходами и контролирующее оптимальную скорость товарооборота.  
2. Торговая марка становится узнаваемой в СМИ благодаря новой программе PR.  
3. Руководитель подразделения, осуществляющий необходимый уровень контроля.

Слабые стороны

1. Ассортимент перестает соответствовать  тенденции изменения покупательских  предпочтений.  
2. Недостаточное финансирование маркетинга, включая рекламу, снижает возможности привлечения новых покупателей, и как следствие, товарооборот.

Возможности

1.Программы правительства Москвы  по защите малоимущих слоев  населения можно использовать  для поддержки развития магазинов. Благоприятное отношение органов власти к данному типу бизнеса.  
2.Тенденция отрасли к укрупнению размеров магазинов и вытеснению мелких торговых точек.

Угрозы

1.Высокая норма прибыли розничной  торговли «second hand» и низкие барьеры для входа делают ее крайне привлекательной для входа конкурентов, что может привести к ускорению процесса насыщения рынка и усилению конкуренции.  
2.Постоянное увеличение арендной платы может снизить прибыльность магазинов.  
3. Хищения персонала, преднамеренно неправильная оценка товара.

ЭТАП 2

Результаты заносятся в матрицу. В таблице №1 приведен один из вариантов  базовой матрицы SWOT

Таблица 1 SWOT анализ базовый

Эта матрица используется реже, чем  стандартная (Таблица 2), хотя, на мой  взгляд, она более удобна в применении и дает более точные результаты.

Таблица 2 Стандартная матрица базового SWOT анализа

]

Обычно в практике многих российских компаний на этом этапе использование SWOT-анализа заканчивается. Можно  действительно рекомендовать остановиться на данном этапе при отсутствии опыта проведения анализа ипри решении несложных задач и проблем. Если же дело касается решения важных стратегических задач или серьезных жизненно важных проблем, то желательно проделать более тщательный анализ.

ЭТАП 3

Следующим этапом возможности и  угрозы, выявленные в процессе анализа, разбиваются на три группы по приоритетности, необходимости концентрации усилий и средств и тщательности мониторинга.

На основании сделанного SWOT-анализа  были составлены матрицы угроз и возможностей для компании Х, приведенные на таблицах 3 и 4.

Таблица 3 Анализ угроз со стороны конкурентных сил

 

В поле немедленного реагирования попадают угрозы изменения таможенных правил и привлекательность рынка для  новых конкурентов.

Угрозу прихода в отрасль новых конкурентов компания может уменьшить путем увеличения своей доли рынка и развития бренда, что требует большего внимания к развитию маркетинга и достаточному его финансированию. Угроза повышения таможенных пошлин и изменения правил ввоза товаров может быть частично снижена путем применения стратегии диверсификации и введения в ассортиментный ряд товаров, в меньшей степени подверженных данной угрозе.

Матрица возможностей, показала, что  на поля наиболее благоприятных возможностей попадает возможности роста рынка, и программы властей по развитию производства и торговли товарами для малоимущих слоев населения. Возможности, предоставляемые растущим рынком, и положение компании в числе лидеров отрасли обуславливают применение одной из стратегий роста.

Преимущества государственных  программ, стимулирующих развитие сектора  товаров низшей ценовой категории, существенно важны при развитии сети магазинов компании, но их использование  осуществимо только при наличии  или развитии соответствующего уровня личных связей и выделении сотрудника отвечающего за данное направление в компании.

Таблица 4 Анализ возможностей, предоставляемых рынком

ЭТАП 4.

Особенно важен для выработки  правильных стратегический действий, хотя используется нашими компаниями крайне редко. С учетом выявленных возможностей и угроз выделяются основные взаимновлияющие группы «Возможности – сильные/слабые стороны» «Угрозы – сильные/слабые стороны» и составляется соответствующая матрица.

Эта фаза позволяет сделать стратегические выводы из проделанного анализа, точно структурировать проблемы и задачи, стоящие перед компанией и найти пути их решения с учетом имеющихся и предполагаемых ресурсов. Именно эта фаза анализа определяет стратегические цели развития компании.

Таблица 5 SWOT Комплексная оценка возможностей и угроз с учетом сильных и слабых сторон

Заключительным этапом становится формулировка основных стратегических направлений с учетом их важности. Стратегия формулируется на основании результатов матриц 3, 4 и 5.

Стратегические возможности и угрозы, которые требуют концентрации всех необходимых ресурсов для их реализации и соответствующие угрозы, требующие повышенного внимания и тщательного постоянного мониторинга, относятся к самой приоритетной части. Они должны находиться под постоянным контролем высшего руководства компании.

Возможностям, позволяющим ранжирование по мере освобождения требуемых ресурсов и угрозам, требующим контроля, предоставляется  средний приоритет. Контроль руководства  высшего и среднего звена, инвестирование из собственных или доступных кредитных источников.

Возможностям или угрозам текущего порядка дается низший приоритет. Они  находятся под контролем линейного  менеджмента, используются собственные  источники финансирования (по мере возможности)

Полученные результаты формулируются в стратегию компании, ее цели и задачи.

Вышеперечисленные матрицы составляются на основе качественных экспертных оценок.

Вариации SWOT-анализа для  профессиональных маркетологов.

Для тех, кто знаком с методами многокритериальных балльных оценок, экспертных оценок, статистического анализа вкратце привожу несколько более сложных матриц ситуационного анализа, которые позволяют произвести более точный анализ на основе количественных показателей и оценок.

Таблица 5 SWOT взвешенная бальная оценка. Оптовое подразделение компании Х

Матрица составлена на основе собственных опытных разработок автора и позволяет отслеживать изменение ситуации в динамике.

Следующая матрица применяется  в российской практике крайне редко  и требует высокой квалификации персонала и использования специального программного обеспечения обработки данных.

Таблица 6 Образец матрицы SWOT Статистическая оценка сильные, слабые стороны, возможности и угрозы

i F=1, ∑i G=1, ∑i V=1, ∑i U=1

Таблица 7 Образец матрицы SWOT анализа

Kabij[0;1] – коэффициент корреляции сильных и слабых сторон и возможностей и угроз

Формулы реализации потенциала:

R0i = Vi j(Fj Ksojj) - ∑l(Gl Kwoli ) , Rti = Ui j(Fj Kstij) - ∑l(Gl Kwtli)

Psi = Fi j(Vj Ksoij) - ∑l(Ul Kstil ), Pvi = Gi j(Vj Kwoij) - ∑l(Ul Kwtil )

Потенциал – степень участия сильной  или слабой стороны в существующих возможностях и угрозах.

Реализация  – способность реализовать возможность  или предотвратить угрозу.

Подведем итоги.

1.Для  осуществления базового варианта SWOT-анализа необходимо сначала выбрать основные параметры, влияющие на развитие ситуации и/или успешность организации на рынке. Приоритетом служат ключевые факторы успеха. Рассматриваем также основные возможности и угрозы, которые могут повлиять на компанию или рассматриваемую ситуацию.

2. Оцениваем представленность выделенных  факторов в компании. Ориентиром  для оценки работы компании  по выделенным параметрам служат  ожидания клиентов и достижения  ближайших конкурентов и лидера  рынка. Результаты оформляются  в матрицу (Таблицы 1 или 2)

3. Проводим оценку возможностей  и угроз по вероятности их  наступления и степени влияния  на рассматриваемую ситуацию. Результаты  заносятся в Таблицу 3 и 4.

4. Проводим анализ взаимовлияния  возможностей и угроз окружающей  среды и сильных и слабых  сторон компании. Анализ регистрируем либо в описательной форме либо в таблице ( Таблица 5)

5. Ранжируем выявленные факторы  по степени их важности и  оформляем окончательные результаты  анализа.

По  мере освоения метода можно начинать использовать экспертные бальные и статистические оценки (Таблицы 6, 7 и8)

Хотя, если Вы можете себе это позволить, то предпочтительнее обратится к  специалисту, лучше стороннему, для  получения 100% непредвзятого субъективного  анализа.


Информация о работе Методика проведения SWOT-анализа. Образцы матриц SWOT