Методы бизнес-диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:49, реферат

Описание работы

Комплексная бизнес-диагностика призвана выявить и понять проблемы предприятия, его слабые и сильные стороны, место предприятия на рынке и среди конкурентов, дать количественную и качественную оценку состояния предприятия как целостного организма по отношению к внешнему бизнес-окружению и в то же время сложной системы, включающей организационную, производственную, финансовую, управленческую структуры во всех их взаимосвязях.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………...3
2. Бизнес-диагностика: общие понятия …………………………...………….4
3. Методы бизнес-диагностики…………………………………………..........6
4. Заключение…………………………………………………………….……11
5. Список литературы…………………………………………………….…...12

Файлы: 1 файл

Методы бизнес-диагностики.docx

— 380.05 Кб (Скачать файл)

     Министерство образования и науки Российской Федерации

     ГОУ ВПО «Марийский Государственный  Технический Университет» 
 
 
 
 

     Кафедра менеджмента и бизнеса 
 
 
 
 

     Реферат

     по  дисциплине «Основы менеджмента»

     «Методы бизнес-диагностики» 
 
 
 
 
 

     Выполнила: ст. гр. ЭУН-41

     Проверила: Руденко С. А. 
 
 

     Йошкар-Ола

     2010 
Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………...3
  2. Бизнес-диагностика: общие понятия …………………………...………….4
  3. Методы бизнес-диагностики…………………………………………..........6
  4. Заключение…………………………………………………………….……11
  5. Список литературы…………………………………………………….…...12

 

      Введение

     Комплексная бизнес-диагностика призвана выявить  и понять проблемы предприятия, его  слабые и сильные стороны, место предприятия на рынке и среди конкурентов, дать количественную и качественную оценку состояния предприятия как целостного организма по отношению к внешнему бизнес-окружению и в то же время сложной системы, включающей организационную, производственную, финансовую, управленческую структуры во всех их взаимосвязях.

 

     

     Бизнес-диагностика: общие понятия

     Бизнес-диагностика — прогнозное, оперативное и ретроспективное комплексное исследование хозяйственной деятельности предприятия на предмет непрерывного обновления информации с целью разработки системы экономических планов предприятия.

     Комплексная бизнес-диагностика деятельности предприятия выступает важным фактором организации планового развития системы управления предприятием в целях финансового его оздоровления; увеличения рентабельности производства; повышения реальной управляемости компаний; роста рыночной привлекательности и пр.

     Главное предназначение бизнес диагностики — обеспечение целостности и регулярности проводимых планово-аналитическими службами предприятия либо внешними консультантами исследований. Целостность проводимых исследований обеспечивается краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным характером бизнес диагностики.

     Краткосрочный анализ нацелен на обеспечение гибкости оборотных средств и текущих обязательств при постоянстве основного капитала и долгосрочных источников финансирования. Это должно отражать степень возможностей менеджмента компании в текущем управлении бизнеса.

     Среднесрочный анализ предполагает возможность увеличения собственных средств за счет накопления прибыли и наращивания основных средств.

     Долгосрочный  анализ базируется на обеспечении гибкости всех активов и пассивов, включая долгосрочное привлечение средств за счет эмиссий акций, образования совместных предприятий, долгосрочного залогового кредитования и др.

     Западная  теория создания обособленных бизнес единиц оказалась для нас неприемлемой, так как мы не могли допустить, чтобы кто-то выплыл, а кто-то нет. В долгосрочной перспективе, по нашим расчетам, все заводы имели шансы на безубыточность. Вообще, решение многих проблем российских предприятий не терпит поспешности. Рано или поздно резкие решения «аукнутся». С этой точки зрения, комплексная бизнес-диагностика является тем методологическим элементом, который позволяет представить процесс в динамике, учитывая возникающие отклонения и возможность перехода на новый приемлемый этап развития, предусмотренный в бизнес диагностике, благодаря ее комплексности.

 

      Методы бизнес-диагностики

     При комплексной бизнес-диагностике выполняются следующие виды анализа:

  • ситуационный;
  • организационно-управленческий;
  • финансово-экономический;
  • производственно-хозяйственный;
  • анализ кадрового потенциала.

     Задачей ситуационного анализа является определение положения предприятия (ситуации, места) в общем экономическом пространстве, основных факторов, воздействующих на предприятие, а также его укрупненных характеристик.

     Понятие ситуационного анализа близко понятию SWOT-анализа (преимущества, недостатки, возможности, угрозы), но они не совпадают.

     В результате проведения SWOT-анализа определяется матрица, которая дает качественную характеристику предприятия (табл. 1).

     Табл. 1. Матрица SWOT-анализа

     

     В отличие от качественного ситуационный анализ дает более полные и подробные  результаты, в которых отражаются количественные характеристики предприятия  и его положение во внешней  среде (табл. 2).

 

     Табл. 2. Проведение ситуационного анализа и содержание его этапов

     

     Организационно-управленческий анализ оценивает состояние системы управления предприятием. Предметом этого вида анализа является организационная структура предприятия, т.е. структурные подразделения, взаимодействия и связи между ними. Анализируется иерархическая структура (система подчиненности), как и кем осуществляются выработка, передача, исполнение и контроль управленческих решений, как организовано делопроизводство и учет, как передается информация, как она доходит до руководства, до исполнителей, в какой степени развиты и совершенны организационные структура, технологии и культура.

     Проведение  такого исследования должно опираться  на анализ системы целей предприятия. Это позволяет определить, насколько  организационно-управленческая структура  соответствует целям и стратегии  развития предприятия. Основные направления  анализа и их содержание представлены в табл. 3.

     Табл. 3. Организационно-управленческий анализ и его этапы

     В задачи финансово-экономического анализа входят:

     - оценка текущего финансового  состояния, результатов и эффективности  деятельности предприятия; 

     - оценка динамики финансово-экономических  показателей за определенный  период времени и составление  прогноза изменения этих показателей  на ближайшую перспективу; 

     - оценка существующих финансовых  ограничений; 

     - выявление и оценка возможных  источников финансирования планируемых  мероприятий. 

     Специфика антикризисного управления при проведении финансового анализа выводит  на первый план оценку платежеспособности и кредитоспособности предприятия. Результаты такого исследования должны ответить на четыре главных вопроса:

     1) может ли предприятие исполнять  свои текущие обязательства в  текущем режиме;

     2) если предприятие привлечет заемные  средства под свои программы  и разрабатываемые меры, то сможет  ли оно затем эти средства возвратить;

     3) если предприятие имеет долги,  то способно ли оно самостоятельно  их погасить в обозримой перспективе; 

     4) насколько качественно, привлекательно  и эффективно имущество, которым  обладает предприятие, чтобы иметь  возможность в случае необходимости  использовать его как источник  покрытия долгов?

     Табл. 4. Финансово-экономический анализ и содержание его этапов

     

     Анализ  производственно-хозяйственной  деятельности призван оценить уровень использования производственных ресурсов предприятия при производстве и реализации продукции, выявить резервы повышения эффективности их использования. Для этого проводится исследование состояния производственных мощностей, износ оборудования, степень его загрузки и возможностей модификации, а также анализируются используемые материальные и трудовые ресурсы, производительность труда. Общая схема анализа представлена в табл. 5.

 

     Табл. 5. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия и содержание его этапов

     

     Задачей проведения анализа кадрового потенциала является оценка качества персонала с точки зрения его соответствия целям, задачам и стратегии предприятия. Схема анализа представлена в табл. 6.

     Табл. 6. Проведение анализа кадрового потенциала и содержание его этапов

     

 

Заключение

     Таким образом, бизнес-диагностика позволяет  решить важные проблемы взаимоувязки различных аспектов деятельности фирмы:

     — «Увязка» целей роста объема, прибыльности операций и сохранения приемлемой финансовой стабильности (какой оптимальный уровень финансовых резервов, отвлекаемых от осуществления хозяйственной деятельности, необходим для поддержания разумного уровня платежеспособности компании).

     — «Состыковка» задач текущего и перспективного развития (каково оптимальное распределение  средств между текущими потребностями и осуществлением капитальных вложений).

     — Оптимизация политики в области  ценообразования (насколько цены компании обусловлены среднерыночным уровнем и насколько - задачами конкурентной борьбы) и др.

     Ниже  приведён практический пример диагностической оперативности, в результате которого Московский оператор сотовой связи «МТС» получил реальный шанс стать лидером московского рынка мобильной связи, что было связано со своевременным использованием появляющихся преимуществ. Сначала компания использовала свои возможности едва ли наполовину. Слабость аналитической базы в изучении и прогнозировании изменений на рынке услуг мобильной связи проявлялась во всем: от названия «МТС», которое ассоциировалось у общественности с машинно-транспортной станцией до организации абонентской службы. К 1998 году «MTC» стал активнее и начал отбирать у своих конкурентов наиболее обеспеченных бизнес абонентов. Условия конкуренции побудили менеджмент компании более системно и тщательно анализировать состояние бизнеса, внедрить систематическую бизнес-диагностику. Благодаря использованию ее результатов сегодня «МТС» обслуживает более двух третей всех бизнес пользователей московского рынка.

 

      Список литературы

  1. Бизнес-диагностика предприятия: методические указания / сост. Е.М. Королькова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 20 с.
  2. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / А.А.Томпсон, А.Дж. Стрикленд ; пер. с англ. ; под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.
  3. Мазур, И.И. Реструктуризация предприятий и компаний: справочное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. – М.: Высшая школа, 2000.
  4. Организационное управление: учебное пособие. – М.: ПРИОР, 1998.
  5. Кован С.Е. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие \ С.Е. Кован, Л.П. Мокрова, А.Н. Ряховская; под ред. М.А. Федотовой, А.Н. Ряховской. – М.: КНОРУС, 2009. – с. 48-52.

Информация о работе Методы бизнес-диагностики