Методологическая культура исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие методологической культуры исследования. Прежде чем перейти к рассмотрению главного вопроса рефе-рата необходимо выяснить само понятие методология, ее содержание, кото-рое включает в себя цель исследования, объект исследования и предмет ис-следования. Так же необходимо обратить внимание на изучение проблемы, принципов методологии исследования, рассмотреть процессуально-методологические схемы ИСУ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие методологии управления 5
Глава 2. Проблема в методологии исследования 9
Глава 3. Методологические принципы исследования 14
Глава 4. Процессуально-методологические схемы ИСУ 16
Заключение 20
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

ИСУ.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАЙУОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Исследование систем управления»

на тему: «Методологическая культура исследования»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. 201

 

                          А.В. Жуйков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чайковский, 2012

СОДЕРЖАНИЕ  

ВВЕДЕНИЕ

Методология исследования систем управления основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает определение целей, предмета исследований, границ исследования, выбор средств и методов исследований, средств и этапов проведения исследовательских работ.

Изучение методологий  исследования систем управления организацией выполняет три основные задачи:

- направляет внимание руководителя на актуальные или перспективные проблемы, решение которых позволяет повысить эффективность организации;

 - углубляет понимание руководителем регулируемых процессов, а также условий и обстоятельств, в которых действует организация;

 - позволяет руководителю действовать более рационально, т.е. экономить время и ресурсы.

Чтобы исследование помогло  руководителю решить перечисленные  задачи, оно должно быть организовано, выполняемые действия должны быть упорядочены. Для этого необходимо освоить основные понятия, которые применяются при изучении систем управления. Знакомство с ними поможет руководителю сориентироваться в результатах исследования, квалифицированно и грамотно сформулировать цель исследования.

Целью данной работы является раскрытие методологической культуры исследования. Прежде чем перейти к рассмотрению главного вопроса реферата необходимо выяснить само понятие методология, ее содержание, которое включает в себя цель исследования, объект исследования и предмет исследования. Так же необходимо обратить внимание на  изучение  проблемы,  принципов методологии исследования, рассмотреть процессуально-методологические схемы ИСУ.

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Методология — это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Содержание методологии  представлено на рисунке 1:

текущие

 

Цель и предмет исследования

перспективные

 

Системный

 

Эмпирический

Аспектный

Подходы

Прагматический

Концептуальный

 

Научный

   

Жесткие

Ориентиры и 

ограничения

Мягкие

Предсказуемые

(явные)

Непредсказуемые

(не явные)

 

Пути  и средства исследования

 

Методы исследования

Специфические

Формально-

логические

Общезначимые


 

 

Рисунок 1- Содержание методологии исследования управления.

 

 

 

 

 

Любая деятельность человека характеризуется методологией, но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль.  

Цель исследования заключается  в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития, но это общее представление о цели. На практике проведение исследования преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в будущем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.

Цели исследования могут  быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими.

Методология любого исследования начинается с постановки и формулирования его цели.

Объектом исследования является система управления, но в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках. Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения.

Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности.

Предметом исследования является проблема. Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.

Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются "вечными", другие — преходящими или созревающими.

Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании. Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы. Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка (плясать от печки — народная мудрость), с которой исследование начинается, та,  которая определяет его направленность относительно цели.

Подход может быть аспектами системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный  подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

Подход может    быть       эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.

Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения — явными или неявными.

Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические.                                                          

Формально-логические методы — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.

Специфические методы — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА В МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

Часто путают проблему с  задачей. Они различаются тем, что  задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных.

Наиболее типичными  проблемами в исследовании управления являются проблемы совершенствования организации управления, технологии управления (разработки управленческих решений), системы эффективных мотиваций деятельности, разработка стратегий и инноваций и др. И каждую из этих проблем можно решить только на основе ее исследования, т. е. на основе определения ее истоков, содержания, роли в развитии управления, последствий нерешения и возможностей решения и пр.

Проблема — это  противоречие, которое не всегда тождественно задаче. Оно несет в себе в той или иной степени элементы новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.

Исследование предполагает не только применение, какого - либо известного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы, возможностей, в ней заложенных, трудностей, которые следует преодолеть.

В практике исследования систем управления большое значение имеет:

•  отделение реальных проблем от псевдореальных;

•  отбор реальных проблем по критерию необходимости  их разрешения;

•  отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;

•  выбор проблем  в соответствии с критерием возможностей их разрешения. Существуют реальные и мнимые проблемы. Мнимые проблемы можно разделить на три вида:

а) уже не проблемы, т. е. проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы;

б) еще не проблемы, т.е. проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения;

в) никогда не проблемы, т. е. проблемы для которых не существует решений.

Проблему как предмет  исследования характеризуют следующие  параметры: качество проблемы, определение проблемы, постановка проблемы.

Качество проблемы — это ее реальность, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и класс проблемы.

Определение и распознавание проблемы является важным этапом исследования систем управления. Оно предполагает комбинацию и последовательность множества различных операций.

  1. Формулирование проблемы, состоящее из воплощения, постановки центрального вопроса; контрадикции,  т.  е.  фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы;  финитизации — предположительного описания предполагаемого результата.

2.    Построение проблемы, представленное операциями стратификации-расщепления проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; композиции — группировки и определения последовательности решения подвопросов, составляющих проблему; локализации — ограничения поля изучения в соответствии с потребностями исследования, отграничения известного от неизвестного в области объекта исследования; вариантификации — выбора установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиска альтернатив для всех элементов проблемы.

 3. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями, как кодификация — выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.; инвентаризация - проверка наличных возможностей и предпосылок; когнификация — выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании; уподобление — нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой; квалификация — отнесение проблемы к определенному типу.

Информация о работе Методологическая культура исследования